HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Инопланетные захватчики в творчестве братьев Стругацких

 

 

 

Инопланетные захватчики в творчестве братьев Стругацких

 

 

18+

 

Зачем нужны инопланетные захватчики в художественной литературе

 

Инопланетные захватчики – один из самых распространённых сюжетных элементов в мировой научно-фантастической литературе. Эта тема привлекает буквально всех ценителей жанра и является чуть ли не центральным мотивирующим элементом в формировании интереса к нему у начинающих читателей. Причин этому несколько, и некоторые из них следует озвучить в качестве вступления.

 

  1. Инопланетянин как представитель иного разума, иной цивилизации – универсальный «чужой», безграничное поле для фантазии писателя и воображения читателя, идеальный инструмент жанра.

 

  1. Инопланетянин как личность с иными возможностями и ориентирами по сравнению с землянином – хороший способ создания сюжетного конфликта.

 

  1. Инопланетный захватчик – возможность моделировать военные конфликты в любых масштабах и с любыми деталями.

 

  1. Наконец, инопланетянин как зеркало нас самих (как это чётко сформулировал Станислав Лем в «Солярисе» устами доктора Сноудена) – это то, что делает научную фантастику собственно художественной литературой.

 

Поэтому нет ничего удивительного в том, что мэтры отечественной научной фантастики Братья Стругацкие использовали образ инопланетных захватчиков в своих произведениях, даже несмотря на то, что тяготели в своём творчестве не к боевикам или космической опере, а к социальной фантастике, построенной на конфликтах между, так сказать, земными, а не инопланетными характерами.

 

Какие художественные задачи решали с помощью инопланетных захватчиков братья Стругацкие

 

Этим они решали сразу несколько художественных задач. Попробуем обозначить эти задачи в списке произведений Стругацких, сюжетным элементом которых стали инопланетные захватчики.

 

«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.) – как сатирический элемент в «машине времени», на которой Саша Привалов перемещался в воображаемое будущее художественной литературы.

 

  1. «Второе нашествие марсиан» (1968 г.) – как социальная сатира на конформизм и пародия на «Войну миров» Герберта Уэллса.

 

  1. «Пикник на обочине» (1972 г.) – как воображаемая героями угроза, позволяющая раскрыть их внутренний мир и социальный конфликт с их участием.

 

  1. «Жук в муравейнике» (1979–1980 гг.) – как детективная основа сюжета-расследования.

 

  1. «Волны гасят ветер» (1985–1986 гг.) – как вспомогательный сюжетный элемент в формулировании философских идей о судьбе человеческой цивилизации.

 

Таким образом, очевидно, что образ инопланетных захватчиков никогда не был для Стругацких самоцелью, но всего лишь выступал техническим инструментом для того, чтобы облегчить реализацию куда более глубоких идей в рамках художественного произведения.

 

В чём состоит ошибка начинающих писателей-фантастов

 

В этом смысле критической ошибкой большинства начинающих писателей фантастов является то, что увлекательную форму изложения

 

  • научных,

 

  • философских,

 

  • социальных,

 

  • футурологических

 

идей они принимают за содержание, в результате чего из-под их пера выходят выхолощенные разноцветные пустышки, не обременённые художественной ценностью.

 

Поэтому хотелось бы предостеречь таких авторов от столкновения с этой серьёзной проблемой литературного творчества: до тех пор, пока вы не можете сформулировать идею своего будущего фантастического произведения, лежащую вне рамок выбранного вами жанра, не следует приступать к его созданию.

 

Смыслом научно-фантастической книги не может быть полёт фантазии как таковой сам по себе. Сделать его действительно ценным и интересным помогают смыслы, лежащие в иной области – области общечеловеческих ценностей, проблем, интересов. А фантастичность сюжета – всего лишь увлекательная форма для их выражения, не более того.

 

Сказанное можно сравнить с игровыми автоматами. Принципиально однорукие бандиты ничем не отличаются друг от друга. Несколько барабанов, возможность запустить их вращение и ждать удачи в виде совпадения символов на них по определённым линиям. Тем не менее, игровых слотов существуют десятки, если не сотни видов. Каждый из них подразумевает какую-либо условную историю, призванную придать различные увлекательные формы одному и тому же игровому процессу. Например, автомат Invaders, который так и называется – «Захватчики» – как раз на эту тему: зелёные человечки, летающие тарелки, красная планета. Его смысл от этого не изменился, но гэмблерам стало интереснее. Чего и добивались разработчики. Посмотреть, как работает слот Invaders в бесплатном демо-режиме, можно тут: igrovye-apparaty-vulcan.com.

 

Автор: Вероника Вебер

 

Дата публикации: 30.04.206

 

 

 

627 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 30.06.2025, 12:41 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!