HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Пунктуационная грамотность – первый шаг к писательскому успеху

 

 

 

Пунктуационная грамотность – первый шаг к писательскому успеху

 

 

В редакцию журнала «Новая Литература» ежедневно приходят электронные письма с прикреплёнными к ним текстовыми файлами. Это заявки от авторов на публикацию их произведений в литературно-художественном издании. Присылают тексты любых размеров и самых разнообразных жанров:

  1. Стихотворения – по одному и циклами, поэмы, басни, баллады, тексты песен, оды и даже эпитафии.
  2. Миниатюры, этюды, зарисовки.
  3. Рассказы, новеллы, притчи.
  4. Повести и романы.
  5. Скетчи, сценарии, либретто, пьесы.
  6. Статьи, очерки, заметки, рецензии и даже монографии.
  7. А также произведения на стыке жанров и видов искусств (например, комиксы и киносценарии) и произведения без определения жанров.

У этого жанрового разнообразия, помимо того, что все перечисленные тексты написаны кириллицей по-русски, есть и ещё одна общая черта: они подчинены общим грамматическим правилам. По мере своего старания и разумения каждый автор стремится соблюдать требования орфографии и пунктуации. И он делает это вовсе не потому, что этого хотят редакторы издательств и составители словарей. А потому, что без соблюдения этих правил никто не поймёт, что хотел сказать автор. «Казнить нельзя помиловать» – от места постановки запятой в этой фразе смысл её изменится на противоположный.

Вот почему небрежность в обращении с грамматикой у поэтов и писателей недопустима. Это всё равно как если бы стоматолог манипулировал у вас во рту немытыми руками, повар добавлял сахар в борщ, а лётчик уходил попить кофе во время посадки самолёта. Рискованно. Вот что такое пунктуация.

Рассмотрим некоторые типичные ошибки из редакционной почты. Автору полезно будет узнать одну из главных причин, по которой к его труду могут отнестись если брезгливо, то с настороженностью: пунктуационная безграмотность.

 

Оформление текста

 

Небрежность в оформлении текста – это первое, что бросается в глаза, когда редактор открывает присланный ему файл. Текст, набранный:

  • слишком мелкими или, наоборот, громадными буквами,
  • с отступами, вылетающими за края листа,
  • со скачущими выравниваниями,
  • с меняющимися размерами и типами шрифта

– сразу же производит подозрительное впечатление.

Ещё у некоторых авторов есть манера уронить голову на клавиатуру по завершении текста. Открываешь такой рассказ, смотришь: а там 90 страниц. Завариваешь кофе, настраиваешься на долгую работу. После третьей страницы оказывается, что оставшиеся 87 заполнены залипшей клавишей Enter. В таких случаях редакторы шутят между собой: автор устал и заснул. Но это смех сквозь горечь разочарования – небрежностью автора и вызванным ею обманутым ожиданием редактора.

Иногда авторы, наоборот, не ведают о роли клавиши Enter, не знают, как начать писать с новой строки и обивают до неё пробелами. При открытии на другом компьютере такой текст выглядит буквенной кашей – кому будет приятно разбирать и подчищать такое за автором?

Использование дефиса «-» вместо тире «–» упускается из виду каждым вторым. Многие следят за этим, но не знают, как поставить тире в начале строки при диалоге или после запятой внутри предложения, если в «Ворде» такой дефис не превращается в тире автоматически. А ведь можно просто копировать тире вручную, если не хочется читать справку по использованию текстового редактора.

А знаете ли вы, как редакторы распознают скопированные из Интернета цитаты? Очень просто: при команде «Отобразить все знаки» такие абзацы всегда заканчиваются знаком «Разрыв строки», а не «Знаком абзаца», как это происходит при наборе текста вручную.

  • Скрытые символы,
  • замаскированные ссылки,
  • тайные скрипты,
  • забеленные буквы,
  • следы от картинок

да и другие подобные уловки разгадываются опытным редактором за секунду. Поэтому авторы, которые хитрят, мутят воду и водят читателя за нос, при профессиональной редактуре текста обречены быть выведенными на чистую воду.

Отрадно, что журнал «Новая Литература» публикует на своих страницах только отредактированные тексты, и читатель не наткнётся в них на неприятные сюрпризы в виде небрежности или подлога. Только автор, уважающий своего читателя, вправе рассчитывать на встречные тёплые чувства.

 

Нарушение правил

 

Пунктуационная безграмотность современных авторов – притча во языцех. Они допускают колоссальное количество ошибок при использовании (или не использовании) знаков препинания, и для их классификации следовало бы организовать отдельное исследование. В рамках этой небольшой статьи достаточно сказать, что ваше литературное произведение точно не выиграет, если вы:

  1. забываете поставить точку в конце предложения,
  2. ставите пробел перед запятой и не ставите – после неё,
  3. ставите точку вместо вопросительного знака,
  4. не обособляете причастные, деепричастные обороты и вводные слова,
  5. ставите лишние тире и запятые,
  6. отделяете запятой части сложного предложения внутри одного из составляющих его простых,
  7. забываете поставить тире вместо опущенного члена предложения,
  8. забываете отделять знаками препинания авторскую речь от  реплик персонажей,
  9. ставите пробел после открывающих или перед закрывающими скобками и кавычками,
  10. в пределах одного стихотворения то ставите, то не ставите точку в конце предложения, завершающего строку,
  11. ставите точку после заголовка.

И это лишь некоторые примеры авторской безграмотности из наиболее распространённых случаев. Язык – это профессиональный инструмент поэта и писателя, и горе тому автору, который этим инструментом владеет неуверенно.

 

Как быть?

 

Чтобы повышать свою грамотность, нужно много читать. Только ни в коем случае не подобных себе авторов из самиздатовских ресурсов: в большинстве своём их грамотность сомнительна! Читать нужно русскую классическую литературу XIX века и советскую литературу эпохи профессиональной корректуры – до 1990 года.

Конечно же, лучше всего это делать с блокнотом и ручкой в руках, выписывая обратившее на себя внимание правило пунктуации собственной рукой. А затем найти это правило в справочнике по пунктуации и придумать аналогичные примеры. С годами практики это автоматически поднимет собственный стиль читающего до приемлемой чуткости, да и вообще, расширит кругозор, повысит уровень культуры и осведомлённости в писательском искусстве.

Эту практику можно совмещать с использованием современных сервисов по проверки орфографии, которые в настящее время стремительно развиваются, например: https://textgears.com/ru/russian-text-spelling-online. И тогда навык, наработанный практикой и подкреплённый теорией, непременно даст хороший результат. Потому что автор, завоевавший симпатию редактора, отличается от других авторов тем, что обзавёлся влиятельным союзником и уже сделал первый шаг к писательскому успеху.

 

Автор: Игорь Якушко

 

Дата публикации: 04.10.2023

 

 

 

1003 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 05.06.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

03.06.2025
Ваш труд – редкий пример культурной ответственности и высокого вкуса в современной литературной среде.
Давит Очигава

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Обзор матча "Лацио" - "Наполи" 3 сентября 2022, 5 тур Серии А
Поддержите «Новую Литературу»!