Случилось это в Японии вскоре после окончания Второй мировой войны. Япония войну проиграла. Её общество пребывало в глубокой депрессии. Страна разрушена. Экономика в кризисе.
И в это самое время на своих предприятиях японский предприниматель Киичиро Тойода начинает проводить экономическую реформу. Он не ждёт чуда от своего правительства, а самостоятельно пытается решить свои производственные проблемы, приглашает из США ведущих специалистов в области менеджмента и реорганизует управление своими предприятиями. Большое значение в развитии «Тойоты» сыграли идеи Эдварда Деминга, известного американского специалиста в области управления качеством. В результате мало кому известное преимущественно текстильное производство преобразовалось в крупный и передовой автомобильный концерн. Киичиро Тойода не только создал высокоэффективное управление своим производством, благодаря чему весь мир теперь знает автомобили этой марки, но и совершил революцию в области управления качеством, а также способствовал созданию нового направления в науке – экономической логистики[1].
Это мы воспринимаем Японию как маленькие острова. Однако в недалёком прошлом эта страна была великой империей, в которую входили значительная часть Китая, Корея, многие территории Юго-Восточной Азии и Океании. Япония выиграла войну с Россией в начале ХХ века, захватила значительные районы континентальной Азии, а во Вторую мировую первой начала войну с США, что не могла позволить себе даже покорившая всю Европу национал-социалистическая Германия. В японской империи была особенная, по-своему высокоразвитая культура, на которую опирались мифы великого государства. Вместе с тем, имперское величие, жертвенная самурайская культура и агрессивная политика не сделали японское общество счастливым. Поэтому после войны общество повернулось спиной к своей имперской истории и начало строить новое государство. Внешне менее великое, но зато более рациональное. Во главе его стали не политики со своими очередными прожектами, тоской о великом прошлом и о верных служаках, способных ради своих хозяев на харакири, а мыслящие передовыми экономическими категориями амбициозные предприниматели, такие как Тойода. Которые стали создавать современное производство, творить производственные чудеса, а не выпрашивать преференции у государства и не прислуживать политике. Сегодня весь мир знает Тойоду, но мало кто вспомнит имя тогдашнего премьер-министра Японии.
Но почему экономическое чудо произошло в раздавленной войной Японии и не случилось в России в период распада советской империи?..