HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Елена Зайцева

НЛ-стихи. Пять впечатлений (№36)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.04.2008
Иллюстрация. Автор: Елена Зайцева. Название: "НЛ-стихи. Пять впечатлений (№36)"

 

 

 

Ника Алифанова, сборник «Время оконных зайчиков». Тексты искренние и в то же время «нерасхристанные». Благородные, я бы даже сказала высокородные. Красивые рифмы: в традиции, но без инерции. Тут многое именно на них держится, на их окликах/откликах:

 

Во тьме живут иные существа,
Скорей всего неведомы науке.
И вот шуршит бумажная листва,
На ней дрожат впечатанные звуки –
Они шипят, и ластятся, и лю…
И хороводят маленькие тайны.
Закрой глаза – сама себе салют,
Открой глаза – здесь тихо и печально...

 

Но проблемка между комильфо-осанкой и искренностью всё-таки возникает. Движения не то чтобы скованные, но с оглядкой, с учётом того, что тут веер, а там корсет, и вообще – не разбежишься… Стихотворение, практически каждое, – «и отзывается, в общем, нередко… / только всегда ему что-то мешает…». Тексты требуют какого-то повышенного, особенного внимания – как принарядившиеся дамы. Силёнок у этих дам (читай: внутренней силы текста) маловато. Они не только за собой не поведут, а ещё и на карете поедут… Немного жаль, что –

 

черным черствым грустным взглядом
лето зрит в больные корни –
bud_so_mnoy (собака).ryadom
звук важней, но свет проворней –
и пока тебя услышат,
ты угаснешь с этой каше...
поздним солнцем греет крыши
с каждым годом злей и старше.

 

– но как-то… совсем уж немного. Напряжение никакое, влезай, не убьёт. «Окликнешь горе – будет горе. / Но и оно тебя не съест».

 

 

 

Юлия Ставская, некоторые избранные тексты из книги «Жажда».

 

***
Пустынна станция метро,
последний поезд в час пятнадцать,
с той стороны – не прислоняться –
вагона желтое нутро.
Все выжили и разошлись,
метро уныло симметрично,
сознание и впрямь вторично,
дверь закрывается, смирись…

***
Жизнь – соло. Вам не кажется, струна
слетает на одной и той же ноте
для тех, кто понимает, что в цейтноте,
что жизнь к последней клетке сведена.

Не кажется ли Вам, что потолок
подчас определяет наши стены…

 

Нет, не кажется.

Хорошо видно: слова не только не выигрывают, ничего не получают от соседства друг с другом, а просто-таки стремительно теряют, выветриваются, стираются. Здесь говорение уничтожает слова. Эти ноты-цейтноты ничего уже больше не значат, никак уже больше не звучат. Исчезают, говорятся следующие, опять исчезают... Ширящаяся пустота. Можно ли сказать, что это плохие стихи? Нет, наверно. У стихов просто другие задачи – они не «сметают», а (по)являют. То, чего не было, то, что было неявно… А это, конечно, обратный пример, и очень хороший.

 

 

 

Леда Бархатная, сборник «Оно и не». Может Леда говорить ерунду? Разумеется. Как и все мы. Время от времени ка-ак ляпнем… Я например (прямо сейчас): «Зато она даёт словам…». И задумалась. Ну ладно… Так что же они от неё получают? Свободу. Что, конечно, не надо бы путать с бардаком. Если слова просто вытрясти как из мешка, будет не свобода, а куча-мала. А Леда умеет слушать, умеет смотреть, она ритмует и рифмует и рисует – и рискует, да. Очень рискованные тексты, пограничные. Почти-непонятные, почти-непозволительно-странные, – но ещё позволительно! (а когда всё-таки нет – читаем сначала, где «может ли» и «разумеется»). Смысл буквально на глазах рождается, и он такой объёмный, «переливучий», что даже явно афористическое не оплощается до «это о…» («Я долго буду гнить в могиле – / Во мне неслабая органика…»; «Нет готики во мне, но есть печать…»). Это – не о. Это О, А, Е, И – и вообще все звуки, когда они никуда не загнаны, когда живут… И, кстати, сколько Т!

 

Удержаться и не тронуть,
Не коснуться твоих легких.
Продымить их тихо в дудку,
Так чтоб ты и не заметил.
И тобою прокуриться
Вглубь себя, до тонкой пленки.
И не ждать тебя живого.
Острой пуговицей править
Уходящий вдох под кожу,
Ограничить твои слезы.
Затвердить в оправу капли,
Чтобы были стекла-кольца.
Я на пальцы поцелуи,
Я тебя на них надену.
Я под ноги тебе кину
Оболочки откровений.
Соки также утвердятся,
Превратятся в заграниты.
И заблещут, когда дети
Поменяются ролями.
Я не лгу, ты не читаешь,
Не целуешь моей сути.
Прошлогодних трав не гладят,
Не ласкаются к болоту.

 

Я даже «неофрейдистское» объяснение этому придумала. «Т» – это «ты». Тексты очень замкнутые, интравертные, они – инстинктивно – ищут эту отдушину, чтобы не замкнуться до полного аутизма. И находят. Звуко-организация смысло-образуется, «ты» появляется, отзывается на эту манТру…

 

 

 

Павел Феникс, сборник «Август. История болезни». И, видимо, заразной. Много народу этим болеет, уже доброй традицией стало это вяловещательное-постбродское. Усталость незнамо с чего… Так и буду называть – усталость на посту.

 

В слово «она» незаметно закрался ноль.
Столько открытых окон – и ни в одном не радость.
Напрасно олово тает, дымит канифоль:
ни припаять, ни склеить то, что от нас осталось.
Фон Триер опять провоцирует на жестокость,
доказывая, что даже красоту можно ногами топтать.
А ты перед зеркалом репетируешь очередную колкость,
которую все равно – сам знаешь – не сможешь сказать.
Суровая лирика – один хрен ничего не расскажет.
Агония продолжается. Бежимте скорей все глядеть!
Все, что от нас осталось: в легких сажа,
в правом кармане – сигареты, в левом – на сигареты медь.

 

 

 

На том же посту устал и Дмитрий Шабанов, сборник «Один». Да нет, не один уже. Даже в этом обзоре…

 

В тамбуре курят, как было указано выше,
Но это внутри, здесь, где горячий воздух,
Где в щели метёт тихонько откуда-то с крыши,
И каждый стоит с сигаретой, как будто возле
Мыслей своих. Они выражаются, может, в дыме,
Что корчится, охлаждаясь, и бьётся клубами,
И их создателю кажутся чуть чужими,
Друг с другом соприкасаясь пьяными лбами.
А он дотлевает, когда сигарета становится целой,
И, пепел с волос сметая, думает о наболевшем,
И, наконец, ожегшись, бросает тело
В копилку к другим, оставшимся и сгоревшим.

 

 

 

Я тут подумала… Хочу вам показать новорожденное стихотворение новоявленного автора Феникса Шабанова:

 

В слово «она» незаметно закрался ноль.
В тамбуре курят, как было указано выше,
Напрасно олово тает, дымит канифоль,
Где в щели метёт тихонько откуда-то с крыши.
Но это внутри, здесь, где горячий воздух.
Столько открытых окон – и ни в одном не радость.
И каждый стоит с сигаретой, как будто возле:
ни припаять, ни склеить то, что от нас осталось…

 

Микс, как вы прозорливо заметили, из вышеприведённых П. Феникса и Д. Шабанова. Формула до безобразия проста* и до боли в сердце неважна. Можно перемикшировать как угодно. Страшно подумать, что бы это могло значить, даже расписания автобусов так не перемешать…

 

 

Пять посвящений.

 

Нике Алифановой:

 

Во тьме, во сне, в себя-дозоре,

Опять то сплин, то паралич...

«Окликнешь горе – будет горе».

А ты возьми да и не кличь!

 

Юлии Ставской:

 

Жизнь – соло. Вам не кажется, стена?
Стена (застенчиво): «Не зна…»

 

Леде Бархатной:

 

Сообщение только для вас, от Ле-

ны: мы не погрязли в золе –

и вы!

Буквы цветут

и звуки – те.

От Ле-

ды – свободно…

зы – спасибо ЛЕДЕ!

 

Павлу Фениксу:

 

Каким вы «постмодерном» стали…

И что, действительно устали?

 

Дмитрию Шабанову:

 

В тамбуре курят, как было указано выше,

Но курение – вред, и зря им в это не верится.

Давайте хоть где-то, хоть даже и здесь напишем:

«No smoking, it’s bad, спросите Шабанова –

или Феникса!»

 

 

-----------------------------------------------------

 

*1Ф1Ш – 3Ф3Ш – 2Ш2Ф – 4Ш4Ф, цифры и буквы – соответственно номера строк и инициалы авторов «исходных» текстов.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.07: Дмитрий Линник. Все красивые девушки выходят на Чертановской (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!