HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Елена Зайцева

…В итоге - Серебро

Обсудить

Критический обзор

(О стихах Елены Петуховой в свете одного – любопытного, на мой взгляд – обстоятельства)

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 17.04.2007
Елена Зайцева. …В итоге - Серебро. Иллюстрация

Стихи хорошие. Более того – они прекрасные, но возьмись я рассказывать, насколько они прекрасны, вы бы, думаю, сильно заскучали, а потом бы и вовсе со скуки умерли. Не потому что прекрасное скучно. Скучны похвальбы. Скажу только, что стихи «серебряные» – такая вот лохвицко-северянинская веточка, страстная, себялюбивая. Страсть эта иногда болезненная, а себялюбие смешное, но не судить же победителя, лучше процитировать:

 

Какой соблазн – приблизить час банкротства,

В искусство возведя уменье лгать,

И, вдарившись в лихое мародерство,

Все светлое на клочья разодрать!

 

Какая роль! Почти как в "Мулен Руже".

Чем ярче блеск, тем сладостней обман.

Росток тоски мы знойностью иссушим,

А боль затопчет яростный канкан.

 

Какой финал! Игра цветных камений.

За диадемой не узреть лица...

Я – куртизанка горьких заблуждений –

Хочу сиять, не грея... До конца!!!

 

Об обещанном любопытном обстоятельстве.

Не посмотреть ли нам, как «данный конкретный» автор расчеловечивается?

Напомню, «расчеловечивание» – центральное понятие в известной статье Ортеги-и-Гасета «Дегуманизация искусства» и означает оно уклонение художника от «человеческого ядра», от того, чему можно было бы радоваться или сочувствовать. Проще говоря, от «истории Хуана и Марии» (ещё проще: Ивана да Марьи). Такое уклонение, по Ортеге, – неизбежно, оно открывает возможность чистого эстетического удовольствия, не затуманенного личными переживаниями (причём, возможность такая открывается только для особой «высокоэстетичной» касты людей, ибо далеко не все способны к восприятию этой чистой художественности). Всё новое искусство, таким образом, – совсем новое, принципиально новое, и к старому возврата – нет («…Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд, свидетельствует о несомненном: о невозможности возврата к прошлому»)…

Возврата нет? А как же наша «серебряная Элен»? Понятно, что она «зачеловечена» и ещё как: ей только и делаешь, что сочувствуешь, она только и делает, что чувствует. Да она вообще чувственная!

Первое. Не «нет возврата», а есть и будут: возвраты, параллели, смешения. Будут работать геометрично-безлично «по Ортеге», а рядом – человечно, слишком человечно, а рядом… о, а рядом! Недавно я, кажется, поняла всю странность милого сердцу «оборонщика» Егора, поняла, почему такие запредельные песни – и такие никакие стихи/тексты. Всё просто: они – многие – действительно никакие! Но песни, часто бывает, устроены так: человеческая, «подъёмная» (полётная!), эмоциональная, сердечная мелодия – и почти вовсе «расчеловеченный» текст (уже не то что «человеческих мелодрам» не найдёшь, а и всякие человеческие значения сняты, «вода» значит всё, что угодно, «радуга», «война», «радость» – вообще всё значит всё, что угодно)… Смешение. Пример удавшегося, великолепного смешения… Сегодня нет «стилистического единообразия», сегодня есть бардак. Но это бардак, позволяющий смешивать и параллелить. Бардак, лояльный к возвратам, – и это правильно! Вопрос возврата – он неколлективный. Это индивидуальный вопрос. Будь Серебром, будь Золотом. Будь лиричным, романтичным, человечным, истеричным – будь, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ. Петухова – смогла.

Второе. Степень «зачеловеченности» мы тут, конечно, хорошо и быстро определили: высокая. Где чувственное, там человеческое. Но тут ведь вот какая загвоздочка: это не «история Хуана и Марии». Это о Времени история. О Времени, которому не хотят отдавать… что? Ничего. Ни душу, ни тело. Эрос этот сюда приглашён только чтобы Танатос не надеялся. «…Не подстилкою – нежной периной / Ты меня под себя подложи... Упокоимся с миром...»; «…Давай убьем – по пьяни – время, / Пока оно не сшибло нас» и, наконец:


 

Задиристо щурясь, Лолита

Улыбкой спешила отдаться,

И ямки на щечках открыто

Играли в стихии румянца.

 

Мужчин изумленные взгляды

С проворством воровки ловила –

Вдали от церковной ограды,

С надгробья заросшей могилы...

 

И наконец! -


 

…Я голову собью о стенки

И боль вложу – какая есть

В стихи... и в них останусь – здесь,

Живей сейчас живущей Ленки!

 

Укол пера – фантома шалость –

Под звук разбитого стекла

Напомнит вам, что я – была!

Жила ль? Неважно.

Я – осталась!!!

 

Чувство времени – штука человеческая, конечно, но отнюдь не народная. «Антинародная» даже. Временем никогда не занималась «куча нормальных людей», всегда «кучка ненормальных уродцев». И вот с этой позиции Елена Петухова нова несмотря на всю её «серебряновековость». Нова прямо-таки по Ортеге, формулирующему новое искусство как «ненародное по-своему существу, более того – антинародное». От народа Петухова страшно далека, далека так, как только мечтали бы многие и многие навроде бы модернисты. Народу, «куче нормальных людей», всегда будет казаться, что они понимают, о чём речь, всегда будет казаться, что она и впрямь об «острейшем слияния миге». Тогда как для неё ЛЮБОЙ МИГ – куда более острый, чем эта самая «куча нормальных людей» может себе представить. Это острое и делает стихи хорошими. Остро хорошими. То есть – прекрасными.


 

Застенчивая сжатость лепестков

Шкатулки каплевидного тюльпана

Таит мотив невысказанных слов,

Нектарность недопитого бокала.

 

В плену тревожно-трепетной тоски

Предчувствую начало увяданья,

Когда вдруг разомкнутся лепестки

И – невесомо – выпорхнет признанье,

 

Сольется с ароматами весны,

Оставив мне осколки от флакона...

Но выход есть. Мы будем спасены!

Я засушу молчание бутона...

 

P.S. Стихи Елены Петуховой можно найти в электронном журнале «Новая Литература», а также на многих других литературных сайтах.

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Плечики металлические оптом купить вешалка плечики металлическая. . александр степанов аудиокниги . Список лучших букмекерских контор в России
Поддержите «Новую Литературу»!