Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 10:10:45
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: 1 ... 51 52 [53] 54 55 ... 59   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Готовится к публикации  (Прочитано 444440 раз)
0 Пользователей и 5 Гостей смотрят эту тему.
᠌♔Матвей Васильевич♔
Ветеран
*****

Рейтинг: 6
Offline Offline

Сообщений: 1789


Кот рабоче-крестьянский


Просмотр профиля
« Ответ #780 : 18 Апрель 2023, 09:38:18 »

По итогам голосования редакции 09.04.2023-16.04.2023:

К сожалению, ни одно из рассмотренных редакцией журнала произведений на этой неделе не было одобрено к публикации.

Сурово!
Мы с Глафирой смотрели некоторые из этих произведений. Да, шедеврами их, пожалуй, назвать нельзя. Но среди них были такие, что в несколько раз превосходят опубликованный опус Воложина.
Да и вообще они все лучше любой из "критических статей", размещённых в т.н. рубрике "Художественный смысл".
И снова всё тот же вопрос.
Почему публикуются безграмотные, агрессивно-оскорбительные и тупые опусы Воложина?
Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 975



Просмотр профиля Email
« Ответ #781 : 18 Апрель 2023, 10:16:28 »

Выскажу своё частное мнение. На мой взгляд, достойно внимания читателей произведение Натальи Соколовой "Святая Тереза, блаженный Августин" https://novlit.ru/blog/2023/04/09/natalya-sokolova-svyataya-tereza-blazhennyy-avgustin-rasskaz/  Аппетит к чтению вызывает, мне кажется, однозначно. Приедается, конечно, быстро, после пары страниц почти не лезет. Но моментами просто красота. И при этом было бы покороче и присыпано пряностями чуть менее щедро, не возникло бы так быстро пресыщение. Но в целом, к прочтению рекомендую. Стиль яркий, красочный, вкусный.

Также отметила бы рассказ "Последний день в Свердловске"  https://novlit.ru/mara/2023/04/08/posledniy-den-v-sverdlovske/ Это что-то между рассказом и миниатюрой. Несколько недоделанный, незавершенный рассказ, на мой взгляд. Мне кажется, не хватает нескольких завершающих штрихов, чтобы в голове сложилась картинка. Пока эскиз, но атмосферный, многообещающий. Автору порекомендовала бы доработать произведение, внести ясность, определенность в сюжет и отправить на повторное голосование.
Записан
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #782 : 18 Апрель 2023, 17:22:21 »

Также отметила бы рассказ "Последний день в Свердловске"  https://novlit.ru/mara/2023/04/08/posledniy-den-v-sverdlovske/ Это что-то между рассказом и миниатюрой. Несколько недоделанный, незавершенный рассказ, на мой взгляд. Мне кажется, не хватает нескольких завершающих штрихов, чтобы в голове сложилась картинка. Пока эскиз, но атмосферный, многообещающий. Автору порекомендовала бы доработать произведение, внести ясность, определенность в сюжет и отправить на повторное голосование.

Я смотрела этот рассказ. Он написан хорошим языком, но складывается ощущение надуманности, какого-то ненужного флера загадочности и таинственности. Не чувствуется основательной проработки матчасти, достоверности.
Есть упоминание только что закрытого уголовного дела по статье 224-ой. Очевидно, надо смотреть УК РСФСР. Ага, "Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств". Поскольку речь о Свердловске, и упоминается улица Голощекина, значит, действие происходит во временнОм интервале  1976 - 1990 гг.  И поскольку героиня навещает Женю на Степана Разина (судя по всему, в облГАИ), видимо, это 80-е, вторая половина...
Наркотики, больница, упоминаемые вскользь. Женя, задействующий свои связи, чтобы замять дело...
Идеологический факультет...Это, видимо, факультет журналистики, поскольку далее говорится, что героиня, уехав, вышла на работу в многотиражку...Ну, этакое подспудно-неявное нагнетание. Загадки без ответов...
А к чему? Всё ведь вертится вокруг Жени, как я понимаю.
Ну, типа, главное — чувства. Ну, ОК. Можно опустить детали если они типичны, характерны. Но наркотики у 19-летней девушки в 80-е...Нет, тогда это было экстраординарным событием.
Это не 90-е и не 2000-е...
И букса на один шприц, упаковываемая на дно чемодана. О чём эта деталь должна сказать читателю?

И начало...Героиня пытается увидеть день глазами мамы. И поначалу придерживается этого.
Но потом сама едет на Степана Разина, объясняется там с Женей....А где находится мама?
Какой-то провал...И коли даются названия улиц с претензией на документальность, то зоомагазина в те времена на Челюскинцев не было...

Отец, упоминаемый вскользь. Которого героиня выкинула из своего сердца. Тоже, к чему о нём?
К тому, что она тонко чувствующая личность? И это всё?

И название. "Последний день в Свердловске".  Ага, про тот день рассказали полунамёками, а заканчиваем тем, что летом героиня опять в Свердловске. Но теперь уже сама "посылает" Женю.

В общем, всё это напоминает какой-то набросок, этюд. А цельной картины, увы, нет.
« Последнее редактирование: 18 Апрель 2023, 17:25:19 от Глафира Крокодилова » Записан
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #783 : 18 Апрель 2023, 19:27:02 »

Эх...время на редактирование истекло.
Конечно же, бикса, а не букса.
____________________________

Ну, и чтоб не просто так засорять форум, то вот

Евгений Родыгин. Свердловский вальс >>>
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1393


Просмотр профиля Email
« Ответ #784 : 18 Апрель 2023, 19:55:12 »

Также отметила бы рассказ "Последний день в Свердловске"  https://novlit.ru/mara/2023/04/08/posledniy-den-v-sverdlovske/ Это что-то между рассказом и миниатюрой. Несколько недоделанный, незавершенный рассказ, на мой взгляд. Мне кажется, не хватает нескольких завершающих штрихов, чтобы в голове сложилась картинка. Пока эскиз, но атмосферный, многообещающий. Автору порекомендовала бы доработать произведение, внести ясность, определенность в сюжет и отправить на повторное голосование.

Я смотрела этот рассказ. Он написан хорошим языком, но складывается ощущение надуманности, какого-то ненужного флера загадочности и таинственности. Не чувствуется основательной проработки матчасти, достоверности.

Ну, этакое подспудно-неявное нагнетание. Загадки без ответов...
А к чему? Всё ведь вертится вокруг Жени, как я понимаю.
Ну, типа, главное — чувства.

Какой-то провал...

 Тоже, к чему о нём?
К тому, что она тонко чувствующая личность? И это всё?

И название. "Последний день в Свердловске".  Ага, про тот день рассказали полунамёками, а заканчиваем тем, что летом героиня опять в Свердловске. Но теперь уже сама "посылает" Женю.

В общем, всё это напоминает какой-то набросок, этюд. А цельной картины, увы, нет.

Я вступлюсь за этот рассказ.
Да, коллеги, ваши упреки справедливы – повествование не структурировано, матчасть не проработана и все такое. Но давайте посмотрим на это, как на специфические маркеры той художественной реальности, которые рисует автор, и той реальной реальности, в которой существует героиня.
Героиня молода, жизнь ее течет, как течется. Знаете, если вылить воду на пол, то она не разольется ровным кругом. Будет потек туда, потек сюда, где углубление, там скопится больше, а если есть уклон, то и потечет по нему. Жизнь героини рассказа примерно такая и есть. Она живет так, как живется. Местами пытается что-то поправить/ устроить, от каких-то вещей отмахивается, какие-то ее ранят. Такая вот жизнь – постольку-поскольку, но с некоторыми усилиями.
На мой взгляд, не структурированность текста (даже – его аморфность) есть способ воссоздания стиля жизни героини.
Но героиня живая. Несмотря на всю безалаберность ее самой, она чувствует, она живет. Плохо живет? Ну, наверное. С рациональной точки зрения, плохо живет. Но это мы так думаем, рациональные читатели. С нашей точки зрения, лучше бы если бы героиня поднялась и сделала что-то полезное. Но это мы, которые снаружи. Автор, кмк, показал это изнутри.
Все те же вечные декорации замызганного быта, в которых (поди ж ты!) все время бьется вечная любовь-нелюбовь. И все время хочется что-то изменить (разорвать, что ли?), чтобы избавиться, наконец, от морока, а он все накручивает и накручивает на себя неизбываемое – любовь-нелюбовь, вину-невину, радость-печаль.
Мне рассказ понравился.

 (теперь обращаюсь к автору, если она нас читает)
Похоже, мы с вами, автор, оказались в меньшинстве. А литература – вещь публичная. Если вам надо донести ваше настроение до бОльшего количества читателей, то, видимо, вам придется рассказ перерабатывать. Может, оно и к лучшему выйдет? Вы хорошо пишете, у вас получится.
С искренним пожеланием успехов!
Записан
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #785 : 18 Апрель 2023, 21:03:34 »

Героиня молода, жизнь ее течет, как течется.
.....
На мой взгляд, не структурированность текста (даже – его аморфность) есть способ воссоздания стиля жизни героини.
Но героиня живая. Несмотря на всю безалаберность ее самой, она чувствует, она живет. Плохо живет? Ну, наверное.

Героиня молода, это факт. В рассказе и возраст явно указан. 19 с половиной лет.
Но до недавних пор она, судя по тому, что в рассказе дано мельком, жила не просто так "как живётся".
Учёба на "идеологическом факультете" — видимо, факультет журналистики. А поступить туда было не очень-то просто. Требовались какие-то публикации. И конкурс надо было выдержать. Потом, говорится, что её выгнали из рабочего общежития. Стало быть, она училась на заочном или вечернем и работала...То есть вполне осознанно всё было...
А потом какое-то уголовное дело, связанное с наркотиками...Как, что и почему — непонятно. Каким-то образом тот самый Женя спас героиню от тюремного срока...Но и из вуза, и с работы её выгнали.
Понятно, что это удар...И жизнь поделилась на "до" и "после". После — шок, непонимание, как и что теперь, что дальше...
Но всё это показано как-то очень-очень неявно...невнимательный читатель вообще всё это может просто не заметить.  А ведь "декорации замызганного быта" — это уже результат какой-то ошибки, связанной с наркотиками...Перед ними ещё больница была...
А потом — да, настроение... Правда, ещё там была фраза, смысл которой, что героиня отмерила себе жить только до 25 лет. И, вроде, это она решила до всех перепитий...Хотя, не помню уже. Помню, что фраза показалась странноватой. Героиня как бы желает приблизить эту черту...Ну, если так рассуждать, то возраст — это лишь условность, не понятен смысл привязки к нему. Но это, видимо, тоже работает на настроение.
Получается, смысл рассказа только в передаче настроения? И всё? Хотя нет, сказано также, что героиня, уехав домой, успешно справилась с депрессией, вновь обрела уверенность.

Но всё это как-то...э-ээ..словно  в каких-то искусственных декорациях. Духа времени не чувствуется...Действие, судя по деталям, происходит в 80-е...Но если убрать "идеологический факультет", всё то же самое можно представить и в 2000-е...и в 2020-е...А как бы уже и страна другая.
Формально очень всё как-то.   Всё сказанное суть ИМХО, разумеется.

Что ж,  писать автор умеет. Это несомненно.  И думаю,  она сможет переработать рассказ и сделать его лучше.
« Последнее редактирование: 18 Апрель 2023, 22:04:17 от Глафира Крокодилова » Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1393


Просмотр профиля Email
« Ответ #786 : 18 Апрель 2023, 22:02:10 »

И снова согласна я.
Героиня неглупа, раз поступила на «идеологический факультет», наверняка не без способностей, но при всем при том – безалаберная и, откровенно говоря, никчемушная. Немного там, немного здесь. Ну да, вляпывается в истории, но ведь не до катастрофы. Рассказ, кмк, построен на этой вечной без-конечности. Героиня вроде и переживает собственные неприятности, но не как жизненную драму, подталкивающую ее к решению=изменениям, а как хронический насморк, что ли. Доставляет, но жить можно. Последний день в Свердловске, не последний день, ну как получится, короче, потом разберусь.

Вот вы и Дина (как мне показалось, могу ошибаться, поправьте меня) хотите, чтобы история героини была более определенна. Точнее, чтобы автор определился, что же он (она) хочет донести до публики, какую идею. Здесь я опять согласная.
Похоже, что да, если не героине, то автору стоит быть более внятным. Но тут автор должен решить, в какую сторону он станет внятным. То ли подведет героиню к некой точке выбора, то ли оставит растекаться лужей по полу, по чужим углублениям.

И еще. Опять же, как мне показалось, настрой повествования весьма созвучен со временем позднего застоя (когда Свердловск, идеологический факультет и задрипанное общежитие). То время было лишено движения, все болтались в неопределенности, у большинства не было точки сборки. Не все же могут создать для себя систему ценностей, большинство пользуется тем, что дает социум. А тогдашний социум проявлял полную свою импотенцию. Максимум – фантазии Фарятьева и полеты во сне.
Вот как-то так думаю.
Но последнее слово, разумеется, за автором.
Записан
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #787 : 18 Апрель 2023, 22:19:02 »

И снова согласна я.
Героиня неглупа, раз поступила на «идеологический факультет», наверняка не без способностей, но при всем при том – безалаберная и, откровенно говоря, никчемушная. Немного там, немного здесь. Ну да, вляпывается в истории, но ведь не до катастрофы.
---------------------------
Вот вы и Дина (как мне показалось, могу ошибаться, поправьте меня) хотите, чтобы история героини была более определенна. Точнее, чтобы автор определился, что же он (она) хочет донести до публики, какую идею.

Да, мне хочется бОльшей определённости и внятности, что именно автор хочет сказать и донести до читателя.
А вот с тем, что героиня безалаберна и вляпывается в истории "не до катастрофы" поспорю.
Ну да, некая безалаберность, видимо, была, раз вляпалась она в какую-то историю, повлекшую уголовное дело. Но это за рамками повествования. И катастрофа вполне могла бы и случиться, не вмешайся тот самый Женя, не подключи он связи в МВД.
Задрипанного общежития нет. Мы не знаем, каким было общежитие. Мы знакомимся с героиней, когда её из общаги выгнали...когда она в больнице отлежала какое-то время. А этот дом, где её обнаруживает мать, надо полагать, съёмное жильё. Но тоже неувязочки здесь, не до конца всё проработано, если внимательно посмотреть...Судя по всему, героиню туда подруги забрали...Но там же говорится о комнате, о задвижке, не рассчитанной на двух худышек...
Сейчас, после всего происшедшего, да какая-то не то чтобы безалаберность, а обескураженность, опустошенность, депрессия, непонимание, как и что дальше... И да, если бы не приехала мама, неизвестно, что было бы дальше...

В общем, Вы правы, я хочу бОльшей ясности и определённости о, так сказать, "цели высказывания" Улыбающийся

Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 975



Просмотр профиля Email
« Ответ #788 : 19 Апрель 2023, 02:21:54 »

Хочу пояснить свою позицию по поводу рассказа про Свердловск.  Это не критика, наоборот я попыталась привлечь внимание к этим двум рассказам, поскольку при всей спорности, они имеют несомненные достоинства, во всяком случае, для меня. Это исключительно мои субъективные мысли, которые  автор вправе не учитывать, я не претендую на истинность, возможно, у автора какая-то внутренняя цель, которая пока нам не понятна, может, это вообще наброски для романа. В чужую голову влезть не получится, остается лишь пытаться угадать.  Но  автор предлагает это как законченное произведение, а не как отрывок.  И в этом случае, как мне кажется, здесь два пути - либо вообще убрать подробности, которые лишь царапают воображение, оставив лишь полунамеки, превратив повествование в настроенческую миниатюру, где читатель сможет додумать всё что угодно и вложить любые смыслы и интерпретации. Либо уже добить рассказ, добавив в него внятности и структурированности. Именно поэтому я и написала, что данное произведение мне показалось чем-то между - это не рассказ, но это не миниатюра. Кстати, рассказ, на мой взгляд сделать в этой ситуации проще. Миниатюру - интереснее.
« Последнее редактирование: 19 Апрель 2023, 02:25:30 от Дина Измайлова » Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3146


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #789 : 24 Апрель 2023, 18:31:45 »

По итогам голосования редакции 16.04.2023-23.04.2023:

Ксения Гусева. Письма в пустоту (сборник стихотворений)

Игорь Тогунов. Забытое танго (цикл стихотворений)
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #790 : 25 Апрель 2023, 07:34:32 »

А Волков, получается, получил отказ.
За сухую, "простецкую" манеру изложения?  Хм...Так манеру диктует жанр.
Рассказ написан в форме дневниковых заметок молодого аспиранта.
Фиксация фактов и небольшие комментарии по поводу.
И такой манере веришь.
Выше обсуждался рассказ "Последний день в Свердловске".  Там изложение как бы тоже тяготеет к дневниковому — речь о событиях одного дня, правда, рассказывается о них спустя время. И там, о да, эмоции зашкаливают, метафор-эпитетов полно. Ну суть погребена в этих экзальтированных записках.
"Ах, какая тонко чувствующая натура! И чё?" — таково моё впечатление от того "художественного, красиво написанного рассказа".  Я несколько утрирую, конечно.  Но прочитала и прочитала. На этом всё.

А у Волкова нет никаких экзальтаций. Ну да, вряд ли парень лет 23-х -25-ти будет расписывать в путевых заметках охи-вздохи.  Изложение практически безэмоционально.
Но по башке хорошо так бьёт, огорошивает, заставляет задуматься.
Рассказ — срез реальной жизни, в которой полно всякого-разного. И в которой одномоментно всё может измениться. И люди по-разному реагируют на события.

В рассказе говорится и о взаимоотношениях человека и природы, и вообще о жизни и смерти. О том, что смерть ближе, чем мы думаем. Как говорится, memento mori.
И о том, что даже на фоне трагедии жизнь продолжается. Ну, и для кого-то трагедия, а для кого-то — просто факт.
О приоритетах. Экзальтированных девиц может шокировать поведение профессора после смерти жены. По их законам жанра, он должен, видимо, несколько лет горевать и быть безутешным. И эмоции должны быть явно прописаны.
Профессор горюет, да. Переживает. Но не позволяет эмоциям взять над собой власть. Для него работа — способ заглущить горе, отвлечься. И продолжает работать он и ради памяти жены...
А аспирант, от чьего лица ведётся повествование, решает поостеречься и в тропические леса больше не ездить...А Олеся решает личные проблемы...Ветреная девица...
Ну, люди разные.
На мой взгляд, несмотря на безэмоциональную, фактографическую, манеру изложения рассказ глубок  и ценен постановкой проблем,  даже не постановкой их, а показом реальной жизни реальных людей. И эти люди разные, и разные у них приоритеты и ценности, и разное отношение к событиям.
Всё показано достоверно.  Сильный рассказ.

А безэмоциональность...Она и у классиков встречается. Например, некоторые рассказы Борхеса тоже безэмоциональны.
Записан
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #791 : 25 Апрель 2023, 07:48:30 »

Ага. Зато к публикации готовится опус Великого Просветителя.
Без голосования, как обычно.
И наверняка  "продукт" Воложина является очередным бредом. Это в лучшем случае.
В худшем там может быть полно воинствующей мерзости...
Ну, посмотрим.
И чем же Воложин столь ценен, что его регулярно публикуют?  Два опуса в одном номере — это, конечно, не семь, как было раньше. Но тоже много.  Я никак не могу понять, что главред находит в писаниях Просветителя, почему дорожит ими. Но это большая тайна.
Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 975



Просмотр профиля Email
« Ответ #792 : 25 Апрель 2023, 08:48:50 »

Касаемо Волкова тоже хотела бы сказать пару слов. Для меня он человек-загадка. Иногда мне чудится некий потаенный смысл в предлагаемых им произведениях. Нарочитая бесстрастность кажется литературным приемом, преследующим некую цель, понять бы только, какую. А иной раз - какая-то абсолютная пустота, набор правильно подобранных фраз, не выражающих ничего. Именно данный рассказ https://novlit.ru/blog/2023/04/12/andrey-volkov-paraponera-clavata-rasskaz/ мне показался совершенно неинтересным. Я лично о нем высказалась следующим образом "Ощущение, что автор скользит по миру поверхностным подслеповатым взором, избегая даже малейшей возможности всмотреться в мир чуть глубже". При этом я допускаю ошибочность своего мнения. Поэтому предлагаю обсудить данный рассказ. Мнение Глафиры прочитала с интересом, задумалась. Было бы замечательно, если бы Андрей тоже включился в беседу. Возможно, мы не вполне понимаем причины, которые побуждают его к творчеству, поэтому частенько не пропускаем его произведения. А понять очень и очень хотелось бы.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1393


Просмотр профиля Email
« Ответ #793 : 25 Апрель 2023, 10:21:26 »


Но по башке хорошо так бьёт, огорошивает, заставляет задуматься.
Рассказ — срез реальной жизни, в которой полно всякого-разного. И в которой одномоментно всё может измениться. И люди по-разному реагируют на события.

В рассказе говорится и о взаимоотношениях человека и природы, и вообще о жизни и смерти. О том, что смерть ближе, чем мы думаем. Как говорится, memento mori.
И о том, что даже на фоне трагедии жизнь продолжается. Ну, и для кого-то трагедия, а для кого-то — просто факт.
О приоритетах. Экзальтированных девиц может шокировать поведение профессора после смерти жены. По их законам жанра, он должен, видимо, несколько лет горевать и быть безутешным. И эмоции должны быть явно прописаны.
Профессор горюет, да. Переживает. Но не позволяет эмоциям взять над собой власть. Для него работа — способ заглущить горе, отвлечься. И продолжает работать он и ради памяти жены...
А аспирант, от чьего лица ведётся повествование, решает поостеречься и в тропические леса больше не ездить...А Олеся решает личные проблемы...Ветреная девица...
Ну, люди разные.
На мой взгляд, несмотря на безэмоциональную, фактографическую, манеру изложения рассказ глубок  и ценен постановкой проблем,  даже не постановкой их, а показом реальной жизни реальных людей. И эти люди разные, и разные у них приоритеты и ценности, и разное отношение к событиям.
Всё показано достоверно.  Сильный рассказ.

А безэмоциональность...Она и у классиков встречается. Например, некоторые рассказы Борхеса тоже безэмоциональны.


Со всем уважением к вам, Глафира, и к автору рассказа, но я никак не могу согласиться с тем, что рассказ «сильный». А уж, тем более, с тем, что «рассказ глубок  и ценен постановкой проблем,  даже не постановкой их, а показом реальной жизни реальных людей»

О чем этот рассказ?
Сюжет: группа ученых отправляется в Бразилию изучать экзотических муравьев. Происходит череда драматических событий, один член экспедиции погибает.
Вроде бы похоже на приключения. Отважные исследователи оказываются в самой гуще. Хищные муравьи сопротивляются изучению, но ученые в количестве уже трех человек (один оказался слишком чувствительным к муравьиным токсинам и отправился в лучший мир) продолжают изучение, в результате чего открывают такие глубокие закономерности из жизни муравьев, что они способны перевернуть мир человеческий.
Вау! Вот это сюжет! Казалось бы…
Но нет такого сюжета. В тексте нет сцен, которые позволили бы читателю, не сходя с дивана, пережить увлекательные приключения, окунуться в гущу тропических страстей, не замочив собственных тапок. А ведь цель приключенческой литературы именно такая – дать возможность читателю пожить взаймы страстями литературных героев. Чтоб волки были сыты (воображение взыграло) и овцы целы (диван для чтения не пострадал).
Значит, нет, не приключения. Вычеркиваем этот жанр.

Тогда, может, это дневниковые записи молодого аспиранта? Жанр путевых заметок? Типа, достоверность (антипод экзотике)?
Ну да, аспирант присутствует. Также в сюжете имеются: профессор-мирмеколог Минин Антон Григорьевич, 47 лет; жена профессора Раиса Иосифовна, тоже мирмеколог и тоже Минина, 44 года, впоследствии скончавшаяся от ужалений, оба супруга увлечены, понятное дело, муравьями, noblesse oblige; фотограф из студентов старших курсов Олеся Хоркина, 20 лет. А также второстепенные персонажи – профессор Длусский, 67 лет, и проводник Мигель, возраст не указан.
Так что в тексте с достоверностью? Хреново в тексте с достоверностью.
Я уж не буду вязаться к возрасту очаровательной Олеси, которая купается голышом в бразильской тропической реке, смущая своим прекрасным телом достоверно… (зачеркнуто) добросовестного аспиранта. Хотя 20 лет – это вроде второй-третий курс, не?
Но даже как-то глупо интересоваться возрастом прекрасных девушек. Которые прекрасны настолько, что могут все – и персональную выставку в стенах МГУ организовать, и с профессором неоднократно поездить (вот уж нафотографировалась, не?), и в бразильском баре потанцевать.
Черт! Никак не могу отделаться от гнусной привычки оценивать роль персонажа в сюжете… Так и свербит вопрос: какую функцию выполняет персонаж Олеся Хорхина (не гимнастка ли?) в разрешении литературного конфликта рассказа «Paraponera clavata»? Мда, надо с собой бороться и преодолеть…
Например, переключиться на место действия. Бразилия.
А в солнечной Бразилии, Бразилии моей такое изобилие невиданных зверей.
Бразилия – очень красивая страна. Летят туда обычным рейсом. В Бразилии много мест, куда не ступала нога цивилизованного человека. Добираются в эти места из отелей с барами, где подают местные алкогольные напитки и невкусные обеды. В этих отелях ночуют, а утром за туристами приезжает проводник Мигель, проводник, водитель и по совместительству повар, говорящий по-английски. Короче, персонаж, незаменимый в зоологической экспедиции и в сюжете.
Через два часа экскурсанты оказываются в тропическом лесу, разбивают лагерь в отдалении от змей и пауков, а еще через два часа находят муравьиные гнезда. Попутно экскурс.. (зачеркнуто) зоологи купаются в реке, загорают на солнышке, фотографируют местные виды (виды животных и растений или пейзажи, кстати?), короче, приятно проводят время.
А в это время в лесу… До которого, напомню, два часа ходу, Раиса, напомню, жена профессора и тоже мирмеколог, потеряла бдительность и оказалась ужаленной муравьем-пулей или муравьем-24 часа (24 на 7, надеюсь?). Огорченные ученые собирают аппаратуру и уезжают с Раисой в больницу, где та мирно присоединяется к большинству. Зоологи покупают обратные билеты и летят обычным рейсом обратно в родные пенаты. Гроб с телом Раисы Иосифовны покоится в багажном отделе самолета.
Мда… Хорошая страна Бразилия. Все очень достоверно описано. Достовернее, чем у Борхеса, спору нет.
Поэтому жанр путевых заметок, как и жанр мемуаров, тоже вычеркиваем.

Остается еще предположение – это стеб. Кстати, хороший жанр. Если только он базируется на бесконечной череде подмигиваний, высунутых языков и прочих гримас, исчерпывающе понятных посвященным, а у около-мимопроходящих читателей вызывающих желание тоже приобщиться к карусели веселых аллюзий.
Но и здесь автор дал маху. Не дотянуто.
Вот и получается, что с одной точки зрения не то, с другой – не это, и с третьей – ни то ни се.
Печально.

Хотя мораль рассказа безупречна. Мы в ответе за тех, чьи гнезда нашли в тропическом лесу.
Ой, нет, не туда посмотрела. В тексте: «Природа ничего не создаёт просто так. И мы, люди, тоже были созданы с определённой целью. Возможно, мы и не поймём, что это за цель, но ведь это не мешает нам ценить всех живых существ, которые нас окружают».
Прекрасная мораль. Настолько прекрасна, что может быть употребима к любым областям человеческой деятельности. Например, к литературе. Кто его знает, что имел в виду автор произведения? Я, читатель, не поняла, но это не мешает мне ценить литературу, которая нас окружает. А литературе не мешают такие не понимающие особи вроде меня.

PS. Все вышенаписанное является моими личными, субъективными измышлениями, к обдумыванию автором не обязательными. Ни один муравей-24 не должен пострадать!
Записан
Глафира Карркодилова
Ветеран
*****

Рейтинг: 8
Offline Offline

Сообщений: 2654


Глафира Константиновна. Ворона


Просмотр профиля WWW
« Ответ #794 : 25 Апрель 2023, 11:35:59 »

Жанр рассказа обозначен автором в тексте. Словами героя. Несколько раз упоминается, что это он пишет в дневнике.
Например,
"Мы летим уже целый час, и я, чтобы убить время, решил пописать дневник в самолёте. Поэтому не ждите, что я напишу что-то очень важное и интересное. Скорее какие-то незначительные вещи."

или вот
"Профессор ушёл, а я почитал ещё немного, после чего написал то, что вы читаете. Исполнив всё это, я с чистой совестью собрался спать. Завтра важный день для экспедиции – её начало."

То есть перед нами дневниковые записки. Возможно, записи в блоге. Раз есть прямой кивок на читателей.
Но автор таких записок ничем не связан. Он не обязан расписывать красоты Бразилии, чёткие планы исследований и т.д., и т.п. Пишет, что хочет. Мысли по поводу, впечатления-рассуждения...
Примерно так и пишут в дневниках, если не претендуют на вхождение в топы и не ориентируются на читателей, не стремятся их ублажить-привлечь-заинтересовать. Цель проста — зафиксировать события, поделиться  своими мыслями по поводу. И всё.
Ну, это если говорить просто о дневниках-блогах и о записях в них.

Нам же эти записки преподносят в форме рассказа. И основной смысл этого, как мне представляется, это показать некую абсурдность жизни, то, что любые планы могут быть разрушены, что жизнь богаче наших представлений и может преподнести ого-го какие сюрпризы. Как говорится, человек предполагает, а...кхм...природа располагает.

И описание Бразилии не является целью. Бразилия здесь как символ некой мечты что ли, цели.
Профессор Минин одержим изучением муравьёв, и он не из тех, кто изучает их по книгам и чужим описаниям. Ему необходимо лично всё исследовать. И предприняты нехилые усилия для этого. Получен грант и т.п.
И вот, когда до воплощения планов, кажется, совсем чуть чуть, случается непоправимое...
Получается, Минин невольно принёс жену в жертву своей работе, своей увлечённости.
А она-то ведь хоть и интересовалась муравьями, но, в основном, разделяла интересы мужа, помогала ему. Сама-то она не была одержимой...И если б её муж был, например, химиком, она ради него погрузилась бы в химию...То есть она — опора и поддержка, но не одержимый генератор идей.
И она гибнет...Так, увы, часто бывает, что одержимые какой-то идеей невольно отодвигают близких на второй план, а порой и губят их... Об этом, мне кажется, речь.
Но Минин, конечно же, горюет...Но работа продолжает оставаться на первом плане. И он уверен, что и ради памяти жены продолжение работы необходимо.
Это как бы о приоритетах. У кого-то на первом плане работа, у кого-то семья...У кого-то — некие идеи. И т.д., и т.п.

Кстати, матчасть у Волкова проработана хорошо. Например, здесь можно почитать о Paraponera Clavata. И ещё во многих местах. На ютубе есть видео с обрядами инициации у индейских племён.
И указано, что рассказ написан в 2015 году. Тогда же вышел фильм "Человек-муравей". Нет, сюжет не пересекается ничуть, но в фильме среди саундтреков есть Paraponera Clavata, такой, немножко леденящий кровь. Улыбающийся

А проводник и т.п. Никакого особого вымысла. Бразилия — страна контрастов. Ну, и в разных источниках написано, что туристы проявляют интерес к обрядам с этими муравьями. Индейские племена на этом зарабатывают. Поэтому, думаю, всяких проводников найти немудрено.
И о смертельных случаях от укусов упоминается...

Далее. Олеся Хоркина, 20 лет. Студентка, закончившая, видимо, 3-ий или 4-ый курс. Персональные выставки на факультете? Ничего удивительного. У нас в своё время тоже такие проводились. Были среди студентов такие Рита и Дима, классные фотографы. Дима учился со мной в одной группе на 1 и 2 курсах и благодаря ему у нас есть хорошие студенческие фотографии. Но он много всего другого интересного снимал, и его выставки регулярно проводились. Рита была на 2 курса старше. Но тоже всем на факультете известна, и её приглашали на разные общеуниверситетские мероприятия поснимать. В университетской газете регулярно её снимки печатали.
Так что Олеся вполне себе такая могла существовать, ничего надуманного в её образе не вижу.
То, что профессор взял её в Бразилию, тоже не вызывает удивления или мыслей о надуманности.
Сейчас выдающиеся учёные (а Минин, ясное дело, из таких) получают гранты. И экспедиции оплачиваются, как правило, из них. При этом руководитель гранта (здесь это Минин) сам решает, как распорядиться деньгами, кому и что оплатить. Так что нужна ему Олеся как фотограф, он её и взял.

А роль Олеси как персонажа...Ну, видимо, в том, чтобы показать, что чужое горе других не особо трогает. У всех свои проблемы. У Олеси — развлечься и подцепить достойного кавалера. И она эту задачу решает. Улыбающийся
Как бы опять о многогранности и некой абсурдности мира, о том, что нет у нас какой-то единой цели, а по большому счёту, в жизни смысла особого и нет.
Ну, как-то так...

А то, что записано в дневнике героя как вывод, "Природа ничего не создаёт просто так..." и т.д, не стоит воспринимать как мораль рассказа. Это мысли героя и только, ну и слова его одержимого наукой шефа.
А рассказ не сводится лишь к этому выводу.
Он заставляет задуматься о многом.
« Последнее редактирование: 25 Апрель 2023, 11:39:57 от Глафира Крокодилова » Записан
Страниц: 1 ... 51 52 [53] 54 55 ... 59   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!