А теперь - побольше слов.
Из предложенных мною вариантов согласования НЛ-фактологии с НЛ-мифологией мне представляется наиболее близким к реальности третий: появился некий
дополнительный фактор, что изменил устоявшиеся за прошлые 10 лет отношения и оценки. Боюсь (вернее, уверен), что буду понят неправильно. Поэтому позволю себе немного расшифровать этот "
дополнительный фактор". После чего тоже буду понят неправильно, конечно, но уже по-другому (и то хлеб).
Пойду от простого к сложному, так мне привычнее и интереснее вдобавок.
1. Думать, что я под "дополнительным фактором" имел в виду только и исключительно Крокодилову, - ошибка. Ошибкой является вообще искать причину любого процесса, затрагивающего многих людей, в чьей-то конкретной персоне и её свойствах (будь то Крокодилова или Таран, или даже, не побоюсь этого слова, сам Якушко).
Крокодилова лишь слепое орудие этого фактора. Для форума, конечно, тлетворное, а если запустить болезнь, то и смертельное. В этом можно будет легко убедиться в течение года-двух (тут далеко никуда заглядывать не нужно). Но форумом больше, форумом меньше - это не только для литературы в целом не играет роли, но и для "Новой литературы" - как сайта и журнала тоже может быть лишь этапом, а не концом.
2. Дополнительный фактор - это то, что, хотим мы того или нет, но заставляет нас определяться в последние полтора года. Всем. Во всём. Везде. Делать вид, что ничего не происходит и всё будет как раньше (с теми же оценочными критериями и алгоритмами их определения, с теми же отношениями к миру, к культуре, друг другу) - не получается. И не получится уже. Служить двум богам уже никак невозможно. Нужно делать выбор. Явный. Понятный. Открытый.
Отсюда и все происходящие с нами перемены - во всех сферах жизни. Искать тут причину в ком-то конкретно совершенно бессмысленно. Но это уже вопросы духа, а не буквы.
3. Люди любят простые решения. Ниже подкину оснований именно для такого, какое выбрал Захаров ("пункт одЫн" - просто крыша поехала - и всё сразу ясно, и думать не нужно, а главное - на себя посмотреть со стороны).
Я считаю сайт НЛ и её форум - абсолютно адекватным срезом, отражением современной литературы. А вот новая она или это затухающая инерция старой? - другой вопрос. Был Золотой век, Серебряный, Бронзовый (60-80-е прошлого века), а теперь - какой? И затем, что дальше? Будет ли новый Золотой - и что это будет за литература, в чём её отличие?
Я считаю литературные и мировоззренческие форумы - новым жанром литературы. Об этом и моё эссе "
Творчество как диалог", опубликованное в НЛ 11 лет назад и рекомендованное Главным редактором (из него и цитата висела какое-то время на Главной странице). Это эссе составлено как раз из форумных постов. Но одно дело его читать со стороны, а другое совсем - участвовать в той драматургии, которая там описана, в одной из ролей...
15 лет назад я пошёл в Интернет -"Розу Мира" (тогда кроме форумов ещё ничего толком у этого сообщества не было), а попал в родонизм. По итогам написал книжку "Роза Мира или родонизм (вспоминая будущее)". Многим она помогла разобраться в этих вопросах (знаю по откликам). Был один такой отклик даже в НЛ:
https://newlit.ru/forum/index.php?topic=3994.msg8013#msg8013И вот довелось год назад случиться со мною некоему дежавю. Тоже ведь шёл к "братьям по перу" (по разуму, по несчастью - на выбор). Напишу ли книжку по итогам хождения в люди - не уверен. Эссе, наверное, осилю, наброски есть. Называться оно будет "Инерция стиля"...
Новая литература (не сайт, не журнал, но явление) только тогда не современная, а новая, когда в ней есть новое слово по отношению к тем, что уже были сказаны прежде. Новое слово - и как смысл, и как идея, и как стиль, и как отношение, и как много ещё чего. Только тогда возможен и новый Золотой век. Иначе, затухающее движение по инерции - единственно возможный путь, других не бывает, ни в жизни, ни в культуре.
В новой литературе (а форумы - один из её жанров) почти нет пассивных читателей-потребителей, каждый из них - участник того или иного действа: каждый сам писатель, сам сценарист, сам режиссёр, сам литературный герой. Со сменой ролей. В этом и невиданный объём и неимоверная сложность новых отношений в литературе. Вот одну из её пьес мы разыграли и здесь, на форуме НЛ. Сами того не желая и не планируя.
Драматургию этой пьесы определил местный Солярис. И расписал в ней роли. Я тут себя чувствовал то городским сумасшедшим, то Чацким (самое противное), то "Чучелом", то Мюнхгаузеном, то Штирлицем, то всеми вместе... Другим героям пьесы, как и всегда бывает внутри неё, роль по ходу действия видится совсем другой - и твоя, и своя, и всех, чем зрителю.
Вот это и есть новая литература. В её зачаточных формах. Вот это и есть тот настоящий "дополнительный фактор", который заставил нас всех сыграть здесь свою роль и вывел из равновесия (а без этого не бывает драматургии). Оценку ролям даст время. Мораль (если она здесь есть) вынесен читатель, если он будет у НЛ спустя это время...
А пока... Всем спасибо. Все свободны.
Занавес. Звучит музыка группы Кино, и на четвёртой стене возникают как бы сами собою такие стихи:
«Доброе утро, последний герой!»
В. Цой.Ах, братья, бедные поэты,
как хочется вернуться нам туда,
где были мы – авторитеты,
герои правды, сцены и труда;
в союзах чтимые, в подполье
гонимы в шею и наоборот;
где книга держится любовью,
где из зеркал нам слава смотрит в рот;
где уважали нас за слово
и вольный дух дышал сурово.
Но злятся братья по несчастью
в конце веков книгопечати
на толпы маленьких поэтов,
себя по праву мня всех выше.
Их пользуют дельцы за это.
Никто вокруг тебя не слышит.
И дурно пахнет слово тех,
кто им мостит себе успех.
15 августа 2023 года