Достаточно ли поэту лишь нерукотворного памятника?
Увековечение памяти писателей и поэтов имеет значение не только для их родных (которых часто и не оказывается рядом), и даже не только для читателей и почитателей их таланта. Ведь не случайно с подачи Евгения Евтушенко у нас принято считать, что «поэт в России больше чем поэт». Каждый русский литератор участвует своим творчеством в грандиозном процессе. Имя этому процессу – дыхание национальной культуры и жизнь русского языка. Создавая литературные произведения, автор совершает великую работу: аккумулирует собственный культурный и языковой опыт и фиксирует не только личные творческие открытия, но и события и дух времени, живое развитие родной речи. При этом часто не заботясь о сохранении собственного имени в веках. Но вклад каждого писателя в эту стезю может быть огромен, и объективно его трудно измерить. Тем более, что со временем переоценка ценностей нередко заставляет потомков воскресить память того или иного писателя. И вот тут может оказаться, что имя его забыто, а место погребения никому не известно. Поэтому такого быть не должно. Особенно в тех случаях, когда литератор оказывается одинок, и не имеет родственников, которые могли бы сохранить о нём память не как о творце, но как о живом человеке. В этом случае забота о такой памяти – обязанность общества, на алтарь культуры и языка которого писатель положил свою жизнь. Вот почему особенно важно всем, кто неравнодушен к отечественной культуре, обращать внимание на судьбы любимых писателей, хотя бы тех из них, кто является нашими земляками. Ведь ничего сложного для совестливого и культурного человека нет в том, чтобы опубликовать в газете или в литературном журнале некролог об ушедшем поэте, указать в тексте место его захоронения и время от времени посещать могилу, может быть даже ухаживать за ней. Ну а если писатель умирает в безвестности и одиночестве – ведь можно всегда организовать общественный сбор средств на то, чтобы заказать памятник на могилу из гранита: для одного человека это дорого, а для сотни – просто и при этом ведь важно. Проявить участие в увековечении памяти писателя-земляка несложно, но сделанное дело всю жизнь будет греть душу. Далеко не каждый русский писатель и поэт может вслед за Пушкиным сказать о себе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа». Увы! Народные тропы не только зарастают к покинутым и разрушающимся писательским могилам. Зачастую эти тропы к ним и не протаптываются. Убедиться в этом несложно, прогулявшись по любому русскому кладбищу. Приглядитесь к памятникам, и вы наверняка с удивлением обнаружите на них мена своих известных земляков, и с горечью заметите, что их могилы подчас никем не посещаются. А ведь это, как было сказано выше, народная память, народная совесть. В таком ли она состоянии должна быть? Задумаемся…
Сегодня заказать надгробие любой формы, из гранита или любого другого долговечного материала, с любыми надписями и с каким угодно художественным оформлением не составляет никакой проблемы (в Москве, например, это можно сделать тут). Но кто сказал, что право на это есть только у родственников? Если при жизни человек оказался одинок и оставил свой вклад в народное богатство русского языка и русской литературы, то моральное право воздвигнуть ему памятник переходит ко всему народу. Недаром же памятники на городских площадях нередко возводятся на народные деньги. Точно так же могут возводиться и надгробия. Если высказанные тут мысли не оставили вас равнодушным и вспомнилось имя достойного земляка-литератора, поинтересуйтесь его судьбой. Быть может, настала пора восстановить утраченную память о нём? Стандартные варианты надгробий можно смотреть в каталогах соответствующих организаций, нестандартные – заказывать у скульпторов. И если посредством реальных дел мы будем помнить тех, чьими усилиями формируется и русский язык, и русская культура, то этим сохраним саму нашу национальность для наших потомков, и близких, и очень далёких.
Автор: Вероника Вебер
Дата публикации: 21.01.2016
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|