HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Елена Зайцева

Проза жизни (или наоборот) (№26)

Обсудить

Критический обзор

Критический обзор №26
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.01.2007
Иллюстрация. Название: Зебра. Автор: Елена Зайцева

Год начался прозаично, первые три автора – с рассказами.

«Снегири» Александра Тажбулатова – грустный картинный рассказ про «бездомного без возраста, с темным от уличной жизни лицом, заросшего на зиму или навсегда бородой с проседью». Рассказ хороший – по-своему. А по-моему – слишком уж грустный, слишком картинный. Меланхоличный, какой-то навязчиво-нагнетающий: бездомного и так жаль, сразу, в самом начале, и наверное, не нужно было столько снега (столько воды?)…

Отдельно неплохи «рыночные» наблюдения, как раз не-меланхолические, а живенькие, даже живые («У цветочниц еще нет покупателей, и они вкусно, под сладкий чай из термосов, курят и рассказывают друг другу самые свежие сплетни. Смеются иногда весело и громко. Будто собрались давние подруги. Но вот редкий прохожий бросает взгляд на цветы под стеклом…»). То же и Соломону Воложину глянулось (статья «Красота ДОЛЖНА спасти мир!»). Статья, кстати, как всегда великолепная: горячий диалог с оппонентом-собой, ошеломляющие догадки – «Ведь этот бывший зек противопоставлен снегирю». Это просто какая-то магическая фраза, я медитирую, я вновь и вновь представляю, как бывшего зэка противопоставляют снегирю…

«Максим-лесник» Андрея Елагина, пусть вас не напугает обилие «дырок» и «спермы», – текстик очень милый, идеалистический по духу, а по форме лёгкий, легко ступающий, местами забавный, местами – нет. Максим – наркоман, Максим – больной, зато он ищет Любовь (То, Не Знает Что, и может быть, это Любовь). Или так: Максим ищет Любовь и вообще он славный малый, только садист и убийца. Или (вдруг приходит в голову следовательнице): «Если то, что ты говоришь, рассмотреть не вдумываясь в то, что этого не может быть, то ты – необыкновенный человек. И был прав». Выбирайте.

Рассказы «from псих» – совсем не редкость, скорее наоборот, шлют их и в «Новую Литературу» в немаленьких количествах, но сделаны они, по большей части, тяжеловесно, убеждают в своей «психопатологии» натужно. У Елагина этой долбёжки-убеждёжки нет.

В этом же смысле красив, удачен, например, рассказ Хелью Ребане «Не все деревья одинаковые», где «фантастические условия» даются по ходу, а не вводным блоком – ну, знаете, как бывает: я житель такой-то планеты, моя планета похожа на гренку, а мы на крокодилов, и вот что из этого следует… Читаешь и думаешь: ты – житель планеты Земля, она похожа на мяч, а ты на неудачливого автора, пишущего глупый рассказ. О Елагине (и о Ребане, конечно) я думаю другое.

В психушке Максима спрашивают:

– Тебя за что сюда?

– За реальность.

О как. Браво, смешно (или: право, смешно…). Кстати, о смешном. Вся порнушка тут «фарсовушка». И весь попс тут фарс. Так что ещё раз: не напугайтесь. Как я, например, когда во первых строках «в воздухе, по-летнему сухом и жарком, повеяло свежестью». А потом ещё и «лёгкий бриз» стал нагонять «слабые волны» к берегу. Нууу, думаю, сейчас будет сто двадцать страниц босыми ногами по золотому песку. Но обошлось. Это автор так шутит. Это вообще текст-шутка, текст-небрежность, текст-«просто так», в нём нет литературной печали тажбулатовских «Снегирей», нет метафорических тщаний следующего текста, о котором ниже («ваше высокохудожественное окно, озаряющее нашу костную мглу аки светоч просвещенного милитаризма»). Но почему-то эта шутка кажется серьёзнее. И даже, вот парадокс (и даже нет никакого парадокса!), – чище…

Пётр Белосветов – автор, конечно, совершенно не «мой», со скрипом мне далось даже «Окно», а ведь это лучший из присланных им текстов. Говоря по-евоному, реализьм, твою мать!

Автор – большой знаток жизни (особенно женской), причём знаток-затейник, всё с прибауткой, а то и со «стишатами» («Каковы дела, таковы и стишата»). Стишата пописывает и главная героиня. Иногда. Когда не разглядывает свои оплывшие ноги, не устраивает бистро-отдых от капустки, не занята нашими маленькими женскими радостями («трюмо, косметичка, кухонное царство и, конечно же, ванна»), не… не философствует!

«Что я такое? Нет, серьезно, без дураков, безо всяких там куртуазных «что делать» и англоидных «to be». Без многозначных печалей и философской педерастии. Что такое представляет из себя мое «Я» как единица? Мыслящий жир? Студенистое либидо? Тридцатилетняя самка, алчущая мужика и карьерного роста?»

О! А я говорю «реализьм»… Это уже сюр какой-то, экзистенция, достоевщина, едрёна корень. Тварь я сосущая или право имею!

И ведь это ещё не всё. Однажды Наденька… Но не буду портить интригу. Сами читайте, ёшкин блин!

 

…Я даже знаю, как объединить этих трёх авторов (кроме того, что они «2007-первенцы»). Они пишут так, как я не умею.

Поймите правильно: говорю так не потому, что всё умею, или многое умею, а как раз наоборот – потому, что очень мало умею. Но плохие, слабые тексты не только быстропроизводимы (за редким исключением), но и быстровоспроизводимы. Процентов 70-80 присылаемого на «Новую литературу» – из этой оперы, опера «Я и сам так могу» называется.

А эти три случая из других опер. Это другой уровень, так я не могу. Я и Белосветова могу кривлять только чуть-чуть, у него огромный диапазон, от вполне приемлемого остроумия до действительно красивой точности (пусть и с пиком явной пошлости, переборов, недоборов и прочих прелестей)…

Что всё это значит?

Что в журнал приходят неплохие авторы.

И плохие, конечно, приходят (о них в следующем обзоре), литературная жизнь – она ведь тоже как зебра: полоса белая, полоса чёрная. Будем надеяться, что хвостом всё не закончится.

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!