Образ будущего, художественная литература и качество образования
![]()
Художественная литература – это не только этика, эстетика и культура. Её роль не исчерпывается развлечением для читателей и самовыражением для писателей. Она не ограничивается тем, чтобы быть источником идей и сюжетов для других видов искусства. И она простирается гораздо шире функции воспитателя подрастающего поколения или утешителя для тех, кому пора осмыслить прожитое. Есть у художественной литературы ещё и другие предназначения. И один из ключевых её смыслов для общества, оказавшегося на перепутье истории – поиск и формирование образа будущего. В общественном сознании образ будущего формируется не только художественной литературой. Но она остаётся источником идей и вдохновения для всех, кто стремится осознанно управлять процессом формирования образа будущего –
Механизм воздействия тут простой: в отличие от научной и публицистической, художественная литература запускает в читателе сопереживание, поэтому идеи из неё воспринимаются через эмоции. Не случайно в общественно-политическом дискурсе всё чаще мелькают названия романов и имена писателей, исследовавших образ будущего художественными методами: Иван Ефремов, братья Стругацкие, «1984», «451 градус по Фаренгейту»… Помимо прочитанного, образ будущего через посредство общественных лидеров формируется
С момента распада Советского союза российское общество переживает период либерализации, которая за 30 лет кардинально повлияла на все перечисленные факторы. Ключевой принцип либерализма, строящийся на главенстве личных интересов над общественными, во многом успел реализоваться. Выросло поколение, для которого критерием самореализации стал личный успех, а не нужность другим. В результате это привело к тому, что в общественном сознании россиян образ будущего отсутствует. Никто не знает, к чему стремиться, куда звать и за кем идти. Ибо одна лишь только сытая жизнь и безопасность не могут быть объявлены целью. Не для того над нашими головами светят звёзды. Не для того бесчисленные поколения наших предков мечтали о высоком. Да и вообще, существа, которые думают только о еде, живут в коровниках и свинарниках, а не строят храмы или запускают космические корабли.
Что делать?
Среди факторов, влияющих на формирование образа будущего, выше было упомянуто качество образования. На этом примере можно показать, что с нами происходит и как быть дальше. Либерализация высшего образования привела к тому, что каждый студент вуза на почти законных основаниях может выбрать, какого качества образование ему получить:
Слово «почти» здесь употреблено потому, что напрямую законом такая дифференциация не разрешена, но на практике бизнес по написанию студенческих работ за вознаграждение в России процветает на легальных основаниях.
Вопрос мотивации
Вопрос о том, какой из трёх путей получения образования выберет студент, зависит от его мотивации. Так, например, если учиться его заставляют родители или без видимых причин направил работодатель, то студент будет ориентирован «нулевой» вариант. Наоборот, осознанные жизненные цели ориентируют его на «классику». И тут вновь на горизонте маячит образ будущего, который у каждого человека формируется (или не может сформироваться) под влиянием того, как на этот счёт настроено всё общество. А жизнь тем временем продолжается, и на практике большинство студентов так или иначе, в разных пропорциях, получают элементы всех трёх степеней качества образования. Кто-то заказывает у экспертов работы чаще, кто-то реже, некоторым в качестве диплома «нужна лишь бумажка», чтобы взяли на работу не по профилю, а кто-то подходит к учёбе всерьёз, но иногда, нет-нет да и… Впрочем, бывает всякое. Причин, которые подталкивают студента заказать написание работы, всего три:
Каждая из них может быть вызвана своими обстоятельствами. Например, нехватка времени бывает вызвана неорганизованностью, а бывает – материальными проблемами, когда студент вынужден подрабатывать. Глупость может быть природным качеством, а может оказаться следствием отсутствия базового среднего образования, когда у студента просто не выработан навык формулирования мыслей своими словами, ну или формирования мыслей как таковых. Он ведь, дурачок, думал (да и думает сейчас), что это ему не пригодится, то не понадобится, зачем, мол, поэту математика, а оно, оказываться, нужно было для развития мышления, но вовремя ребёнку этого никто не объяснил, и вот она, глупость, встречайте.
Что будет
В результате всех этих процессов, когда один и тот же диплом у разных выпускников ничего не говорит об истинном качестве их образования, работодатели будут вынуждены расширить и углубить систему критериев для кандидатов на рабочие места. Например, начнут изучать оценки, полученные за время обучения, придавать значение качеству и количеству опубликованных научных работ и так далее. Легко предположить, что если к этому моменту в обществе не сформируется образ будущего, то расширится и спектр услуг по подлогу критериев, свидетельствующих о качестве образования. Возможно, недалёк тот день, когда наряду с написанием дипломов на заказ, студентам будут предлагаться
Звучит всё это жутковато. Но именно так художественная литература и влияет на наше восприятие собственных жизненных перспектив: через чувства. Ведь не правда ли, лучше испугаться сейчас, чем кусать локти в дальнейшем?
При написании статьи использованы материалы сайта https://studently.ru/.
Автор: Игорь Якушко
Дата публикации: 06.02.2021
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|