Форум журнала "Новая Литература"

29 Сентябрь 2022, 23:31:36
Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1] 2
1  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Статья «Апория "Ахилл и черепаха". Опыт расшифровки» : 12 Июль 2012, 12:11:17
Решетников Сергей. Статья «Апория "Ахилл и черепаха". Опыт расшифровки».

...Хотим мы того или нет, но апории «ловят» нас на привычке (устойчиво проявлявшейся уже во времена Зенона) использовать мышление в качестве единственно возможного метода познания. Эти задачи показывают нашу неспособность критически подходить к испытанному методу, к мышлению там, где метод оказывается бессильным. Бессильно же мышление в постижении трёх фундаментальных явлений: движения, непрерывности и актуальной бесконечности.

Почему мысль не может этого сделать? Потому что по своей природе мысль статична и дискретна. Таков эллипсис, то есть предельно упрощенное, вылущенное до атомарной сути определение мысли. Статичность и дискретность есть её атрибуты с точки зрения главных онтологических визави – движения, непрерывности и бесконечности. Мысль есть разрыв и остановка действительности, логическая смерть чувственного мира, «трупик бытия» [7], который укладывается нами на лабораторный стол для последующего вскрытия ножом анализа.

Признание факта неподвижности и дискретности мысли как её базовых характеристик не является открытием само по себе, однако имеет принципиальное значение для западноевропейской гносеологической традиции, поскольку очерчивает границы мысли и через демонстрацию её ограниченности развенчивает мысль, лишает её статуса верховного судьи и главного инструмента познания. Идеализация рационального мышления является, по преимуществу, европейской «болезнью» и сегодня есть основания предположить, что в текущем столетии от неё предстоит избавляться. Можно сказать, что мысль (а вместе с ней и слово, и текст) применима лишь «к зоне средних измерений», как говорят физики, то есть к относительно малым скоростям, к ограниченным пространствам, к сравнительно небольшим массам. Там, где речь идёт о скоростях, близких к световой, где наблюдается колоссальная концентрация материи (энергии) или совершаются погружения в сверхмалые объекты, язык понятий оказывается беспомощным, с чем вплотную столкнулись субъядерная физика и астрофизика. На этих уровнях язык, текст превращается в нагромождение парадоксов и ничего не объясняет [8]. Таким образом, мысль вынужденно лишается универсальности, «расколдовывается», ей возвращается её сугубо прикладной характер – как чайнику или зонтику, как всем полезным вещам, которые благодаря мысли возникли. В качестве частного случая сознания мышление не имеет права претендовать на всеобщность.

Методологические ограничения, однако, не полагают эвристических пределов, а потому нам следует спросить, что же способно умножить мыслимые возможности человека в познании мира?..

2  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Статья «Как вести дискуссию со сталинистом?» : 13 Ноябрь 2010, 21:28:57
Решетников Сергей. Статья «Как вести дискуссию со сталинистом?».

Сегодня увлечение тиранами по-прежнему актуально, как во все времена, однако вы должны знать, что такая страсть является характеристикой психотипа подверженной ей личности. Когда будете иметь дело с подобными случаями, когда будете общаться с убежденными «сталинистами» или любыми другими «цезарианцами», то знайте, что подобная фанатичная приверженность является подсказкой вам как специалистам по инфокоммуникационным воздействиям. Сталкиваясь с такими случаями, вы сразу можете определять, какие методы эффективны для целенаправленного манипулирования подобными очарованными людьми. Манипулировать в данном случае не грех, а обязанность, поскольку этим людям без внешнего управления обходиться трудно. Вы должны сознавать, что они нуждаются в руководстве, они жаждут подчинения, для них это благо. Другое дело, что надо не только знать, как это делается, но и понимать, куда людей вести, поскольку перед вами люди и ваши действия обязаны быть позитивно направленными...

3  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Рассказ «Переводчик» : 15 Май 2009, 13:07:31
Решетников Сергей. Рассказ «Переводчик».

...Природа искусства женственна, что хорошо знают успешные в творчестве гомосексуалисты. Вслед за женщинами и художники склонны к трансформациям, подчас глубоким, как беременность и рождение новой жизни. Художник с мировой известностью, Сергей на пике успеха оставил живопись. Стал священником, уехал из Москвы и взял себе далёкий приход. Отныне он писал иконы, некоторые из них мироточили. Наташа, его верная спутница, за двадцать лет действительно ставшая прекрасным искусствоведом, теперь попадья: доит коров, стряпает у печи. Ещё сто лет назад подобный поступок художника ни у кого не вызвал бы удивления, но в наше время эпатажный уход приобрёл оттенок перфоманса, поскольку вслед за пустынниками в лесную глушь потянулись операторы ТВ, французские в том числе. Так мне случилось ещё раз повидаться с Сергеем, теперь Сергием, поскольку в телевизионную экспедицию я вошёл в качестве переводчика.

Его церковь стояла на холме в излучине двух рек. Издалека храм походил на кусок сахара. Весной, когда реки разливались и холм превращался в остров, плат земли с церковью плыл по отражённому в воде небу.

У каждого своя дорога к храму, у Сергея она была по реке. Это от него я услышал о глаголе реки: «Проточная вода учит тем, что не бывает неподвижной. Чтобы усвоить урок, надо уйти в верховья, ближе к истоку, бросить весло и отдаться течению. Вот и всё. Дальнейшее решает река»...

4  Авторские разделы / Решетников Сергей / Re: Обсуждение: Статья «Европейское мыло» : 28 Октябрь 2008, 19:45:43
Добрый день, Семен! Спасибо за отклик!
Мысль о воздаянии мне тоже приходила в голову. Историей родной страны, думаю, перебаливал каждый. В 70-е годы, помнится, будучи студентом, обнаружил в Исторической библиотеке Москвы незалитованный газетный отдел (с подшивками 20-30-х годов в открытом доступе), полистал, ахнул и по кусочкам начал составлять картину того, что же на самом деле происходило в стране после Октябрьского переворота. Года два или три болел этой темой, как каким-то сифилисом, хотя к политике индифферентен. Когда же, наконец, переболел, то единственной мыслью было: какое воздаяние должно последовать за всю эту ложь, грязь и кровь? И очень удивился, когда в постперестроечный период  у нас начался роскошный  праздник воровства и загула. Однако сейчас все встает на свои места. Пришло время перечитывать греческие трагедии, поскольку они снова актуальны: рок неотвратим, но обрушивается на потомков. Видимо, в небесных канцеляриях еще большая волокита, чем в наших, и таково общее свойство всех канцелярий. Особое изящество происходящему придает тот факт, что режем мы себя сами – с остервенением и в вящей убежденности, что по-другому не может быть, что мы полностью в своем праве. Только попробуй отнять ножик – побьют! Нет, юмор Провидения мне кажется самым тонким: в нем не одни только реплики, но и паузы хороши.
Так что в уникальное время живем: предпоследние  наставляют последних, и этим надо пользоваться, потому что наш лабораторный материал неповторим.
5  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Статья «Европейское мыло» : 22 Октябрь 2008, 01:36:12
Решетников Сергей. Статья «Европейское мыло».

...Разумеется, я ошибся, привел неудачный пример. Большинство наших женщин скромны, напрочь лишены эгоизма и весь свой редкий досуг посвящают заботам о благополучии собственных, пусть не рожденных пока детей. "МЫ НЕ ХОТИМ ПЛОДИТЬ НИЩЕТУ!" – звучит над просторами нашей необъятной Родины уже без малого сто лет. Какая забота о грядущих поколениях, какая высокая социальная ответственность заключена в этих словах!


Никакая война с ними не сравнится, с этими словами, никакая бомба. Могилой веет от этих слов.


Уже более десяти лет население России уменьшается на 700 тысяч ежегодно. Это "средняя температура по больнице". Поскольку представители некоторых, главным образом мусульманских народов, дают прирост, то для славянских племен – а вымирают прежде всего славяне – картина выглядит еще мрачнее. Сравнимые потери несла только гитлеровская Германия, воюя со всем миром. Мы-то с кем воюем? Сражаться с нами давно не нужно. Только законченным глупцам придет в голову метать в нас пули и гранаты, и последние из них, судя по всему, жили в свободной Ичкерии. Зачем такие страсти, когда все, что требуется, мы делаем с собой сами, надо лишь дождаться нашего "естественного" исчезновения. По прогнозам, которые пока опережаем, следующее столетие для славян, для русских, последнее...

6  Авторские разделы / Зорин Иван / Re: Обсуждение: Рассказ «Глаза» : 23 Июнь 2008, 10:52:00
Мне всегда интересно, как писатели рубежа ХХ–ХХI веков, владеющие современной стилистикой, учитывающие особенности мышления сегодняшнего читателя, описывают ХIХ век. Век, который не нуждается в литературном посредничестве, который сам о себе прекрасно рассказал. Иван Зорин отваживается это делать и у него, как мне кажется, получается. Характерным является предельно экономное использование языковых средств (минимум описаний, фиксация внимания на отдельных, тщательно отобранных деталях) – и холодность. В этих деталях, неожиданных, странных проявляет себя писательство как таковое, особый художнический глаз, такой же зоркий, умеющий проникать сквозь покровы, как у Лаврентия Остроглаза, героя рассказа. Так вот лаконизм и эмоциональная холодность – это приметы нашего времени, наверное, мы стали теперь такие: нам некогда вчитываться в длинноты, и мы прагматичны.

О чём эта вещь? Признаться, поначалу мне хотелось высказать автору упрёк в отсутствии актуальности, в том, что рассказ не привязан к сегодняшнему дню, далёк от нынешних проблем. Но потом понял, что здесь о другом.
Речь о Даре и препятствиях для его реализации.
По тем ставкам, что сделали на Остроглаза ангелы судьбы, рассказ вполне мог бы называться не «Глаза», а «Косноязычие». Потому что повествует о том, как данные человеку удивительные способности (особое зрение) в силу тех или иных причин не получают развития. В других обстоятельствах этот человек, наверное, мог бы подняться высоко, мог бы править людьми или стать прославленным целителем, успешным кладоискателем, игроком, да мало ли кем! Но он тёмен, забит, нем, несчастен по рождению и остаётся таким по жизни.
В биографии Лаврентия злоключения громоздятся друг на друга, но вспомним о себе: разве и нам не приходится сталкиваться с препятствиями? И разве хоть раз в жизни не случалось пожалеть о своих недостаточных «стартовых возможностях»?
Вот в этой невозможности в полной мере реализовать себя и проявляется непреходящая актуальность произведения. Все мы, как Лаврентий Остроглаз, в той или иной степени «косноязычны»: или родились слишком поздно, или слишком рано, или вовсе не там да и вообще не теми, кем надо бы, каждому не хватает козырей в колоде судьбы. В итоге Дар, доверенный многим из нас, остывает, пылится, гибнет…
Финал одновременно и трагичен, и оптимистичен, потому что герой оправдывает  таки дарованное судьбой. Его удивительные способности позволяют сторицей воздать за добро.  Лаврентий расплачивается с хозяином-немцем за защиту от разъярённых сельчан спасением его дочери в обвалившейся шахте – пусть даже ценой своей жизни…
Вещь не самая лёгкая для чтения, но мастерски написанная и глубокая.
7  Авторские разделы / Полянская Мария / Re: Обсуждение: Повесть «Коридор» : 26 Май 2008, 11:54:41
Главная мысль повести сформулирована в тексте самим автором: человек должен брать на себя ответственность, ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРИРУЧАТЬ, отвечая за тех, кого приручил.
Мысль злободневная, поскольку высшей степенью ответственности сегодня считается отказ от неё: современный человек должен жить для себя, сохранять свою свободу. Привязанности должны быть легкими, чтобы легко рваться.
Главная тема решена очень нестандартно: рядовой поход рядовой горожанки на дешёвую распродажу (квинтэссенция существования в потребительском обществе) удивительным образом превращается в путешествие по реке, текущей под рекой видимой жизни. Возникают прямые переклички с «Замком» Кафки, но Коридор в повести Полянской иное, Кафка «вывернут наизнанку»: живущие в бесконечном офисе странные существа в образе людей призваны не творить перед человеком преграды, а делать обратное: учить, как наполнить теплом сухую и дряблую душу. Их поступки, однако, выглядят абсурдными, от фигур веет холодом. Эти персонажи похожи на хирургические инструменты, приготовленные для операции. На первый взгляд может показаться – и для убийства, что помогает удерживать читательское внимание. В центре повествования писатель поместил роды – знаковый образ не только для русских, которые, если кто подзабыл, физически вымирают без видимых причин. Не менее актуален образ и для всей Европы: бесплодие признанный бренд цивилизации. Процесс беременности и последующего старения женщины сжат до суток – да, ибо время ничтожно, ТАМ его нет, есть только собственная наша пустота.
Кодировка повести сложна. К ней предстоит возвращаться, в ней есть над чем поразмыслить, но даже по первому впечатлению чего стоят, например, олигофрены-дети ангелов (как милостиво, как по-женски щадяще ТАК объяснить появление на свет несчастных!), и проведённое этой страшной чертой разделение двух миров – внешнего, где бесконечно трудно понять и обрести себя, и внутреннего, где ты совершенно свободен, но откуда ничего не должен уносить с собой...
Важная и серьёзная вещь, при том исключительно интересно сделанная. Автору одно слово: браво!
8  Авторские разделы / Лачин / Re: Обсуждение: Критическая статья «Зябкин из \ : 21 Март 2008, 17:05:47
Поскольку «Солдаты еудачи» вещь, безусловно, спорная, то, на мой взгляд, лучше всего подойти к ней с самым обычным шаблоном. Мы знаем, что всякое литературное произведение оценивается по трем основным критериям: познавательному, эстетическому и этическому. По этим параметрам и посмотрим, что нам предложил Павел Зябкин.
С познавательной точки зрения я ставлю рассказу 5, потому что это записки очевидца с учетом того масштаба, который  задан повествованием. Масштаб же определен обзором, открываемым с брони БМП бригадной разведки. Свидетель добросовестный: он не закрывает глаза ни на что мало-мальски существенное – как вокруг себя, так и в самом себе. Таким образом, для людей, не побывавших на войне, новой информации здесь много и она не пустяковая.
Эстетическая или художественная ценность произведения мной оценивается на 4. Автор выбрал внешне непритязательный хроникальный стиль повествования, который прекрасно соответствует замыслу, и добросовестно его выдержал – пустословия в хронике нет. Несмотря на фрагментарность записок, действие не отпускает, последнюю страницу переворачиваешь с сожалением. Однако есть редакторские замечания (тавтология, стилистические огрехи, пропуски), которые вынуждают снизить оценку.
Что касается нравственной идеи, заключенной в произведении, то с этим далеко не все так же просто и однозначно.
Рассказ шокирует показной безнравственностью:
- солдат из огнемета случайно уничтожает жилой дом с проживающей в нем семьей и равнодушно укладывается отдыхать, предаваясь эротическим мечтаниям;
- раненого пленного «чеха» выбрасывают из вертолета, а солдаты только радостно гогочут, передразнивая его кувыркания;
- очистив деревню от боевиков, федералы грабят дома;
- солдаты измываются над трупом боевика;
- будучи в окружении, вместо того, чтобы попытаться уничтожить позицию противника на винном заводе или хотя бы уж не высовываться, солдаты договариваются с чеченцами и таскают из подвалов вино и т.д. и т.п.
Такого рода сведений мы не находили в реляциях Минобороны и в сводках информационных агентств, подобных картин мы не видели по российскому ТВ. Война вдруг открылась другой стороной.
Автор врет? Не похоже, описания убийственно реалистичны.
Автор безнравственный урод? Такие мысли поневоле приходят в голову, и Лачин в своей рецензии в «Новой литературе» указал на недопустимо низкий нравственный уровень авторской позиции как главный недостаток «Солдат неудачи».
Однако я по третьему – этическому – параметру оценки литературного произведения ставлю 5.
Автор безжалостно честен. Честен в равной степени по отношению к своим товарищам и к самому себе. Заключен ли в такой позиции нравственный урок? Попробуйте сказать, что «нет».
Но урок – это не только, когда тебе что-то растолковывают, но и когда спрашивают. Оценку увиденного и пережитого автор возлагает на читателя. Имеет он на это право? Ответ также очевиден: «да». Читателю предлагается контрольная работа, в которой подсказок нет. Кажущееся отсутствие авторской позиции – это невозможность воспользоваться шпаргалкой, это приглашение думать самим. Безучастность автора в данном случае только художественный прием – прием очень сильный и, безусловно, жесткий, на грани фола.
Подтверждением того, что автор не хуже нас с вами понимает значение описываемых событий, служит коротенькое послесловие, в котором он сам озвучивает вопросы, которые неизбежно накапливаются по мере чтения. И в качестве ответа предъявляет читателю встречный иск – за безучастность к трагедии, за равнодушное отношение к своим солдатам, за безмятежную жизнь здесь, когда там шла эта бессмысленная война. И как человек, побывавший ТАМ, он имеет на это право.

«Солдаты неудачи» сделаны в стилистике режиссера Алексея Германа – нарочито документально. Это делает повествование особенно красноречивым. Явным художественным приемом является только то, что хроникальная лента как бы черно-белая, а не цветная, не принаряженная. После чтения возникает чувство, будто сам помесил эту грязь, сам помок и померз, сам хлебнул этой водки и еще не унял дрожь в руках после пережитого страха и напряжения.
Вызывает уважение то, что, несмотря на обилие соответствующего материала, вещь сделана без надрыва, без педалирования особых заданных тем, без нагнетания тех же ужасов или акцентирования на тех же моральных аспектах. Большое впечатление производит легкость, с которой объектив документалиста с места событий переводится внутрь души героя, столь же бесстрастно фиксируя происходящее там. В том, что такой переход кажется абсолютно естественным,  проявляется художник.
Эпизод, когда солдат, ворвавшись в дом, расстреливает зеркало, потому что самого себя принимает за врага, не узнавая себя в грязном, озверевшем человеке с автоматом, по-моему, уникальный по своей художественной силе и глубоко символичный. Это портрет войны.
Рискну предположить, что рассказу Павла Зябкина суждена непростая, но очень долгая жизнь. Читая его странички, испытываешь горечь, ужас, стыд, но написанное удивительным образом не оставляет тяжести в душе, вещь написана легко, ее хочется читать. Как во всяком хорошем армейском рассказе здесь достаточно юмора, хотя автор не увлекается этим безотказным средством привлечь читателя. Задача произведения серьезнее и сложнее, оно пафосное по своей сути и, несмотря на внешнюю непритязательность, уверенно поднимается на трагедийную высоту: очищение от крови, грязи и позора в нем произведено горнилом правды.

9  Авторские разделы / Жуков Максим / Re: Обсуждение: Рассказ «Мухомор» : 22 Ноябрь 2007, 13:09:59
По-своему милая вещица: такое впечатление от нее, как будто выходящий из запоя отец гладит сына-дегенерата по шелудивой головке.
Автор дает возможность понаблюдать за процессом собирания камней старшим поколением любителей маковой соломки. Хотя с самого начала было ясно, что ничего кроме пустых шприцев они после себя не оставят.
Один момент в рассказе просто уникален. Никто доселе, мне кажется, не сводил в очном секс-поединке поклонников Есенина и Блока. И насколько убедительно сумела проявить себя в «групповушке» есенинская почвенница, настолько же слабым на передок оказался убежденный адепт символизма. От подобных сопряжений, признаться, голова кругом идет. Хотя больше других, наверное, следует задуматься тем, кто считает, что литературный андеграунд, к представителям которого Жукова, думаю, можно отнести, есть полноправный партнер всех прочих направлений художественного творчества, в том числе их классических образцов. После такого попадания – прямехонько в промежность – сторонники столь либеральной точки зрения должны испытать неудобство.
Ненормативная лексика в рассказе используется вполне обыденно, хотя автор признается, что с возрастом стал куда более консервативным. В самом деле, мата в рассказе всего слов десять-пятнадцать.  В столь строгом самоограничении, видимо, содержится назидание потомству:  «Избегайте передозы, в том числе в пользовании родным арго». Ну что ж, может быть не слишком своевременно, зато достаточно авторитетно и мудро.
Однако, на мой взгляд, это все, что есть в произведении. Ан нет, в конце там еще вопрос задается читателю: «Зачем оно все было?», ну да такой хвост к чему угодно можно приделать, глядишь, рассказ получится.
Так что, если в двух словах, – пустой «баян», то бишь, шприц.


10  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Эссе «Баюкая выплеснутого ребенка» : 13 Ноябрь 2007, 14:20:18
Решетников Сергей. Эссе «Баюкая выплеснутого ребенка».

...Истина также дихотомична, в зависимости от того, какая логика нами используется – логика покоя или движения.

В первом случае истина есть соответствие наших представлений действительности.

В этом качестве истина довольно редко восстает против смысла-сути, и в мировоззренческом гамаке рядом с углубленной в идею черепахой обычно подремывает. По своему высокому статусу истина должна утверждать обретаемые человечеством знания, но, надо признать, она довольно халатно относится к своим обязанностям. Правильнее такую истину назвать «сонным» или даже «спящим секретарем».

Круглая ли Земля? Есть ли Бог? Как Его имя? Расширяется ли Вселенная? Превосходит ли эфир по плотности гранит? Большинство людей принимает ответы на такие вопросы на веру. Если критерием истины является практика, что трудно оспорить, то все господствующие теоретические знания и представления являются предметом общественного договора. Лучше других это доказывают сами противники такой точки зрения, которые в разное время одну и ту же крамолу оспаривают, опираясь на различные, нередко противоположные базовые понятия («Нет Бога, кроме Сварога… Зороастра… Кецалькоатля… Параллельные не пересекаются… Время циклично… Линейно… Циклично… и т.д.). Революции в этой сфере обязательны, привычны и усыпляют, как прибой...

11  Авторские разделы / Решетников Сергей / Re: Обсуждение: Рассказ «Ведьма» : 24 Октябрь 2007, 21:42:43
Ну что Вы, Слава, человеческая психика прекрасно справляется с управлением, для меня это вполне осязаемая вещь! Для этого существует царство случайностей, в котором моментально сгинешь, если не научишься договариваться с Судьбой. Люди, жизнь которых зависит от сложной техники, о существовании Бога массу правдивых историй рассказывали еще в эпоху атеизма, хотя "Отче наш" и тогда не знали и сейчас переврут. Рассказик, кстати, предназначался для женского автомобильного журнала ("АвтоWoman"), открывал раздел "Автомагия". В этой рубрике предполагалось исследовать мистические свойства автомобилей (поелику это возможно), а также давать рекомендации водителям по психологической подготовке. Первое, с чего мы начали, это с анализа чувства страха: учили, как не бояться собственного страха, уважать это чувство, а если бояться, то с пользой для дела, ведь это редкий по эффективности стимулятор. Жаль, что журнальчик, который безбедно просуществовал до того три года, с открытием рубрики вдруг возьми, да и закройся. Ей-богу, мистика какая-то! Нет, если энергии, управляющие механизмом случайностей существуют (а для меня это очевидный факт), то человеческая психика способна их улавливать и воздействовать на них (менять заряд, количество и т.д.). Другое дело, что все это детские игрушки. Ключевой процесс управления от человека надежно закрыт. Бывает, что пьяный пассажир хватает руль машины, в которой его везут. Поскольку он ничего не соображает, то обычно тянет руль на себя - потому что так ему удобнее. Человечество - это такой пьяный пассажир, который всегда тянет руль на себя. Между тем процесс управления, как несложно догадаться, не исчерпывается поворотами в сторону пассажира. Хватание на себя - это неизбывный человеческий эгоизм, нам долго еще тянуть в эту сторону, очень долго. Так вот я смотрю на вещи - по-нашему, по-шоферски. Удачи на дорогах!
12  Авторские разделы / Зайцева Елена / Отзыв на критический обзор Елены Зайцевой "Через тернии. Кто куда" №29 : 23 Октябрь 2007, 11:37:31
Дорогая Лена, затронутая в рассказе тема сложна тем, что ставит вопрос о переоценке ценностей, а это очень трудно делать, ведь с общепринятыми ценностными категориями люди сжились и не представляют, что на вещи можно смотреть иначе. В своей рецензии Вы дали пример именно такого – типового, широко распространенного взгляда на проблему.
В этом смысле характерен пассаж о евгенике. Вообще-то критик должен был заметить, что рассказ содержит призыв к прямо противоположному: к тому, чтобы люди никоим образом не ограничивали себя в любви и рожали столько, сколько им Бог дает. При чем же тут евгеника? А при том, думаю, что нормальный европеизированный человек (а Вы именно такой человек, чем, конечно, гордитесь) по-другому не может смотреть на половые отношения – секс без предохранения вещь для него противоестественная. В результате автор заподозрен в том, что в качестве приложения к контрацептивам (как это без них?) он протаскивает еще и какие-то новейшие расистские идеи. Но это ошибка, Лена, потому что предупреждение/прерывание беременности в рассказе прямо названо пошлостью, и даже не один раз.
И второй пассаж очарователен: «Я» не продолжается в потомстве». О чем эти слова? О том, что современному человеку необходимо ЛИЧНОЕ бессмертие, только личное бессмертие он признает, только им способен удовлетвориться. Никаких дешевых опосредований в детях, в Роде современный взыскательный потребитель не принимает. На мой же взгляд, выше такого Эвереста эгоизма подниматься некуда. Критик опять-таки должен был заметить, что этой теме в рассказе уделено достаточно места, рассказ даже назван «Копия», чтобы еще раз подчеркнуть основную мысль: клонирование бесплодно и потому не имеет исторических перспектив. Между прочим, совсем недавно со мной такой казус произошел: разбирая семейные бумаги, я вдруг обнаружил, что мой почерк неотличим от почерка моего давно умершего отца. Чем Вы объясните этот факт?
Не менее характерно и то, как Вы поняли общий смысл рассказа: «Чудеса сексотерапии плюс тревога о снижении рождаемости». То есть сделали кивок в сторону демографических проблем и выразили искреннее удивление: «Если много трахаться, то, оказывается, даже рак можно вылечить, возьмите на заметку!» Прелестно, вот как у рацио торчат ушки! Между тем, рассказ о другом: о разнице между сексом (контрацептивным бесплодием) и любовью (плодотворным чувством), между рациональным и иррациональным отношением к любви.
И «сельхозтермины» весьма симптоматичны. От «производства потомства» современная (европейская) женщина себя решительно дистанцирует, это хорошо известно. При этом от евгеники она, конечно же, бесконечно далека, правда?
Забавно, что уже в самой поверхностности рецензии заключена дополнительная характеристика разделяемого Вами и, повторяю, повсеместно распространенного сегодня взгляда на жизнь. Но, к счастью, не единственного.
Благодарю за уделенное время и терпение!
С уважением,
Сергей Николаевич Решетников
13  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Рассказ «Ведьма» : 22 Октябрь 2007, 11:39:51
Решетников Сергей. Рассказ «Ведьма».

...Здесь поверни направо, прямо теперь нельзя. Я вижу, ты забыл, как ездят зимой, сегодня довольно скользко. А во Франции бывает зима? У вас там на Новый год деревья белят штукатуркой, будто выпал снег, это правда? Я поменяла работу. Заставила мужа купить у моего нового шефа старую машину, потому что тот не знал, как от нее избавиться. Естественно, с переплатой. Новый шеф мне очень нравится, но денег все-таки жалко. И представь, недавно шеф попал в аварию. Сумма ущерба оказалась точно такая, сколько мы переплатили за его старый драндулет. Мне иногда кажется, что справедливость в мире – это исполнение моих желаний, даже когда я в них себе не признаюсь. Ты вообще никогда не задумывался об инструментах Судьбы? Какими приспособлениями она пользуется, занимаясь своим ремеслом? Автомобиль – это такой инструмент, вроде стамески или рубанка. Причем рукоятка отполирована до блеска – так часто он применяется...

14  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Рассказ «Йеллоу кеб» : 19 Август 2007, 23:41:49
Решетников Сергей. Рассказ «Йеллоу кеб».

...Женщины чутки, и тем чутче, чем легче мирятся с фальшью. Это случается не из-за внутренней слепоты, а в силу обостренного чувства ответственности. Женщины прилежно играют свои роли – и затаенно ждут. Всякое человеческое сердце настроено по камертону душевной подлинности, но женщины способны улавливать самую тень этого чистого звучания и жаждут его больше любви. Мудрость сильнее и глубже страсти, ясность внутреннего горизонта ценнее, чем сполохи сердечного огня. В благодарность за тектоническое понимание женщина будет любить, как сумасшедшая...

15  Авторские разделы / Решетников Сергей / Обсуждение: Рассказ «Копия» : 24 Апрель 2007, 18:14:40
Решетников Сергей. Рассказ «Копия».

...Главная человеческая забота – это качество ощущений. Казалось бы, чего проще: если тебе хорошо, значит, вот оно настоящее качество! Женщины пережитые ощущения снизывают в нарядные бусы, принаряжаются в них. Это любимое занятие женщин. Мужчины сдержаннее, потому что в создании ощущений обычно сами принимают участие, мужчины – они по жизни творцы. Но только по прошествии времени становится ясным, что одни ощущения рождают ощущение пустоты, а после других возникает противоположное чувство – наполненности. Удивительно, но наполненность дают, как правило, те ощущения, которые удовольствия не доставляли.

По большому счету, секс сушит, не правда ли? Нет, конечно, сексуальные гаммы надо прилежно повторять, но только чтобы не опозориться, чтобы не сфальшивить при исполнении более серьезных вещей. В сексе ноты упорядочены лишь по высоте, это не музыка. Лучшие композиторы – боль и страдание. Зачем нам беды? Для правильного воспитания чувств, для юстировки ощущений. А матушка страданий – смерть. На свадьбе любви она главная гостья...

Страниц: [1] 2

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!