HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Несколько слов о концептуальном символизме в живописи

 

 

 

   Представление о концептуальном символизме в изобразительном искусстве, в частности, о живописи концептуального символизма, и сегодня не отличаются особой четкостью, что связано не только с особенностями жанра, но и с общими тенденциями общества в сфере визуальной культуры.  Выражение «концептуальная живопись» употребляется достаточно часто, несмотря на очевидное отсутствие смысла в этом термине.  Поскольку концептуальное искусство, по определению Дж. Кошута ( Joseph Kosuth ) является действием, актом, но никак не декорацией или изображением. В живописных работах работ многих авторов - и  Сары Хиеклей (Sarah Hinckley), и Сола ЛеВитт (Soll LeWitt),  Дебры Рамсей (Debra Ramsay), и многих других - мы видим арт-объекты, смысл которых становится понятным – в лучшем случае – только через развернутый словесный комментарий, данный другими людьми.  При этом авторитет комментатора играет отнюдь не последнюю роль и вся ситуация весьма напоминает известную басню И. А.  Крылова. Однако, при таком подходе, сам художественный объект, будучи фактически лишь иллюстрацией текста, становится отчетливо вторичным.

 

 

   Fish P/ Рыба Пи/ 2016/Acrylics on canvas/100x100 cm

 

      Другим аспектом неопределенности является общее снижение уровня  визуальной культуры в постиндустриальном обществе, когда развитие цифровых технологий привело к перегруженности ментального пространства фотографическими картинками, подмявшими под себя базисные визуальные образы.  А современная живопись концептуального символизма  воспринимается  зрителем соответственно его ментальности и, часто, не соответствует окружающим его картинкам гламурной эклектичности. Увиденный же  концептуально-символический образ может потребовать тщательного определения и длительного анализа, а не быстрой реакции в проставлении лайков.

 

Still Life in a Gilded Cage/ Натюрморт в позолоченную клетку/2016/Acrylics on canvas/100x100 cm

 

  Still Life in a Gilded Cage/ Натюрморт в позолоченную клетку/2016/Acrylics on canvas/100x100 cm   

 

  Не так давно, в 2009 году, известный американо-российский художник Виталий Комар (Vitaly Komar) сформулировал некоторые критерии концептуального символизма, или нового символизма, как его иногда называют.  Он, в частности,  утверждал, что образы нового символизма концептуальны в силу родственности древним  синкретическим символам, стоявшим у истоков письменности и искусства.

 

 Composition with mirror nr. 3 /Композиция с зеркалом № 3/ 2016/Acrylics on canvas/100x100 cm

 

Composition with mirror nr. 3 /Композиция с зеркалом № 3/ 2016/Acrylics on canvas/100x100 cm

 

   Мы также можем добавить, что концептуальный символизм в живописи – оригинальное  явление, несмотря на то, что его истоки можно встретить уже в искусстве примитива, которое возникло много раньше письменности.  Эта форма визуального искусства всегда выражала непрерывную связь символа в виде изображения идеи и слова, как отражения этой идеи в вербальном пространстве. Именно размытость и непостоянство  этой связки и является основой духовного прогресса, поскольку может предполагать различное толкование разными индивидуумами.  Используемые в такой живописи символы и аллегории весьма красноречивы, а обычная краткость вербального коммента достаточно убедительна.  

 

Memory/Память/ 2016/Acrylics on canvas/100x100 cm

 

Memory/Память/ 2016/Acrylics on canvas/100x100 cm

 

Выделяя  концептуальный символизм как художественное течение в изобразительном искусстве,  мы используем  образ-символ, как метод художественного воздействия и, в то же время, как  концептуальную основу этого действа. Иными словами, концепция  объекта  творчества выражается через символы его реализации в художественно-визуальной форме.  Здесь приведены некоторые последние работы художника концептуального символизма Евгения Гегузина ( Evgeny Gegouzin).  Дополнительная информация на сайте  www.newlinearte.com

 

1003 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 05.06.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

03.06.2025
Ваш труд – редкий пример культурной ответственности и высокого вкуса в современной литературной среде.
Давит Очигава

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!