«Солярис»: звёздный пейзаж сценарных возможностей
![]()
18+
Несмотря на формальную принадлежность киносценария к сфере кинопроизводства, по своей сути он всё равно остаётся литературным произведением. Будучи создан в виде текста по правилам организации художественной прозы, он рассчитан, прежде всего, на чтение и ассоциативное восприятие, и уже только потом – на адаптацию к кинопроизводству посредством раскадровки и прочих специфических членений. Вот почему вершину творения лучшего польского писателя-фантаста Станислава Лема роман «Солярис» следует рассматривать не как отдельное явление культуры, но, скорее, как источник, по крайней мере, трёх ремейков, написанных в форме киносценария и только уже затем воплощённых на киноленте.
Речь идёт о трёх «экранизациях» романа. В кавычки это слово заключаем потому, что ничего общего нет не только между ними, но и между ними и первоисточником – романом Лема. Каждое из этих произведений объединено только именами героев и сходством сюжетов, но в основе каждого лежат совершенно разные философские идеи и творческие концепции. Итак, что же это за произведения?
Попробуем обозначить акценты каждого из этих киносценариев (режиссуру, актёрскую игру и прочие атрибуты кино постараемся во внимание не принимать) и сравнить их с идей первоисточника.
В чём состоит идея романа Станислава Лема
При формулировке ответа на этот вопрос следует учитывать, что Лем был не только писателем-фантастом, но и учёным-футурологом, философом, социологом, написавшим немало научных работ, превышающих по концентрации идей на единицу объёма множество диссертаций и научных публикаций.
Исходя из этого, становится понятным, что как писателя его мало интересовала любовная лирика, религиозные изыскания, муки совести и тому подобная художественность. Создавая свои романы, он во многом оставался учёным с ясной головой, что, безусловно, отразилось и на «Солярисе».
Так вот, для него этот роман стал горьким итогом размышлений о невозможности и даже ненужности контакта человечества с иным разумом, могущим встретиться во вселенной. А наша тяга к контакту по Лему – не более чем стремление заглянуть в зеркало и полюбоваться в нём своим отражением.
В чём идеи трёх сценариев «Соляриса»
Звёздный пейзаж и затерянная на просторах Вселенной космическая станция
Однако все три литературных сценария при всей непохожести и друг на друга, и на первоисточник, созданы настолько мастерски, что просто не могли не экранизироваться. А это, в свою очередь, породило тенденцию дублирования уже в иных сферах, например, в компьютерных играх. Игровой автомат Starscape «Звёздный пейзаж» помещает гэмблеров как раз в условия затерянной в космосе одинокой станции, предлагая их воображению межгалактические просторы с вращающимися в них астероидами и планетами. Вся эта символика размещена на барабанах, крутя которые, игроки стремятся оседлать комету удачи. Бесплатная демо-версия Starscape есть на сайте casino vulcan.
Автор: Вероника Вебер
Дата публикации: 03.05.2016
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|