HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Литературный журнал в эпоху планшетов

 

 

 

Литературный журнал в эпоху планшетов

 

 

Время перемен в литературном процессе

 

Период перехода от появления первых планшетных компьютеров до вживления монитора в сетчатку глаза пролетит, скорее всего, быстрее, чем успели появиться и исчезнуть музыкальные CD. Но даже за это короткое время человеку читающему приходится менять свои привычки, приспосабливаться к новым и временным носителям текстов.

Как выяснилось, любить художественную литературу и любить книги – отнюдь не одно и то же. Нельзя же ведь путать суть и форму. А книги в современном мире оказались всего лишь формой для хранения и передачи произведений, но не самими произведениями. Они – как холст и краски, посредством которых художник творит. Но вот он сменил краски на мелки, а холст – на бумагу. Перестали ли его работы от этого быть изобразительным искусством? Нет, они им и остались. Точно так же и –

  • романы
  • повести
  • рассказы
  • стихотворения
  • поэмы
  • эссе
  • пьесы
  • сценарии

не потеряют своей сути от того, что будут изданы не на бумаге, а в электронном виде – сменится лишь носитель информации.

Да, конечно, холст и краски, нанесённые на него рукою мастера, способны восхищать и сами по себе, как восхищает инкрустированная тончайшими рукотворными миниатюрами старинная книга. Первый лицезрели вельможи и князья, вторую держали в руках учёные и поэты, первой владели короли, второй – вожди… Но к искусству, носителем которого являются художественное полотно или фолиант, всё это уже не имеет отношения.

Да, есть ещё такое понятие, как тактильные ощущения и сумма восприятия всех чувств. Но кто сказал, что им на смену не придёт нечто иное, небывалое и более яркое? Такой уверенности не выскажет никто.

Вот почему для каждого читателя не может и не должно быть первостепенно важным, бумажная книга у него в руках или планшет для чтения Huawei MediaPad M3, ведь и то и другое – лишь носители текстов, лишь форма. Куда важнее то, что воспринимается читателем при чтении в качестве самого литературного художественного произведения. А вот с этим в цифровую эпоху как раз и возникли серьёзные проблемы.

 

Чукча не читатель, чукча – писатель

 

Ситуация из известного анекдота развивается в виде фарса: на первый взгляд может показаться, что среди наших современников пишущих стало едва ли не больше, чем читающих. То ли потому, что читать перестали, то ли потому, что в публикации написанного нынче нет существует ограничений. Хотя проблема не так однозначна. Ведь какой смысл был бы публиковать своё литературное творчество в мире, где нет читателей? С таким же успехом можно было бы загружать своими рукописями собственный письменный стол или книжный шкаф.

Но теперь, в мире персональных компьютеров и мобильных устройств, каждому может показаться, что он способен выразить миру своё «я» путём создания собственных произведений. На деле же это не так, и потому такая переходная ситуация вряд ли продлится долго. Скорее всего, в обозримом будущем цифровые технологии преподнесут творцам и любителям художественной литературы другой сюрприз – в виде индивидуальной дифференциации контента.

 

Литературный журнал в эпоху планшетов

 

Будущее – за индивидуализацией?

 

В одной из своих книг братья Стругацкие предположили, что в будущем появится такое ремесло: профессиональный читатель. Это человек, который за зарплату добросовестно прочитывает то, что написали другие, и что, кроме него, некому бы было прочитать.

Конечно, в условиях рыночной экономики появление таких профессионалов на уровне общественного элемента вряд ли возможно. Но зато современные технологии в настоящее время настолько тонко дифференцируют вкусовые предпочтения публики, что если продолжат развитие в этом направлении, то в недалёком будущем уже на этапе создания литературного произведения писатель сможет обратиться к той аудитории, которой наверняка понравится то, что он пишет.

Соответственно, и читателю не составит труда выудить из безграничной массы пишущих писателя, чьё творчество точно соответствует его предпочтениям. Даже если это творчество ещё только «в процессе».

 

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 23.10.2018

 

 

 

1003 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 05.06.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

03.06.2025
Ваш труд – редкий пример культурной ответственности и высокого вкуса в современной литературной среде.
Давит Очигава

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!