Елена Зайцева
Критический обзор(О стихах Елены Петуховой в свете одного – любопытного, на мой взгляд – обстоятельства) Стихи хорошие. Более того – они прекрасные, но возьмись я рассказывать, насколько они прекрасны, вы бы, думаю, сильно заскучали, а потом бы и вовсе со скуки умерли. Не потому что прекрасное скучно. Скучны похвальбы. Скажу только, что стихи «серебряные» – такая вот лохвицко-северянинская веточка, страстная, себялюбивая. Страсть эта иногда болезненная, а себялюбие смешное, но не судить же победителя, лучше процитировать:
Об обещанном любопытном обстоятельстве. Не посмотреть ли нам, как «данный конкретный» автор расчеловечивается? Напомню, «расчеловечивание» – центральное понятие в известной статье Ортеги-и-Гасета «Дегуманизация искусства» и означает оно уклонение художника от «человеческого ядра», от того, чему можно было бы радоваться или сочувствовать. Проще говоря, от «истории Хуана и Марии» (ещё проще: Ивана да Марьи). Такое уклонение, по Ортеге, – неизбежно, оно открывает возможность чистого эстетического удовольствия, не затуманенного личными переживаниями (причём, возможность такая открывается только для особой «высокоэстетичной» касты людей, ибо далеко не все способны к восприятию этой чистой художественности). Всё новое искусство, таким образом, – совсем новое, принципиально новое, и к старому возврата – нет («…Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд, свидетельствует о несомненном: о невозможности возврата к прошлому»)… Возврата нет? А как же наша «серебряная Элен»? Понятно, что она «зачеловечена» и ещё как: ей только и делаешь, что сочувствуешь, она только и делает, что чувствует. Да она вообще чувственная! Первое. Не «нет возврата», а есть и будут: возвраты, параллели, смешения. Будут работать геометрично-безлично «по Ортеге», а рядом – человечно, слишком человечно, а рядом… о, а рядом! Недавно я, кажется, поняла всю странность милого сердцу «оборонщика» Егора, поняла, почему такие запредельные песни – и такие никакие стихи/тексты. Всё просто: они – многие – действительно никакие! Но песни, часто бывает, устроены так: человеческая, «подъёмная» (полётная!), эмоциональная, сердечная мелодия – и почти вовсе «расчеловеченный» текст (уже не то что «человеческих мелодрам» не найдёшь, а и всякие человеческие значения сняты, «вода» значит всё, что угодно, «радуга», «война», «радость» – вообще всё значит всё, что угодно)… Смешение. Пример удавшегося, великолепного смешения… Сегодня нет «стилистического единообразия», сегодня есть бардак. Но это бардак, позволяющий смешивать и параллелить. Бардак, лояльный к возвратам, – и это правильно! Вопрос возврата – он неколлективный. Это индивидуальный вопрос. Будь Серебром, будь Золотом. Будь лиричным, романтичным, человечным, истеричным – будь, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ. Петухова – смогла. Второе. Степень «зачеловеченности» мы тут, конечно, хорошо и быстро определили: высокая. Где чувственное, там человеческое. Но тут ведь вот какая загвоздочка: это не «история Хуана и Марии». Это о Времени история. О Времени, которому не хотят отдавать… что? Ничего. Ни душу, ни тело. Эрос этот сюда приглашён только чтобы Танатос не надеялся. «…Не подстилкою – нежной периной / Ты меня под себя подложи... Упокоимся с миром...»; «…Давай убьем – по пьяни – время, / Пока оно не сшибло нас» и, наконец:
И наконец! -
Чувство времени – штука человеческая, конечно, но отнюдь не народная. «Антинародная» даже. Временем никогда не занималась «куча нормальных людей», всегда «кучка ненормальных уродцев». И вот с этой позиции Елена Петухова нова несмотря на всю её «серебряновековость». Нова прямо-таки по Ортеге, формулирующему новое искусство как «ненародное по-своему существу, более того – антинародное». От народа Петухова страшно далека, далека так, как только мечтали бы многие и многие навроде бы модернисты. Народу, «куче нормальных людей», всегда будет казаться, что они понимают, о чём речь, всегда будет казаться, что она и впрямь об «острейшем слияния миге». Тогда как для неё ЛЮБОЙ МИГ – куда более острый, чем эта самая «куча нормальных людей» может себе представить. Это острое и делает стихи хорошими. Остро хорошими. То есть – прекрасными.
P.S. Стихи Елены Петуховой можно найти в электронном журнале «Новая Литература», а также на многих других литературных сайтах. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Плечики металлические оптом купить вешалка плечики металлическая. . александр степанов аудиокниги . Список лучших букмекерских контор в России |