Название: Обсуждение: Комментарий «К «Тезисам о Фейербахе»» Отправлено: Владимир Соколов от 10 Май 2018, 12:32:47 Соколов Владимир. Комментарий «К «Тезисам о Фейербахе»».
Марксистско-ленинская философия в наше время почти умерла. Причина этого кроется в том, что она никогда и не рождалась. То, что понималось под марксистко-ленинской философией, было набором разрозненных цитат из Маркса, «Анти-Дюринга» Энгельса, «Материализма и эмпириокритицизма». Всё это плохо склеено и хорошо переплетено в учебники под заглавием «Марксистско-ленинская философия для…» (вузов, системы политпросвещения, курсов повышения квалификации работников кулинарных заведений и т. д.). Сам Карл Маркс, начиная свой творческий путь как правоверный философ-гегельянец, ещё в юности уличил своего учителя и вдохновителя в шулерстве и навсегда покончил с философией, считая саму эту отрасль сплошной болтологией и надуванием щёк. Чтобы понять, в каком шулерстве уличил Маркс Гегеля, нужно кратко объяснить философские предпосылки последнего. Гегель полагал, что в основе всего и даже более того, это самое «всё» есть абсолютная идея, которая из полного ничто развивается до своего совершенства. Конечно, гегелевское «ничто» это не дырка от бублика, а так называемое бытие, лишённое определений. Могу сказать, что мысль очень глубокая и своевременная, но в таких кратких заметках, как наши, не место объяснять то, над объяснением чего сам Гегель пыхтел несколько страниц. Можно только заметить, что это «ничто» он сравнивал с буддистской нирваной. Духовное развитие человеческого индивида, даже такой его разновидности, как тупые редакционные тётки, повторяет собой развитие абсолютной идеи. Практически это значит следующее. Можно сесть в комнате, погасить для удобства свет, закрыть глаза, вглядеться в то самое «ничто» внутри себя и таким образом можно из самого себя или из «ничто», которое внутри каждого из нас, добыть всё человеческое знание, историю, географию, технические навыки, законы физики и химии и даже философии. Сам Гегель в своей «Энциклопедии философских наук» проделал такой путь (а в «Науке логики» объяснил его этапы), то есть из «ничто» вывел всё человеческое знание, которое есть, было когда-либо или будет. Так вот Карл Маркс показал, что всё это таким путём приобретённое Гегелем знание он добыл на самом деле не из себя, а из учебников конкретных наук, причём самых плохоньких, популярных и устаревших к тому времени... Название: Re: Обсуждение: Комментарий «К «Тезисам о Фейербахе»» Отправлено: Борода от 10 Май 2018, 18:18:08 «Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!» МОЙДОДЫР
Ну, Маркса мы судить не могём – «судилка» не выросла, а вот автор – сам напрашивается. Хотя я не верю, что его «комментарий» был рождён во вдохновении бури, что он был сделан не по заказу обстоятельств, даже несмотря на привычные уже крепкие обороты речи, мне он понравился. В нём есть дельное зерно, рационализм. Философия появляется там, где явление-вещь-понятие уже состоялось. Это путь «обсасывания» факта наличия, некий «талмудизм». Посему это наука, так сказать, паразитирующая, хитрая, скорее имеющая назначение тренажёра лобных долей, чем практического руководства к действию для общества. За пределами интеллектуального досуга отдельных умников или вузовских кафедр её не существует. Как и литературная критика, она сумела отстоять своё место в системе образования и культуры, оторвать себе кусок хлеба для разно насмешников над глупостью так называемого большинства. Как мне показалось к этому же и ведёт нас автор оды Марксу. С «кочки зрения» практики наиболее продуктивна, как это ни смешно звучит, умная фантастика. Литературная или пережёванная кино. Там по крайней мере всплывают подчас сценарии нашего с вами будущего и мысли о том, как не загудеть детьми «под фанфары»... Название: Re: Обсуждение: Комментарий «К «Тезисам о Фейербахе»» Отправлено: Андрей Усков от 12 Май 2018, 11:20:13 "Ты - трус, храмовник, и вся твоя правда - это правда храмовника"
Рыцарь Айвенго. |