Почему вирусы не встречаются в хорошей научно-фантастической литературе
18+
Любители научной фантастики с лёгкостью подтвердят, что всякого рода вирусы, бактерии и вредоносные микробы являются хорошо исследованной и многократно опробованной темой не только в художественной литературе, но и в фантастических художественных фильмах. Но только вот не все ценители этого жанра художественной литературы заметили, что данный биологически активный фон повествования не встречается в произведениях высшего порядка, так сказать, первого эшелона, то есть в наиболее успешных и широко известных произведениях, у наиболее уважаемых в этом жанре авторов. Почему-то так получается, что если сюжет фантастического романа разворачивается на фоне биологической катастрофы, вызванной вирусами, и если эти вирусы занимают заметное место в произведении и пользуются достаточным вниманием его автора, то можете быть уверены: перед вами не самый известный роман, не самый лучший фильм, не самый крутой автор. Не верите? Давайте попробуем припомнить хотя бы наиболее известные фантастические книги, в которых болезнетворным микроорганизмам уделено достаточное внимание:
Положа руку на сердце, большинство любителей научной фантастики с горечью признают, что имена из этого списка мало кому известны, а многие читатели вообще признают за писателя тут только Стивена Кинга. Удивительно, но почему же так происходит? Точнее, так: почему крупнейшие писатели, главные звёзды мировой научно-фантастической литературы избегают погружения в такую, казалось бы, привлекательную, с широкими возможностями для фантазии тему, как вирусы и бактерии? Не знаете, любители фантастики?
Почему великие писатели-фантасты не пишут о вирусах
А между тем ответ на этот вопрос лежит на поверхности. И он хорошо знаком тем авторам, чьи имена заслужили широкую славу в художественной литературе, и тем читателям, у которых хорошо развит художественный вкус. Однако вот авторам посредственным, а также читателям – неразборчивым и неглубоким – это кажется загадкой. Тем не менее, никакой загадки тут нет. Чтобы понять это, вспомним слова одного из первых номеров высшей категории не только отечественной, но и мировой научно-фантастической литературы, братьев Стругацких. В одном из своих интервью в ответ на вопрос, что такое научная фантастика, они ответили примерно следующее: это художественная литература про обыкновенного человека в необыкновенных обстоятельствах. Чтобы дать читателю возможность осознать всю глубину и точность этой мысли, повторим её ещё раз: научная фантастика – это художественная литература про обыкновенного человека в необыкновенных обстоятельствах. Осознали? А теперь сделаем из этого простой вывод, который и подведёт нас к раскрытию «тайны», о которой идёт речь в этой статье:
– он добьётся настоящего признания у читателей и истинного писательского успеха только при одном условии: если его книги будут о Человеке. О человеке во всех его проявлениях и во всей полноте его:
Но – только о человеке. А художественная книга о вирусах, или инопланетянах, или про ножку от табуретки никогда не станет по-настоящему великой книгой, если её главная тема – что-либо иное, помимо человека. А перечисленные нами писатели (кроме Стивена Кинга и ему подобных суперзвёзд, конечно, что и запутывает, сбивает с толку графоманов всех фантастических мастей) никогда не станут великими, пока не поймут этого. А для Стивена Кинга, Айзека Азимова, Рея Брэдбери, братьев Стругацких, Ивана Ефремова и прочих первых звёздных величин мировой научной фантастики вирусы и бактерии – всего лишь фон, на котором они исследуют неустанно только одну тему, изучают один предмет – Человека. В этом смысле очень любопытно выглядят забавные чихающие и кашляющие персонажи бесплатного автомата клуба «Вулкан» под названием «Germinator». Гэмблерам, вертящим ряды микробов в 36-клеточном поле, предлагается найти вакцину от эпидемии и спасти человечество от вымирания. Но при этом о самом человечестве, ради которого игрок идёт на свои «подвиги», в игре нет упоминания. Точно так же и у горе-писателей: увлечение формой выхолащивает суть их романов, не оставляя в них места для главного. Сравнить игровое пространство «Геминатора» с текстом фантастического блокбастера можно лично. Крутить барабаны слота разрешается бесплатно, демо-режим доступен на сайте: http://vulkan-slot.club/club-vulkan/.
Автор: Вероника Вебер
Дата публикации: 21.01.2016
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|