HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Елена Зайцева

Мини. Осень (№33)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.12.2007
Иллюстрация. Автор: Mr.Evil. Название: "X-files". Источник: imageserver.ru

 

 

 

…4 сентября. Янина Андерсон, миниатюра «Потерянные».

Он-Она, Сон-Явь, Любовь-Смерть – похоже на штриховой рисуночек, всё очень условно, чёрно-бело. Но смотрится неплохо, миниатюра ведь как раз допускает такую штриховку (для текста покрупнее – было бы совсем уж схематично, обесцвеченно).

 

1 октября, 3 ноября. Игорь Васильев, «Конопля зацвела (кубанская быличка)», «Русская быличка – XXI в».

Понравилось слово… нет, не «конопля». «Быличка». Поискала – «рассказ о якобы происшедшем в действительности чудесном событии, в основном о встрече с духами» (http://enc.mail.ru), быличка = страшилка.

 

«…И сколько их тут?» – невольно подумала хохотушка. Она стала считать головы. Телега ехала мимо и никак не могла проехать, словно тащила за собой на невидимых веревках. «Отдай! Моя! Моя!» – истошно завопил один из казаков. Его голова оказалась лежащей на краю кучи. Призрачный возница свистнул. Лошади понеслись: «Отдай, сволочь!» – продолжал вопить казак, убегая в ночь…»

 

Ничего так, страшненько. Только вопрос: чем, простите за дотошность, продолжал вопить казак, если голова на возу? Хочу представить и не могу…

 

15 октября. Яна Кандова, «Песня о свободных птицах».

Хорошая песня, «Буревестника» доча.

Над седой равниной моря пела песнь златая птица. А навстречу ей вороны: «Ты чего тут разлеталась?» И сказала птица гордо: «Где хочу, там и летаю!» Рассердилися вороны – и, конечно, заклевали (краткое содержание).

 

Эва Ытываль (чтобы в числах/жанрах не путаться, пишу: октябрь, тексты).

Я уже говорила по Ытому творчеству. Боясь повториться: по-прежнему чего-то не хватает. Недостаточно оно ясное – и неясное недостаточно. Понимаю, что звучит странно, пробую пояснить.

На форуме упомянули Валерия Роньшина, и я нашла я его миниатюрку «Гороховый суп». Вот этот «Суп» – и бессмысличка, и не без смысла, не без серёдки. Серединка (не графическая, а логическая, алогическая точней): «– Ладно, сынок, – сказал папа, – какая разница, кто умер. Давай лучше суп есть. А то остынет». А, скажем, эвин «Большой брат» то ещё начинается, то уже кончился. Головоног какой-то. Середина, начинка – где?

 

13 ноября. Ура! Шааранин.

Он мне сразу понравился, с голосования, с именования. «Шааранин – литературный псевдоним Александра Шаранина». Разница в букву, а совсем другой порядок, другое качество: в «Шаранине» этот «шар» всё перекрывает, а «Шааранин» звучит именем, кастой, верой, (ино)планетностью какой-то (марсианин, землянин, чатланин)…

Вообще слух отменный, это просто петь надо (на музыку «секс пистолз. Такого старинного ансамбля»!):

 

«Появился менеджер. Он медленно шёл по белому мраморному полу и хотел, наверное, меня осчастливить каким-нибудь продуктом или услугой. В его редких кудрявых волосах путались визуализированные мной незабудки. Вокруг его жирного чела летали жёлтые сытые мотыльки. – Здравствуйте! – сказал старший менеджер…»

 

«Крещенский чувствовал прилив бодрости и злости. Он купил сигареты в ларьке и вдруг почувствовал, что тело его растет и превращается в огромную движущуюся глыбу.

– Вот он я! – воскликнул Крещенский и пошёл по городу…»

 

«И пошёл по городу»! У меня как-то рыбёнок совершенно обэриутский стих выдал: «Идёт по улице таракан. Ищет, ищет – вот и всё». Надо, знаете ли, быть очень большим тараканом, чтобы идти по улице. Да ещё и искать (да ещё и вот и всё!). Надо быть очень большим Крещенским. Очень ищущим позитива («Его огромное тело накрыло город, порвав электрические провода. – Позитив! – воскликнул Крещенский и слегка пошевелился. Воздух наполнился разреженным электричеством и засверкал…»). Читайте «Записи Имбо Дауна», Имбо – это позитив! :)

Более того, это смешно. Почему более: потому что «позитивистов» и «негативистов» вроде бы хватает, а почитать-то и нечего. До-олго искать надо. Рискуя захлебнуться на очередном болотистом тексте... Когда я шааранинскую «бабушку с седьмого этажа по имени Тина, а по фамилии – Канделаки» увидела, насторожилась. Рассказик Макеевой припомнился, где по потолку носятся розовые тушки Аллы Пугачевой, и эти тушки – ещё лучи света в тёмном царстве, там такая непрозрачная муть кругом, что… Но Тиночка-то наша, слава Джа, по потолку не летает, корейские хвосты жарить не бежит (поливая их хитрым соусом), головастиками не плюётся. И вообще – простор энд задор (не макеевское болото)... Наша Тиночка, она это –

 

«…В одно из утр она позвонила в квартиру к Александру Лезвиеву. Александр прекратил танец, подошел к двери и крикнул:

– Боря? Это ты?

– Какой, нахуй, Боря!?

– Как это какой? Боря Моисеев. Мой ссо.. Сосед с верхнего этажа.

– Нет, это не Боря Моисеев!

– Ага... – Александр задумался. – ...Боря, наверное, ушел к Звереву?

– Хватит ебать мне мозги! Открывай дверь! – Александр взялся за черный пластмассовый кругляшок замка, повернул его, открыл дверь и высунул голову.

– Што?

– Что, блятть, што?! – закричала Тина Канделаки и замахнулась на Александра клюшкой, – как не стыдно! Ты чем тут занимаешься?!!

– Чем? – Александру стало немножко боязно.

Да и кошка Игнат вдруг встревожено замяукала.

– Из твоей квартиры постоянно раздаются очень неприятные звуки! Побойся Бога, дай спокойно жить!

Александр Лезвиев схватился за подбородок и прошептал:

– Чего-то я ничего совсем не понял. Вы что от меня хотите? Вы вообще – кто?

– Я, мать-перемать, бабушка с нижнего этажа, мое имя – Тина, а фамилия – Канделаки! И я! – Тина ударила клюшкой по полу. – Я хочу покою!

– Покоя?

Тина глубоко вздохнула и, сверкая золотым зубом, ответила:

– Спокойствия я хочу…

Кошка Игнат жалобно заскулила.

Александр почесал затылок, сделал пару па и сказал:

– Хуйня проблема, Тина. Я вам дам спокойствия. Мне это легко сделать.

Тина склонила голову и заинтересованно спросила:

– А как?..»

 

А так! 5 баллов одним словом (и одной цифрой).

А вот это уже, наверно, и с плюсом:

 

«Да, я употребляю много алкоголя, и поэтому на свежем воздухе иногда передо мной появляются видения. К этому я уже привык до такой степени, что когда их нет, мне даже как-то становится беспокойно. В тот день, о котором, собственно, я и веду речь, никаких, сука, видений не было. Полная хуета: со всех сторон бодро шагали, ехали в машинах разнообразной ценовой категории люди. Я прекрасно понимал, что им уже похуй любые душевные движения. Им похуй, что рядом с ними вот так вот просто шагает визионер, то есть – я. Им поебать, что я имею астральную связь с невидимым и могу долго и качественно бредить в парке, на скамейке, под берёзой. Сидя в машине, руля руль, человек далек от того, что, по сути, он – беззащитное существо, созданное Богом, или даже вообще – продукция моего больного мозга. Ему похуй... Он рулит, едет и говорит в мобильный телефон…»

 

Я, конечно, сильно извиняюсь, что столько цитат, но ничего поделать не могу. Мой текст знает, что шааранинский лучше, и говорит ему: иди-иди! да не просто иди, а чтоб тебя видно было. Покрасуйся то есть, тебе не грешно.

 

Про то, что Имбо – это не только смешно, а ещё и грустно (и даже без «ещё и»), говорить, наверно, не надо. Шааранин талантлив, и понятно, что он всё сразу. Всё сразу и непонятно, как. Напишет «Ага…» и получится смешно, напишет «Александр Лезвиев» и получится грустно. А то ещё дискографию Роберта Фриппа заопределит на полтекста, и всё будет… и всё будет. Даже в моём случае, – а у меня случай трудный, у меня с ентим Фриппом, честно сказать, никаких, кроме три… кроме гриппа! ассоциаций… Нет, вру – ещё зелень, из-за фото: аки солнце (зелёное и квадратное), выплыло это фриппфото, и я поняла, что одной ассоциацией стало больше… Потренируйтесь, глава так и называется «Александр Лезвиев и Роберт Фрипп».

 

Шааранин пишет (на «Самиздате»): я реалист.

Согласна.

Пишет: этот рассказ о страдании.

И не только этот. Согласна.

Шааранин пишет.

Согласна.

 

29 ноября. Аля Белоусова, «Счастливые деньки».

Очень концентрированные деньки: и дневник, и репортаж, и эссе; и абсурд, и наив, и мысли вслух… А в целом получается такое вот… смотрение на мир. Удивлённое. И «сожалетельное», пожалуй.

Записано очень просто, что всегда подкупает (меня во всяком случае).

 

«…А кинотеатра больше нет. Он сгорел. Это мне старушка, что живёт здесь неподалёку, сказала. Она в этот момент удачно так проходила. Даже, можно сказать, специально рядом встала, ждала пока я пиво допью и бутылку ей отдам. Она бутылки собирает, а потом их сдаёт. Потому что у неё пенсия маленькая. И на такую пенсию не прожить.

Как же быть, о ком же мне теперь плакать?»

 

29 ноября. Татьяна Чабан, «Человек дождя».

К девушке Лине во время грозы приходит Он (главное, чтобы была «сильная, достаточно сильная гроза с громом и молниями»). Вот такой… приход.

Не знаю, что сказать. Дело вкуса конечно, но, по-моему, даже банальная белочка и то… Ладно. Дело вкуса и точка.

 

И это все наши осенние мини.

Продолжения не следует («Мини. Зима» как-то не звучит).

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

24.06: Дмитрий Зуев. Мадонны на стене (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

14.06: Дмитрий Москвичев. Ю. (повесть)

17.06: Деян Стоилькович. Нет храбрости (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!