Форум журнала "Новая Литература"

11 Декабрь 2024, 00:50:55
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Статья «Должен ли писатель быть грамотным? Разговор с культурологом»  (Прочитано 4094 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Алексей Курганов
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 14


Просмотр профиля
« : 03 Февраль 2015, 16:42:55 »

Курганов Алексей. Статья «Должен ли писатель быть грамотным? Разговор с культурологом».

Сегодняшняя тема не столь наивна и нелепа, как можно предположить при поверхностном на неё взгляде. Я не стану говорить, что письменная грамотность (ЭЛЕМЕНТАРНАЯ, на уровне написания «жи-ши») пребывает сегодня в ужасающем состоянии, причём не только среди молодёжи, но и среди людей, вроде бы, по статусу и профессии обязанных быть грамотными. А может, действительно, грамотность стала анахронизмом, условностью, НЕобязательностью? Может, современное общество, отличительной чертой которого стали практицизм и прагматичность, не нуждается в грамотной письменности (дескать, и так всё понятно)? Разговариваю об этом с моим давним другом, культурологом Сергеем Коноваловым.

 

– Сергей Владимирович, как вы считаете, бывает так, что неграмотный писатель пишет хорошие литературные тексты?

– Бывает, и нередко. Не надо путать грамотность с образованностью. Это всё-таки нетождественные понятия.

То есть, если я в хорошем тексте напишу «победю» вместо «одержу победу», то читатель на меня пальцем показывать не будет?..

Записан
Игорь Белисов
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 07 Февраль 2015, 20:08:30 »

Алексей, моё Вам почтение! С большим интересом читаю Ваши культурологические беседы. Видимо, чем старше я становлюсь, тем отчетливей сознаю мою недостаточную образованность. Неплохо бы сделать эти беседы регулярной традицией, а?.. Расширения образования, конечно, они не дадут, но сама по себе актуализация проблематики полезна как стимул для литераторов о чем-то задуматься помимо непосредственно сочинительства.

Вставлю и свои пять копеек.

Ваш друг Сергей Владимирович совершенно верно определяет грамотность как категорию сегодня по факту необязательную. Ведь и впрямь, многие без нее обходятся и даже довольно успешно. И всё же подспудный лейтмотив Вашей статьи – грамотным быть желательно. Хоть я и не культуролог, с Вашего позволения уточню, в чем же эта желательность состоит, каков ее смысл.

Проблема грамотности, на мой взгляд, не исчерпывается орфографией. Эту проблему надо рассматривать в более широком контексте – как безупречность писателя. Если у меня есть, в чем писателя упрекнуть, если я нахожу в его тексте много погрешностей, моментов небрежности, легкомыслия, ляпов, недостоверности, фальши, мусора, грязи – такой писатель в моих глазах делается явлением сомнительным, и мне трудно себя убедить, что он может сказать нечто такое, на что я должен потратить свое время, читая данное сочинение.

Есть и оборотная сторона этой проблемы. Когда нам говорят о необязательности какой-либо составляющей, всего один шаг до того, чтобы объявить необязательной любую из составляющих. Если необязательно правописание – то и не нужно потеть над стилистикой, над выверенной композицией, над исключением графомании, над оптимизацией выявления главной мысли произведения. В пределе, и самое главная мысль становится не нужна. И это уже – манифестация смерти литературы.

Как в свое время кодекс рыцарской чести, отточенная этика аристократизма, были объявлены пережитком и постепенно заместились «демократичной» «культурой» хамства, так и хорошая писательская традиция нынче замещается вседозволенностью, беспринципностью, и по форме, и по содержанию, вплоть до разрушения формы и бредовой бессодержательности.

И что самое мерзкое, это объявляется модным. Дескать, постмодернизм. Чё, париться-то?

А между тем в этой моде заложен стратегический курс, контролируемый твёрдой рукой – уничтожение писателя как носителя мысли и его замещение тотальностью массового безмыслия.

Если я ошибаюсь – поправьте меня.
« Последнее редактирование: 07 Февраль 2015, 20:24:39 от Игорь Белисов » Записан
Марта Матвеева
Новичок
*

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 21 Март 2015, 22:16:54 »

Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог. Л. Н. Толстой
Это высказывание прочла на страничке ежегодной образовательной акции, которая носит удивительное по своему смысловому наполнению название: Тотальный диктант. В этом году автором текста будет писатель Евгений Водолазкин. У каждого, кто близок к литературе, к писательству и не чурается нормального русского слова, есть возможность себя проявить.

Записан
Игорь Белисов
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 22 Март 2015, 06:13:24 »


"Тотальный диктант" - это мило. Дети не задумываются о том, что "тотальный" - слово не русское. И уж тем более они не знают слова "тоталитарный".
А вот учителям - особенно высшего административного звена системы образования, которые и утверждают, и внедряют все эти "ЕГЭ" и "ГИА" - не худо бы спросить у своей совести, куда они ведут новое поколение и на чью идеологию переформатируют мозги наших детей.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!