HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Елена Зайцева

Легко (октябрь, рассказы) (№46)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.11.2009
Иллюстрация. Автор: Полина Котегова. Название: "Недоумение ". Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/2/12983/picture/0/307296.html

 

 

 

Лёгкое огорчение

от рассказа Олеси Брютовой «А как же иначе?». Хотя и видно, что над всем работали. Может, слишком много работали (впечатление заглаженности), может, куда-то не в ту сторону эта работа шла (такой вот «текстик-осуществлялка» того, что автор надумал). Всё-таки большая беда Олеси – «белолитературщина», поучительство. В этих бело-чёрных пределах картинок не дать, чертежи получаются.

Профессор, работу которого когда-то в юности не одобрили, решает не одобрить другого юного гения: «Лишь одна мысль билась изнутри о своды многомудрого ученого черепа: «Око за око – зуб за зуб; око за око – зуб за зуб». Да. Христос умер на кресте совершенно напрасно». Нехороший профессор. Логичный вывод.

 

Кстати,

«Статья была остроумна, дерзка – но выдержана. Немного сумбурно, спорно, – однако аргументировано надлежащим образом…» – это что-то вроде: она была блондинка, но брюнетка.

 

Лёгкое сожаление –

рассказы Юрия Осипова, в том числе и октябрьские («Путь наименьшего сопротивления» и «Социальщина»). И цвета яркие, и повороты хорошие, и образно/представимо/ в точку («оживленно выбирающие, какой из разноцветных баночек отравиться», «одетые в опустившихся интеллигентов»; «Мила снимает свои туфли цвета вкусного мороженого, туфельки с цокающими каблучками, и ставит их на закругленный выступ крыши, как на подставку в обувном магазине»), и ещё много всяких «и» – при одном «но»: но есть в этом всём какая-то холодная батарейка. Наблюдательность – да, влюблённость – ну… может быть. Иногда. Порционно, кусками, легко (с постоянным НЕдовесом: я НЕ понимаю, я НЕ горюю, я НЕ спешу). А ведь даже без НЕ было бы мало. Дайте много, понимаете? А то ведь ни для чего все эти оживлённые-выбирающие, с крыш сигающие. И говорить о них незачем. Разве что так, в качестве упражнения. Вы совсем близко к этому подходите. Было бы жаль.

 

Кстати,

«Люд-мила. Как журчаще звучит ее имя, вибрируя и замыкаясь в границах ее губ». Имя «Людмила» не звучит ни журчаще, ни вибрирующе. Послушайте.

 

Лёгкое – что?

Да ничего – ни лёгкого ни тяжёлого от «Как бросить писать» Вольдевея. Рассказ-беседа в такси о секретах мастерства (писательского). На высоком уровне беседа (на уровне «смогу ли я бросить писать ради этой девочки, у которой халатик распахивается так высоко?»).

 

Лёгкое «затемнение»

от рассказов Натальи Драгунской. Хорошо их настроение передаёт эпизодик из неопубликованного «Ох, лето, лето»: «…И понимая, что ей не догнать поезда, она все-таки побежала, побежала на своих ужасных котурнах, на которых и ходить-то было почти невозможно, и успела добежать до последнего вагона, как раз в том месте, где заканчивалась платформа, и уцепиться за поручни (а не уцепилась бы – рухнула бы вниз головой на пути), но подняться по ступенькам уже не могла»… И, общем-то, все рассказы про такой поезд. В «Любимых нами…» это поезд с «ним», в «Парикмахере Майкле и многом другом» – поезд (самолёт) за счастьем, за другой жизнью, а на пути все эти унижения, страхи и т.д… В обоих случаях погоня тягучая, выматывающая. Тяжёлый взгляд, какое-то затемнённо-сниженное восприятие, – если так смотреть, только и увидишь свои «котурны» по шпалам… И вопрос (слишком, конечно, легкомысленный при вышеизложенных тяжестях): а… кто, собственно, загнал нашу самоотверженную героиню на эти «котурны»?

 

Лёгкое недоумение

от творений Алексея Сомова. Уж очень ему хочется быть «панком». Почему? Не знаю. Можно быть сценаристом, например: «Прикладная тератология» – ужастик, «Кайсяку» – сериал. Антон хочет помочь Ксане спасти её брата «ублюдка». Брат действительно ублюдок, а Ксана… мм, пальчики оближешь. «…Поперек тротуара было написано: "КСАНА Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Разумеется, это кто-то другой признавался в любви другой Ксане, чтобы она каждое утро, идя в школу или институт, читала и тихо улыбалась. Мало ли на свете нежноликих девочек, по которым сходят с ума тридцатилетние мальчики, девочек с прозрачными бездонными глазами…»

Смело, оригинально (после таких вот тишайших улыбок и прозрачных глазок клеймить телеканалы за «дерьмо, пихаемое…» и т.д.).

 

Лёгкое головокружение

от «Перекура» с Зауром Кулиевым (перекурили, видимо).

А если серьёзно, – симпатичный текстик. Какими-то интересностями-точностями, как кирпичиками, сложенный (« В небо упирается пара труб, впечатление, будто они его и накоптили»; «жуткая толкотня выводила меня из равновесия гораздо быстрее, чем твердолицый пассажиропоток»; «облака, похожие на всё подряд»). Правда, не думаю, что это рассказ: «постройка» не домом получилась, а скорее забором, хорошим, крепеньким таким. Разместиться там что угодно могло бы. А пока вот ничего не разместилось. Т.е.: для чего эти точности и интересности? «Курилки, как и перекуры, бывают разные» – это да, но… и? :)

 

Лёгкое (лёгкое ли?) несоответствие,

несоразмерность какая-то в рассказе Джона Маверика «Маленький музыкант». В «листопадно-порхающий» текстик вбрасываются вещи, которые на этом листопаде просто не поднять. Вот и получается, что отдельно листики летают, отдельно штрихеров пинают. Не соединяется.

«Не обновляется ли мир каждый раз по образу и подобию человеческой души? Может быть, ОДНОЙ человеческой души?» Может быть. На маленького музыканта, который «круглый год ходил в потертых джинсах и стоптанных кроссовках, а играть на виолончели его учил ветер, касавшийся струн нежнее самого тонкого на свете смычка», напали, избили, и вот (эврика) наш мальчик догадался-таки, что «что-то не так с этим миром».

 

Легко,

а скорее облегчённо всё в рассказе Дмитрия Петровского «Письмо до востребования». Эпизодики хорошие («Нилыч упреждающе поднял палец. – Ни слова больше! Надо, значит надо. А жаль, ты мне душевно понравился…»), а вот с главным/ с главными… всё не так просто. Автор рисует грустную картинку, грустную ошибку (чуть ли не ошибку природы: здесь детей не получилось, буду получать нездесь), некую случайность, кочку – причину аварии. А ведь тут не грусть, тут… гнусь. У гнусности нет причин, она сама себе причина. История всё-таки тяжелей, чем «обработка».

 

Легко

принять к сведенью, что Артём Шустов (рассказ «Моя бабочка») – автор начинающий, нетрудно извинить ему и это, и то, и ещё сверх того. Но жаль, конечно, что такой пустоватый рассказик вышел, недосказанный. Как будто собирались что-то проговорить, да передумали… Герой сначала курил, потом стенку ковырял, потом гонялся за бабочкой, потом поймал. Несмотря на беспокойство родителей… Кто угодно, я думаю, забеспокоился бы, узнав, что его дитя несколько часов за бабочкой по сугробам носилось. Так что самое убедительное, пожалуй, вот это: «…Услышав про бабочку, она приятно удивилась воображению своего сына, но когда тот начал рассказывать о том, как ждал ее на морозе, а затем весь день напролет гонялся за ней по полю, ей стало не по себе, и она позвала мужа».

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!