HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Вячеслав Зенин

О «слове», которое было «вначале»

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: , 28.11.2007
Иллюстрация. Вячеслав Зенин. О «слове», которое было «вначале»
«Голос истины неизящен, 
а изящная речь лжива». 
                  Лао-Цзы   
     

 

Наша страна за годы партийного диктата была в такой степени контужена демагогией, что, казалось бы, в обществе должен был появиться иммунитет по отношению к идеологическому «слову». Но высоты, оставленные рухнувшей КПСС, заняла довольно оперативно Церковь, и теперь уже «слово» религиозной партии заработало с не меньшим напором, чем коммунистические лозунги. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку в стране произошла смена идеологии, а все «мировые религии» представляют собой, прежде всего, мощные партийно-финансовые организации. Поэтому так явно проявляется родство «мировых религий» с партией «верных ленинцев» в организационной структуре, стиле работы, в нетерпимости к инакомыслию и пр. Тем более, родство ощущается в области «слова» пропаганды, направленное в одном случае к «рабам божьим», в другом – к «народным массам». Но при этом очевидном родстве нельзя забывать, что первыми изобретателями партийного «слова» в пределах нашей эры были идеологи ислама и христианства. Лозунг «горе тому, кто не примет нас» прозвучал приблизительно на 1500 ранее подобных лозунгов большевиков. В Библии и в христианстве «слову» придается решающее значение: «сначала было слово», «Бог – это слово» и т.д. На партийно-идеологическом уровне такая логика понятна, поскольку идеологи всех мастей – от христиан до марксистов – управляют «стадом» с помощью «слова», скрашивающего ту или иную форму насилия. Но  христианские идеологи идут дальше очевидной связи «слова» с технологией обработки «стада», они пытаются окружить свое «слово» божественным ореолом и даже отождествить его с «началом» и с Богом! Это и вызывает недоумение и массу вопросов…

Возможно, формальная привязка «слова» к «началу» и «тайне творения» связана с тем, что на христианство сильное влияние оказало представление о «логосе» через учения Платона и Аристотеля. Но еще ранее представление о «логосе», как о всеобщем законе, по которому живет мир, появилось у Гераклита. Близкие представления отражает древнеперсидское понятие «Арта» (общий закон мироздания, регулирующий смену времен года, «воскресение» и «умирания» природы и т.д.). Позже в учении Заратустры «Арта» приобрела еще и нравственно-этическое содержание (это «благие мысли», «благие дела»). Наконец, в Китае появилось сложное философское понятие «Дао», которое также во многом близко «логосу» и «Арте». Эти философские представления о «запредельном» сами по себе являются интересной темой, но здесь рассмотрим не философскую сторону «слова» и его многозначную природу, а то, как религиозное «слово» превращается в партийную идеологию. Как известно, глубокие представления о тайнах Мира, которые мы находим у Гераклита, Лао-Цзы и авторов Авесты, появились приблизительно на 500-800 ранее того, как были сформулированы христианские «заветы», утвержденные еще позже на «соборах». Следует отметить еще одну странность: христианские идеологи создавали свое «писание» именно в том регионе, где широко были известны учение о «логосе» и основы зороастризма. Но по каким-то причинам они поставили на первое место не «логос», не всеобщую «необходимость» и «мировой порядок», а именно «слово»… Вся последующая практика христиан с инквизицией и бесконечными «судами» над всеми, кто неправильно понимает их «слово», показала причину такого выбора. Христианской партии требовался небольшой набор «истин» для скорейшего внедрения своего учения в разных этнических средах.

Так что же это за «слово», которое согласно христианству было «вначале»? Вообще слово обладает огромными возможностями, оно имеет многозначную природу, поэтому нельзя относить его к абсолютному благу. С одной стороны, «слово» кроме обычной пропаганды используется в магических обрядах, в гипнозе, а поэтическое слово способно волновать и приносить радость.  Через посредство «слова» создаются (хранятся и передаются) тайные, «эзотерические» учения. Такая, «тайная» компонента есть во всех «мировых» религиях. Но в том-то и весь фокус, что миллионы людей разных национальностей на протяжении тысячи лет имели дело не с «эзотерическим словом» и не с поэтическим. Тайное, «эзотерическое» слово было всегда недоступно даже для образованных людей разных эпох. Поэтому, к примеру, на Руси было не принято подвергать анализу «святое писание». Его принимали, как говорится, «по умолчанию», как «наши традиции», о которых размышлять не полагается…

Но представим себе, что в «массах», тем более, среди интеллектуалов внедрялись именно «мудрости» или иначе – «эзотерическое слово» со всей своей «глубиной». Что бы следовало из такого допущения? Во-первых, мы должны были зафиксировать исторический факт, как «святое слово», распространяясь среди разных народов, приносит радость, «избавление» и «царствие небесное». Но, как известно, никто и нигде не заметил никакого «просветления». Если же говорить о способах усвоения «глубины слова», то ответ на этот вопрос дает демократический опыт Античности. Как известно, в Древней Греции существовали разные философские школы, где велись дискуссии о сущности мироустройства. Это и есть нормальный, единственно возможный способ и путь постижения философской глубины любых «истин» и «писаний». И было это за 1000 лет до начала инквизиции, которую мы обязаны принять (за неимением более приличных примеров в истории христианства) тоже в качестве одной из философских школ. В случае нормального постижения «мудростей» нужно было на протяжении 200-500-1000 лет (и до наших дней!) читать лекции о «божественном слове», устраивать обсуждения «истин» и т.д. И большего ничего! Но не создавать же могучего финансово-политического монстра для пояснения «глубины» и не избивать (в лучшем случае) тех людей, которые продолжали радоваться Солнцу, не понимая, за что же их избивают. Что говорить о средневековье, если даже в наше время обществу вторично предлагают просто принять «наши традиции» без каких-то размышлений, несмотря на очевидные противоречия, которые встречаются в «писании», не говоря уже о неприглядной истории насаждения «глубокого учения».

Реальная «работа» того «слова», о котором христиане говорят с гипертрофированным восторгом, далеко от такого понятия, как «логос», хотя их формальная близость часто подчеркивается. Философская «глубина» не может насаждаться путем насилия. А если нечто насаждалось через преследование и физическое истребление инакомыслящих, то мы имеем дело не с «божественным словом», а с каким-то другим феноменом. В самом своем зарождении партийные религии обрабатывали «рабов божьих» (а на самом деле – рабов конкретной религии) с помощью небольшого набора догм. И эта трансформация некогда глубоких идей (от «логоса» до партийного «слова») и есть реальное христианство. Все написанное в Новом Завете объявили «святым словом», хотя известно, что «заветы» писались анонимными, но все же конкретными личностями. А позже, в результате трансформации исходной идеи обычные попы, произносящие «слово», стали окружаться ореолом «святости», а Папа стал первым заместителем Бога (значит, заместителем Тайны?). Этот процесс очень близок культу «вождя нации», «отца родного» и КПСС. К таким последствиям приводит слепая вера в «святое» слово, ведь, как правило, это всего лишь партийное слово, работающее на интересы огромной организации.

И все же, несмотря на реальную и довольно жестокую «работу» религиозного «слова» на протяжении тысячелетия, часто раздаются контрдоводы о том, что эта реальность не может очернить исходную суть «слова» (по принципу «ислам и христианство «мудрые» и «хорошие» учения, но ученики плохие»). Как уже отмечалось, рассмотрение этой стороны проблемы является большой, отдельной темой. Поэтому здесь приведем лишь пару примеров об исходной, «чистой» сути новозаветного «слова», неиспорченного практикой. Например, в восточных системах нет такой нетерпимости к инакомыслящим как в христианстве. Трудно найти во всем многообразии восточных учений такие страшные слова, как «горе тому, кто не примет нас». (А ведь это первичная, исходная «мудрость»). В индуизме не было ничего подобного христианско-европейской истерии по отношению к «ведьмам» и к «сатанинской ереси». К тому же, теоретическим изобретением христианства является представление о «конце света», о «страшном суде», чем пугали церковники «рабов божьих» на протяжении многих столетий. (Собственно, этот страх, а не «глубина» и гнал простой люд в церкви). Разве можно восторгаться таким словом, которое появилось в самом начале разработки христианской идеологии? Ведь даже опорные моменты этого «слова» явно проигрывают соответствующим сторонам и положениям восточного подхода.

Вообще интересно оценить соотношение Добра и Зла, имеющее место в мире «слова». Возможно, «слово» имеет асимметрию в сторону лжи и зла. Наши слова чаще несут недовольство, грязь, агрессию (не говоря уже о море разнообразной лжи). Что касается партийных религий, то их коварство заключается (помимо прочего) в том, что даже внешне привлекательные и правильные слова несут потенциальное зло, поскольку с их помощью можно убивать «неверных» – тех, которые имеют другой, свой набор «святых слов». Например, как хорошо написано: «не убий», «возлюби ближнего». Но вот «царь-батюшка» призывает побить «нехристей», а Церковь «освящает» этот призыв (так было, например, в 1905 г. в начале войны с Японией), и после этого убивать можно уже с чистой совестью… Выходит, что библейская установка «сначала было слово» верна на формальном уровне, поскольку в любой партийной системе (а христианство, ислам, буддизм – это, прежде всего, огромные, наднациональные партии) слово пропаганды, угрозы и приказа действительно первично! Само собой разумеется, что не только такое «слово», но и вообще любое слово не имеет никакого отношения к «началу». Не нужно быть материалистом, чтобы осознать, что не с помощью «слова», произнесенного «Богом» на «митинге» звезд и туманностей, была создана наша Галактика. Космические свершения настолько грандиозны и непостижимы, что притягивать к ним «слово» просто смешно. Не случайно привязка «начала» к «слову» удивляла великого поэта и мыслителя Гёте, и он поправлял христианских идеологов так: «Сначала было дело». Отметим, что вообще в мировоззрении предков индоевропейских народов центральное место занимала ориентация не на личность Бога, так похожего на земного царя и прокурора, а на объективные «процессы». Например, в Ведах встречаются гимны об окружающем Мире – «гимн Солнцу», «гимн Ветру» и т.д.

Нужно также учитывать, что во всех процессах, происходящих в Космосе, диапазон, связанный с областью «слова», составляет ничтожную часть. «Слово» – это лишь одна из форм и в области информации и общения между различными объектами и «клетками» Космоса. И форма эта, возможно, самая примитивная. Напомним, что Солнце посылает к нам не «слово», а поток различных видов «излучений» или «энергию». И от этого потока появилось такое фантастическое многообразие жизни и красоты. Без единого слова! Вокруг нас множество и более простых примеров. Например, два волка могут долго смотреть друг на друга, не двигаясь и прекрасно все «понимая». В состоянии такого безмолвия они решают сблизиться или разойтись, «возлюбить» или возненавидеть. Что-то подобное существует и среди людей. Влюбленные никогда не объявляют «сначала»: «через три дня нам надо создать любовь». Обычно любовь возникает сразу и без всяких слов. Так что лукавят христианские идеологи. Сначала – не «слово», а «сигнал», любовь, игра, мелодия души. Многие поэты и мыслители отмечали существование чего-то «подсознательного», невыразимого словами. Вспомним, к примеру, слова – А.А.Фета: «И есть мечты в душевной глубине: не выразить словами их значенье». 

Наконец, вернемся к «заре человечества», когда появились и были сказаны первые слова. О чем они были, что означали? «Вначале» они не имели ничего общего с религиозной демагогией. Многочисленные, объективные свидетельства – археологические находки – говорят о том, что первый разумный человек выражал свое восхищение окружающим миром: он восторгался восходом Солнца, огнем, «живой» водой и т.д. Поэтому первые религии исходили не из «слова», а из окружающей реальности. Толкователи археологических находок, воспитанные на христианской идеологии, видят в любой древней фигурке непременно «божество», примешивая свою идеологию к мировоззрению древних людей. Но фигурки женщин, как правило, являлись символами «рождающей силы». В частности, этим объясняется то, что в русском языке самые фундаментальные слова имеют корень «род»: род, родина, родня, родился, природа. И даже высшего бога славяне называли РОД! Но что это за «бог»? Древние боги (в отличие от христианских «царей») отражали реальный, окружающий мир. Поэтому Род это лишь ПРОЦЕСС – процесс ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ. А возьмем прекрасное имя славянской богини – ЛАДА. Смысл этого слова отражает «лад» в семье и в Природе. Вот такие слова были «в начале». Они были укоренены в окружающем Мире, они имели космические масштабы. Лишь в начале «наше эры» предприимчивые идеологи подменили природную основу многословием – «словом», которое пугало «адом» и «страшным судом»! Такое «слово» действительно было «вначале» – но только в начале партийной демагогии.

И еще пример из области «слова» и «безмолвия»: мы любим кошек, собак и птиц не только за их красоту и совершенство форм, но и за то, что они никогда не скажут вам злого, грязного слова. Когда же «святым словом» размахивают религиозные фанатики, то это приводит к трагедиям. Поэтому как прекрасно, что среди наших младших друзей – среди кошек и собак нет христиан, мусульман, буддистов и марксистов! Ведь человека обрабатывали ложным «словом» на протяжении многих столетий, что с учетом длительности воздействия привело к глубоким деформациям сознания людей. В результате этой тысячелетней обработки человек оторвался от «первичного», от Космоса, дарующего ум и «дух»... К сказанному можно добавить, что не «слово», а безмолвие является основным состоянием (или свойством) всего Мира. Безмолвны деревья, моря, океаны, безмолвны звезды, галактики и наше Солнце. Безмолвны не в смысле отсутствия звука или «сигнала», а в том, что они ничего не утверждают и никуда не зовут. В них нет идеологии. Но при этом они растут, сияют светом и создают все формы жизни! Жизнь зародилась и процветает без идеологии, без единого слова! Это все показывает, насколько примитивной является библейская догма: «сначала было слово». «Слово» было «сначала» только в практике религиозных и других идеологов, превративших истинно свободного человека в вечного раба. Совсем другой подход существовал с древнейших времен в учениях Востока. Состояние безмолвия, полное отсутствие желаний было типично для большинства восточных мыслителей. В таком состоянии может наступить   прозрение и чувство единства с Миром.

  Поднятая тема очень многомерна, поэтому здесь коротко затронута только часть проблем, связанных с природой «слова». В заключении отметим известный факт: доброе слово оказывает благотворное влияние. Само «слово» часто работает как «установка» или приказ, через сознание и подсознание. И все же, лучше направить свой разум и свой духовный порыв напрямую к Творцу. Без наблюдателей и надсмотрщиков. Творец увидит и услышит без рекомендательных писем и пропусков, выданных религиозными партиями… Непредвзятое рассмотрение исторических реалий показывает, что основные христианские догмы «вначале было слово», «слово – это Бог» не соответствуют ни объективным процессам, происходящим в Космосе, ни реальной практике религий, основанных на таком «слове». Как известно, не было массовых убийств людей при опоре на слово, сказанное Гераклитом, Сократом, Пифагором, Платоном, Буддой и т.д. Но вот то «слово», которое рекламировали идеологи христианства на протяжении 1000 лет, приводило к насилию, поэтому оно несовместимо с истинной мудростью. Такое «слово» не могло быть «вначале». Это всего лишь партийная идеология. Это приблизительно то, о чем писал пролетарский поэт: «А если в партию сгрудятся малые, сдайся враг…».   

                                                                   
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!