HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

«Солярис»: звёздный пейзаж сценарных возможностей

 

 

 

«Солярис»: звёздный пейзаж сценарных возможностей

 

 

18+

 

Несмотря на формальную принадлежность киносценария к сфере кинопроизводства, по своей сути он всё равно остаётся литературным произведением. Будучи создан в виде текста по правилам организации художественной прозы, он рассчитан, прежде всего, на чтение и ассоциативное восприятие, и уже только потом – на адаптацию к кинопроизводству посредством раскадровки и прочих специфических членений. Вот почему вершину творения лучшего польского писателя-фантаста Станислава Лема роман «Солярис» следует рассматривать не как отдельное явление культуры, но, скорее, как источник, по крайней мере, трёх ремейков, написанных в форме киносценария и только уже затем воплощённых на киноленте.

 

Речь идёт о трёх «экранизациях» романа. В кавычки это слово заключаем потому, что ничего общего нет не только между ними, но и между ними и первоисточником – романом Лема. Каждое из этих произведений объединено только именами героев и сходством сюжетов, но в основе каждого лежат совершенно разные философские идеи и творческие концепции. Итак, что же это за произведения?

 

  1. Двухсерийный телеспектакль Бориса Ниренбурга 1968 г.

 

  1. Художественный фильм Андрея Тарковского 1972 г.

 

  1. Фантастическая драма Стивена Содерберга 2002 г.

 

Попробуем обозначить акценты каждого из этих киносценариев (режиссуру, актёрскую игру и прочие атрибуты кино постараемся во внимание не принимать) и сравнить их с идей первоисточника.

 

В чём состоит идея романа Станислава Лема

 

При формулировке ответа на этот вопрос следует учитывать, что Лем был не только писателем-фантастом, но и учёным-футурологом, философом, социологом, написавшим немало научных работ, превышающих по концентрации идей на единицу объёма множество диссертаций и научных публикаций.

 

Исходя из этого, становится понятным, что как писателя его мало интересовала любовная лирика, религиозные изыскания, муки совести и тому подобная художественность. Создавая свои романы, он во многом оставался учёным с ясной головой, что, безусловно, отразилось и на «Солярисе».

 

Так вот, для него этот роман стал горьким итогом размышлений о невозможности и даже ненужности контакта человечества с иным разумом, могущим встретиться во вселенной. А наша тяга к контакту по Лему – не более чем стремление заглянуть в зеркало и полюбоваться в нём своим отражением.

 

В чём идеи трёх сценариев «Соляриса»

 

  • Для Бориса Ниренбурга феномен разумного и могущественного океана стал не более чем техническим приёмом для реализации идеи о жертвенности любви. Хари стала его главной героиней, и, по Ниренбургу, она пожертвовала собой ради того, чтобы освободить Криса Кельвина от неразрешимого противоречия между чувствами к ней и невозможностью вернуться с нею на Землю, а также от непереносимых страданий из-за этого.

 

  • Для Андрея Тарковского центральным объектом исследования в его литературном сценарии стала самоуничтожающая непереносимость больной совести, которая привела Криса Кельвина к почти сознательному самоубийству вслед за доктором Гибаряном.

 

  • А вот Стивен Содерберг подошёл к формированию главной идеи произведения по-голливудски браво и размашисто: сделав центром силы эротическую драму, он умудрился подсунуть под неё закольцованный контекст иллюзорности бытия, да ещё по ходу дела заставил своих героев спасать человечество от модной на тот момент в кинематографе инопланетной заразы.

 

Звёздный пейзаж и затерянная на просторах Вселенной космическая станция

 

Однако все три литературных сценария при всей непохожести и друг на друга, и на первоисточник, созданы настолько мастерски, что просто не могли не экранизироваться. А это, в свою очередь, породило тенденцию дублирования уже в иных сферах, например, в компьютерных играх. Игровой автомат Starscape «Звёздный пейзаж» помещает гэмблеров как раз в условия затерянной в космосе одинокой станции, предлагая их воображению межгалактические просторы с вращающимися в них астероидами и планетами. Вся эта символика размещена на барабанах, крутя которые, игроки стремятся оседлать комету удачи. Бесплатная демо-версия Starscape есть на сайте casino vulcan.

 

Автор: Вероника Вебер

 

Дата публикации: 03.05.2016

 

 

 

610 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 30.05.2025, 19:35 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!