Колонка редактора.
Рецензия на книгу «Узники Горизонта».
Всем нам посчастливилось (или нас угораздило?) жить в эпоху перемен. Сегодня мир напряжён как натянутая пружина, и тревожное предчувствие всеобщего потрясения витает в воздухе. В этой атмосфере мысль о том, что нас ждёт, беспокоит каждого. При этом каждое новое событие становится таким же непредсказуемым, как и прежние. Какое из них окажется роковым?
Роман-антиутопия Тимофея Воронова «Узники Горизонта» открывает перед читателем мир недалёкого будущего, который сложился в результате очередного трагического происшествия. Теракт исламистов, направленный против японского пассажирского самолёта, стал последней каплей в переполненной напряжения чаше. Он словно надорвал картину бытия по самому тонкому месту – между религиозностью и атеизмом, и в результате мир раскололся надвое.
На Востоке вопрос религиозного экстремизма решили радикально: всякую религию запретили, а на её место возвели науку, технический прогресс, рационализм. На Западе же, напротив, сконцентрировались все, для кого безбожие равносильно смерти, и там бурным цветом разрослась религиозность.
Возможно ли такое развитие событий в реальности, в ближайшем будущем? Вполне. Тем более если на страже противостоящих систем окажутся совершенные идеологические машины, берущие граждан в оборот с рождения и не отпускающие до самой смерти. И автор «Узников Горизонта» весьма убедителен в этом. Картина, нарисованная писательским воображением, до отчаяния реальна.
Но как обычному человеку жить в таком мире, где фундаментальные сомнения даже не обрели форму вопроса? В мире, где не спрашивают: где правда и кто прав? В мире, где есть только один способ быть полноправным гражданином – думать как принято, делать как предписано, стремиться к тому, что продиктовано в установлениях общества, имеющего по всем вопросам лишь одну точку зрения. Автор романа, как это и свойственно хорошей художественной литературе, не отвечает на эти вопросы – он ставит их перед читателем.
А для того чтобы эти вопросы обрели материальную полноту и весомую зримость для каждого, Воронов использует приём психологического вовлечения. Для этого писатель представляет мир «светлого» завтра в момент социальной катастрофы – той самой, которая прямо сейчас висит над реальным миром, над головой каждого из нас дамокловым мечом. А кроме того, помещает в вихрь социального взрыва мужчину и женщину на нерве внезапно вспыхнувшей любви, причём – любви между представителями непримиримых полушарий Земли.
Как разрешится этот конфликт, к чему приведёт? Пожалуй, тем, кто пока ещё не прочитал роман, можно в чём-то позавидовать: их ждёт захватывающее путешествие в жанре умной социальной фантастики.
27.08.2017. Редактор журнала «Новая Литература» Андрей Ларин