Саша Сотник
РоманОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 9.01.2007Оглавление 18. Игра в «ящик» 19. Зритель по найму 20. Маша и медведи Зритель по найму
Некоторое время Валечка наслаждался просмотром передач, и вот в один прекрасный день у него «снесло крышу»: на электростанции произошла авария, и во всем районе выключили свет. Валечка ощутил себя одиноким, лишенным смысла жизни человеком. Для начала он устроил в своей комнате генеральную ревизию: что-то с грохотом перемещал, устанавливал, нещадно разрушал и реконструировал. Словом, повел себя как мэр Москвы. Я поинтересовался: – Решил сменить обстановку? – Дык… Хозяйство вести – не мудами трясти, – мудрствовал хозяин. Через час поймал меня на кухне и пожаловался: – В башке зрительный бардак. Пытаюсь упорядочить картину. Внутри меня полемика… – Забудь про телевизор, – советую, – а то, полемизируя с самим собой, нарвешься на скандал. К вечеру, как стемнело, Валечка почувствовал приближение информационного кризиса, и на ощупь напился. В нем незамедлительно проснулся Цицерон. Оратор бродил по квартире, беседуя со стенками: – Вы – конструктивные экстремисты, и имя вам – вертикаль! Пол не прощает потолка!.. Маша перепугалась: – Может, дать ему снотворного? У меня есть. Из коридора отчетливо доносилось: – На высшем уровне встретились Черный плащ, Красный партизан и Синяя борода. Белорусский убийца на крыльях ночи!.. А сейчас музыка Продольного, слова Поперечного! Исполняет Биссектриса Безуглова! За роялем – застуженный артист без публики, трижды орденопросец и две не дали… – Где снотворное? – спрашиваю. – В аптечке, – ответила Маша, – а она на кухне. Я туда по темноте не пойду. Выйдя в коридор, я нашел Валечку сидящим у входной двери и рассуждающим об ошибках своей мятежной юности: – Я же видел лестницу жизни, покрытую ковром! Так отчего же предпочел откос? – Он поднял глаза и, увидев меня, отмахнулся: – Не мешай: у меня Нюрнбергский процесс. Встать, суд идет! У микрофона – судья Астахов! Доктор Курпатов, введите подсудимого!.. Я прошмыгнул на кухню, нашел в ящике кухонного стола таблетки и, взяв две из них, подошел к рыдающему Валечке. – Выпей, – говорю, – это поможет. – Ты предлагаешь эвтаназию? – Возмутился он, но таблетки съел. Еще минут двадцать он вяло вручал призы каким-то победителям, потом было слышно, как его тело уползло в соседнюю комнату и, наконец, затихло. Мы с Машей облегченно вздохнули. Наутро Валечка выглядел свежо. Как ни в чем не бывало, предложил: – Хочешь в телевизор? Поехали со мной. Меня пригласили. – Таблетки еще есть, – отвечаю. – Думаешь, я – псих? – Обиделся он. – Да я здоровее всех психов страны! Меня сниматься позвали. Как зрителя. И денег дадут. – Сколько? – Пятьсот рублей. Мне было так совестно, что Маша меня кормит… Всю дорогу до Останкино Валечка учил: – Там главное – громко хлопать. Ходит между рядов какой-то пидор и всех лупит по башке: типа, хлопайте, гады!.. – А если в глаз засветить? – Дык… Не заплатят же! К полудню мы прибыли. У входа уже собралась внушительная толпа. Старички и старушки, отвязные студенты и просто случайные люди переговаривались между собой: – А точно по пятьсот дадут?.. – Моя соседка в прошлый раз от духоты в обморок упала… Рядом с нами стоял мужик лет сорока в джинсовом костюме – явно не новичок. По-деловому сообщил: – Не слушайте их. Просто выполняйте требования модератора. Сказано «улыбайтесь» – рвите пасть до изнеможения. Прикажут смеяться – хохочите до коликов. – А если, – спрашиваю, – не смешно? – Ты ржать сюда пришел или деньги заработать?.. Никогда бы не подумал, что зритель – это оплачиваемая профессия: обычно публика сама раскошеливалась, чтобы посмотреть на любимых артистов. Впрочем, я похож на старого брюзгу… К нашей группе вышла молодая энергичная женщина в белой блузке и черной мини-юбке. Я сразу понял, что она – телевизионщица. Работники телевидения похожи на деловых сектантов, обладающих знанием некоей истины, притом, что они ее – эту истину – тщательно скрывают. Мне доводилось знать нескольких режиссеров и операторов. Они общались со мной одинаково снисходительно, как с дегенеративным младенцем. К примеру, я говорил: – Ваша программа – дебилиада. – Просто ты не в курсе, – улыбались они. – Тогда введите меня в него! – Горячился я. – Да что тебе объяснять?.. На этом общие темы исчерпывались… Итак, нашим взорам явилась женщина. Она скептически окинула взглядом разношерстную толпу, сосчитала нас по головам, как отару овец, и неожиданно громко произнесла: – Значь так! Ща быренько поднимаемся за мной, рассаживаемся в студии и работаем на совесть! – А кто из артистов выступает? – Донеслось из задних рядов. – Значь так! Кто пришел развлекаться – до свидания. И сморите: все должно быть весело и задорно. Вперед, за мной!.. Публика ринулась в фойе телецентра. На проходной каждого из нас обыскали дюжие охранники. Валечка попытался возмутиться: – Что вы меня щупаете как бабу? – Закрытый объект, – объяснил ему высоченный детина в форме сержанта. – Не нравится – вали! – Дык… Щекотно, – смирился он. Дама долго таскала нашу группу по останкинским лабиринтам. Наконец, остановившись у одной из дверей, приложила палец к губам: – Здесь шуметь нельзя. Ждите. Скоро позову. – И скрылась за дверью. Народ смущенно перешептывался. Мужик в джинсовке вполголоса объяснил: – Съемка – это серьезный геморрой. Иногда до утра держат, когда публика дубли запарывает. Зритель вялый пошел: ни хрена не реагирует. – Может, артисты плохие? – Уточняю. – Какие, к чертям, артисты? – Хмыкнул он. – Это же «звезды», им петь не положено. У них «фанера»… – Вот и шли бы в плотники!.. Между тем, двери студии широко открылись, и из них повалила распаренная толпа предыдущих зрителей. Потные люди, обмахивая платками изможденные лица, проходили мимо нас. У меня возникло ощущение, что их пытали несколько часов кряду, и выпустили, так ничего и не добившись. Тучная пожилая женщина с явными признаками базедовой болезни, с состраданием посмотрела на меня и вздохнула: – Пейте, пока не поздно, а то там не дадут… Валечка испуганно дернул меня за руку: – У меня фляжку с водкой отобрали. Что пить-то? Энергичная телевизионщица вновь нарисовалась в дверях: – Значь так! Проходим, рассаживаемся за столиками. Воду и фрукты на столах не трогать: это реквизит. Начинаем через пять минут. В студии царила духота. Валечка поморщился: – Вот напердели-то. Хорошо, экран не пахнет. – Зато, – говорю, – отлично передает информационную вонь! Тут к нам подбежал какой-то подвижный парень, похожий на испуганного кролика, и замахал руками: – Не пойдет, не пойдет! Вы двое – в задний ряд. У вас кислые лица! – У меня? – Валечка выкатил глаза. – Дык… мое лицо слаще твоего! – Назад, назад, – напирал подвижный. – А то позову Партицию Львовну. – Это кто? – Спрашиваю. – Секретарша Гиммлера? – Режиссер, – уточнил он. – По сравнению с ней гестапо – санаторий. Мы с Валечкой отступили. Когда публика расселась по местам, на сцену выскочила высокая худая брюнетка и прокуренным пионерским голосом сообщила: – Я – Патриция Львовна. Сейчас будет команда «мотор». После нее все будут делать то, что потребует модератор. Знакомьтесь: Нильс. – Она указала рукой на подвижного. – По команде хлопаем, кричим «браво», улыбаемся и смеемся. Повторяю: смеемся, а не ржем. В противном случае, будем веселиться до посинения. Я с ненавистью посмотрел на Валечку. Тот беспомощно улыбнулся: – Искусство, еб-стыть, потребовало новых жертв… Нильс повернулся к залу лицом, изображая аплодисменты. Все захлопали – старательно и ожесточенно. Между тем, на сцене появился известный певец Слава Будняк. Было время, я гастролировал с ним по стране, однако меня он вряд ли помнил, ибо в ту пору пил, не просыхая. Выступал он исключительно в нетрезвом виде, а здесь был «как стеклышко». За прошедшие годы Слава не раз перекрашивал волосы, пока окончательно не облысел. Утратив шевелюру, он побрился налысо, нацепил на нос очки и успокоился. Сменил репертуар. Упростил гармонию, презрев пресловутые четыре аккорда, и перейдя на три. Песни получались похожими одна на другую, но Будняка занимала только популярность. Поэтому он ежедневно крутился в «ящике» как заводная игрушка: прыгал, бегал, давал интервью, выступал экспертом в ток-шоу, как-то раз пытался поднять ушами гирю – словом, прилагал все усилия, чтобы избежать смертельного для себя забвения. Вот и сейчас он, подбрасывая над сценой свою долговязую фигуру, истошно вопил о каких-то друзьях, которые разбрелись по жизни черт знает куда, и бедный Слава никак не может собрать их вместе за одним столом. На кой ляд им дался Слава со своей ностальгической выпивкой, в песне не говорилось. Зато без конца дублировался припев. Замечено: чем дурнее песня, тем больше ее хронометраж. Вероятно, это делается для того, чтобы окончательно внедрить в сознание слушателя очередную глупость. Песня закончилась, Будняк поклонился и уже собрался уходить, но вдруг откуда-то сверху из динамиков раздался свирепый голос режиссерши: – Еще дубль. Кто это там сзади такой сидит?.. С умной физиономией… Я оглянулся. – Не оборачивайтесь, я вам говорю! – Уточнила гестаповка. Ее слова были явно обращены ко мне. – Вы там что: о смысле жизни думаете? Подобного хамства я не ожидал, а потому растерянно промолчал. Пришлось терпеть певца еще раз. Впрочем, его проспиртованный организм потряс меня своей выносливостью: не всякий юнец способен проскакать под музыку четверть часа подряд. Я искренне аплодировал отчаянному исполнителю. – Теперь другое дело, – донесся до нас, как с вершины Олимпа, голос Патриции Львовны. – Нильс, раздай бенгальские огни! И без команды модератора не зажигать! Лирическую часть воплотило в себе женское трио «Летящие». Три полуголые красотки, двигая тазобедренными суставами, извивались на сцене, не забывая закатывать глаза, открывать рты, и обнажать в ослепительной улыбке дорогие зубы. Песня также была посвящена парню, ушедшему в неизвестном направлении и потерявшемуся в закоулках тревожного мира. Пока девушки маялись от страданий, Нильс бегал перед публикой, вытянув руки вверх и размахивая ими в разные стороны. Зрители, как плохо обученные обезьяны, плавно повторяли его движения, держа в руках зажженные бенгальские огни. – Вон ту, средненькую, я бы задрал, – облизываясь, прошептал Валечка. – Задери, – говорю, – и лучше насмерть… Девицы похотливо распластались на сцене, и музыка стихла. Нильс бешено зааплодировал, и мы вместе с ним. Третьим номером пытки был приготовлен «Золотой тенор России» Ермолай Колбасов. Не так давно вся Москва была украшена его рекламой «Мне – двадцать пять». Скромная даже по человеческим меркам дата отмечалась с размахом Моцартовского юбилея. Артист терзал слушателей завываниями «а-ля опера» в стиле среднестатистического первокурсника муз училища. Тенор, одетый в униформу матадора, вышел на авансцену и, послав публике воздушный поцелуй, интимно признался: – Я люблю вас! Получив свою порцию фальшивого восторга, солист нахмурил лицо, принимая мужественный образ мачо. Однако фонограмма не зазвучала. Вместо нее раздался голос разъяренной Патриции Львовны: – Какой трек, скотина? Я тебя спрашиваю! «Золотой тенор» испуганно зажмурился, начисто утратив брутальность. Бедняга покраснел и едва не разрыдался. – Я уволю тебя! – Рокотала режиссерша. Мне стало ясно, что она забыла отключить свой микрофон, и ее разборка со звукооператором стала достоянием общественности, коснувшись нежного слуха исполнителя. Артист, похоже, тоже это понял, потому что мгновенно вернулся в образ, и стал похож на распаренного хряка перед смертельной схваткой с мясником. Наконец, к всеобщему облегчению, композиция зазвучала. Сладкие скрипки смягчили выражение лица выступающего: он по-девичьи закатил глаза и вывел пробную руладу по-итальянски. Я так и не понял, причем тут матадор, Италия и невыносимый акцент. Но запись была явно дорогой: с живым симфоническим оркестром. Сам же Колбасов гримасничал так, будто его внезапно прохватила диарея. Не издавая в микрофон ни звука, а лишь открывая рот, он умело напрягал связки, изображая надрывное пение. Утомившись от безысходности, певец рухнул на колени и уронил голову на грудь, как раскаявшийся мятежник перед казнью. Расторопный Нильс успел раздать цветы зрителям из первого ряда, и когда солист вместе с последним аккордом дернулся в предсмертной конвульсии, мученика забросали букетами. Наглея от смущения, Колбасов вытянулся во весь рост и безапелляционно заорал: – Спасибо! Я вас всех люблю! Заметив, что меня снимает камера, я тоже привстал из-за стола и выкрикнул: – Браво, Ермолай! Браво, сукин сын!.. Колбасов, до этого наслаждавшийся срежессированным успехом, повернул голову в мою сторону и вторично зажмурился. С небес послышалось: – Охрана, выведите хулигана с заднего ряда! Я не позволю превращать съемку в балаган!.. Спустя мгновение ко мне подскочил здоровенный амбал в черной униформе и угрожающе пробасил: – Следуй за мной. – Мы уже на «ты»? – Переспросил я, начиная заводиться. – Мне должны пятьсот рублей! – Сейчас выпишу, – по-бычьи раздувая ноздри, ответил охранник. Валечка, сидя за столом, безвольно опустил голову. Все его существо превратилось в одно большое беспомощное «дык»… На улице было солнечно. Озабоченные прохожие спешили с работы домой. Я брел в сторону метро ВДНХ, продираясь сквозь липкую влажную толпу, и проклиная себя за несдержанность. В конце концов, обладатель длинного языка обязан иметь запасную челюсть. Узнав, где я был, Маша расхохоталась: – Глупенький! Тебе мало видеть это дерьмо изнутри? – Зато теперь я знаю, как оно выглядит снаружи. Валечка вернулся около полуночи и чуть не заплевал всю квартиру: – Они обещали заплатить пятьсот, а дали триста! Сказали, что я щурился как крот, а это не гигиенично. – Не телегенично, – поправила его Маша. – У меня зрение плохое! – Оправдался он. – Ты все еще ненавидишь Зыкину? На секунду Валечка замялся, а потом весомо изрек: – Дык это… Я ее уже полчаса как люблю…
![]() ![]() ![]()
Оглавление 18. Игра в «ящик» 19. Зритель по найму 20. Маша и медведи |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|