HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Железный человек: феномен супергероя в американском комиксовом мышлении

 

 

 

18+

 

Вы никогда не задумывались над тем, почему североамериканская художественная литература выглядит довольно скромно на фоне европейской, русской, японской и даже латиноамериканской? Попробуйте вспомнить с десяток великих американских писателей… Эдгар По, Марк Твен, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Рэй Бредбери… Кажется, всё. Все остальные, включая Стивена Кинга, наберут достаточное число голосов, обвиняющих их в бездарности, для того чтобы поостеречься включать их в список безусловно великих. А вот в других мировых литературах такой список будет на порядок, если не на несколько порядков, больше. В чём дело? Неужели в США всегда было мало талантливых авторов? Конечно же, нет. Причина тут не в писателях, а, скорее, в читателях. То есть – в той почве, на которой может произрасти литературный талант, и на которой он сможет сформироваться в выдающееся имя, достойное олимпа мировой художественной литературы. Какова же эта почва в Америке?

 

Из какой среды вырастают и для кого пишут американские писатели

 

Америка – страна эмигрантская. На протяжении своей небольшой трёхсотлетней истории она сделала несколько вещей, благодаря которым на её территории сформировалась нация, не располагающая к формированию в своей среде выдающихся писателей. Вот эти действия:

 

  1. Освобождение от Британской метрополии, но не освобождение от прагматичного британского мировоззрения
  2. Освобождение от рабства, но не решение, а консервация взрывоопасных расовых проблем
  3. Формирование у населения духа свободного предпринимательства и наивной веры в безграничность личных возможностей
  4. Стремление к доминированию американского государства во всём мире за счёт содержания самой большой в мире армии, распоряжения единственной общемировой валютой и агрессивного вмешательства в дела других стран при помощи того и другого
  5. Высасывание материальных и интеллектуальных ресурсов со всего мира
  6. Формирование национального самосознания на основе собственной исключительности и превосходстве над всеми странами, культурами, ценностями

 

Учитывая сложившуюся картину, становится понятно, что интересоваться достижениями мировой культуры, погружаться в созерцание искусства или философские раздумья американцы не захотят, не смогут и не будут. Ведь их философия – потребление, их божество – золотой телец, а не заботы о душе и человечности, которыми живёт мировая художественная литература. Поэтому создавать для них вершины художественного слова просто не имеет смысла – эти вершины останутся невостребованными. И появление в американской культурной среде великих писателей – просто случайность, счастливое исключение из правил.

 

Что заменяет американцам художественную литературу

 

Несмотря на то, что США имеют самый развитый в мире кинематограф, его всё-таки нельзя назвать заменой чтению. Потому что разница между кино и книгой состоит в том, что при просмотре фильма зритель получает уже готовые образы, и ничего домысливать и воображать (в художественном, а не детективном смысле) ему уже не требуется; в то время как читая книгу мы запускаем в работу воображение, и текст воспринимаем не буквально, но как стимулятор собственной фантазии. Поэтому на месте книги у американцев оказывается не кино, а комикс.

Конечно, с точки зрения высокого искусства комикс по сравнению с книгой оказывается неполноценным суррогатом из картинок и минимального количества текста. Но со стороны, так сказать, практической он вполне справляется с функцией замещения собой книги. В среднестатистическом американском доме вы не найдёте ни одной книги. Но зато комиксов и ярких журналов там будет предостаточно. Именно на их основе и формируется современное комиксовое мышление американцев. Рассмотрим, как это происходит, на примере одного из самых популярных в массовой американской культуре героев комиксов – Железного человека.

 

Железный человек как феномен супергероя

 

Железный человек: феномен супергероя в американском комиксовом мышленииПоявившийся в 1963 году, Железный человек не сходит с арены популярности до сих пор. Именно в нём вылощены ориентиры американского самосознания, на него нацелены ценностные системы американского общества. Его многофункциональный суперкостюм обеспечивает ему невероятные супервозможности и позволяет ему быть супергероем. Таких супергероев в американской субкультуре несколько, и все они составляют «команду Мстителей». Мстят они всему плохому и борются за всё хорошее:

 

  • начинали с коммунистов,
  • продолжили вьеткогновцами,
  • потом перекличились на борьбу с криминалом,
  • сейчас защищают Америку от терроризма.

 

И Железный человек – всегда на передовой. Он – само воплощение наивной американской веры в безграничность личных возможностей, олицетворение веры американской нации в свою исключительность и оправдание американского доминирования над всем миром.

Уже не одно поколение взрослых американцев, исповедующих эти принципы, выросло на комиксах. Теперь даже страшно себе представить, что творится в подсознании у молодых американских политиков, выросших на Железном человеке, Бэтмене и Человеке-пауке, и никогда не державших в руках Пушкина, Достоевского, Толстого, Гарсиа Маркеса, Ремарка, Данте, Шекспира, Стругацких, Ефремова… Да и своих-то Лондона с Хемингуэем знающих только понаслышке.

Сегодня у этих «супергероев», сидящих на гамбургерах и антидепрессантах, под управлением оказывается и самая-самая-армия, и самый-самый доллар, и та самая кнопочка в чемоданчике, на которою кому-то из них рано или поздно будет очень легко нажать, поскольку слова Высоцкого «значит, нужные книжки ты в детстве читал» к ним уже не относятся.

В общем, комиксовое мышление в крошечном мозгу супермощного железного суперчеловека – штука опасная. Читайте детям книжки, а если некогда – то хотя бы подпишите их на журнал «Новая Литература». Потому что завтра одни из них сядут за кнопки атомных электростанций, а другие – за стол переговоров с самодовольными дуболомами, которые думают, что им всё можно, и от которых им придётся спасать мир.

Отвлечься от невесёлых мыслей сегодня можно при помощи того же самого Железного человека: игровые автоматы Iron Man дают возможность крутить 5 барабанов с символикой комикса и «спасать планету с выгодой для себя». Проверить, так ли это, можно в бесплатном демо-режиме. Для его включения не требуется ни регистрации, ни денежных затрат. При совпадении символов на одной из 25 линий гэмблер становится счастливчиком, а игра считается выигранной. Этот аппарат доступен здесь: http://kazinovulkanonline.com/onlajn-sloty-besplatno/.

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 01.02.1016

 

 

 

583 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 27.06.2025, 11:46 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!