Пунктуационная грамотность – первый шаг к писательскому успеху
![]()
В редакцию журнала «Новая Литература» ежедневно приходят электронные письма с прикреплёнными к ним текстовыми файлами. Это заявки от авторов на публикацию их произведений в литературно-художественном издании. Присылают тексты любых размеров и самых разнообразных жанров:
У этого жанрового разнообразия, помимо того, что все перечисленные тексты написаны кириллицей по-русски, есть и ещё одна общая черта: они подчинены общим грамматическим правилам. По мере своего старания и разумения каждый автор стремится соблюдать требования орфографии и пунктуации. И он делает это вовсе не потому, что этого хотят редакторы издательств и составители словарей. А потому, что без соблюдения этих правил никто не поймёт, что хотел сказать автор. «Казнить нельзя помиловать» – от места постановки запятой в этой фразе смысл её изменится на противоположный. Вот почему небрежность в обращении с грамматикой у поэтов и писателей недопустима. Это всё равно как если бы стоматолог манипулировал у вас во рту немытыми руками, повар добавлял сахар в борщ, а лётчик уходил попить кофе во время посадки самолёта. Рискованно. Вот что такое пунктуация. Рассмотрим некоторые типичные ошибки из редакционной почты. Автору полезно будет узнать одну из главных причин, по которой к его труду могут отнестись если брезгливо, то с настороженностью: пунктуационная безграмотность.
Оформление текста
Небрежность в оформлении текста – это первое, что бросается в глаза, когда редактор открывает присланный ему файл. Текст, набранный:
– сразу же производит подозрительное впечатление. Ещё у некоторых авторов есть манера уронить голову на клавиатуру по завершении текста. Открываешь такой рассказ, смотришь: а там 90 страниц. Завариваешь кофе, настраиваешься на долгую работу. После третьей страницы оказывается, что оставшиеся 87 заполнены залипшей клавишей Enter. В таких случаях редакторы шутят между собой: автор устал и заснул. Но это смех сквозь горечь разочарования – небрежностью автора и вызванным ею обманутым ожиданием редактора. Иногда авторы, наоборот, не ведают о роли клавиши Enter, не знают, как начать писать с новой строки и обивают до неё пробелами. При открытии на другом компьютере такой текст выглядит буквенной кашей – кому будет приятно разбирать и подчищать такое за автором? Использование дефиса «-» вместо тире «–» упускается из виду каждым вторым. Многие следят за этим, но не знают, как поставить тире в начале строки при диалоге или после запятой внутри предложения, если в «Ворде» такой дефис не превращается в тире автоматически. А ведь можно просто копировать тире вручную, если не хочется читать справку по использованию текстового редактора. А знаете ли вы, как редакторы распознают скопированные из Интернета цитаты? Очень просто: при команде «Отобразить все знаки» такие абзацы всегда заканчиваются знаком «Разрыв строки», а не «Знаком абзаца», как это происходит при наборе текста вручную.
да и другие подобные уловки разгадываются опытным редактором за секунду. Поэтому авторы, которые хитрят, мутят воду и водят читателя за нос, при профессиональной редактуре текста обречены быть выведенными на чистую воду. Отрадно, что журнал «Новая Литература» публикует на своих страницах только отредактированные тексты, и читатель не наткнётся в них на неприятные сюрпризы в виде небрежности или подлога. Только автор, уважающий своего читателя, вправе рассчитывать на встречные тёплые чувства.
Нарушение правил
Пунктуационная безграмотность современных авторов – притча во языцех. Они допускают колоссальное количество ошибок при использовании (или не использовании) знаков препинания, и для их классификации следовало бы организовать отдельное исследование. В рамках этой небольшой статьи достаточно сказать, что ваше литературное произведение точно не выиграет, если вы:
И это лишь некоторые примеры авторской безграмотности из наиболее распространённых случаев. Язык – это профессиональный инструмент поэта и писателя, и горе тому автору, который этим инструментом владеет неуверенно.
Как быть?
Чтобы повышать свою грамотность, нужно много читать. Только ни в коем случае не подобных себе авторов из самиздатовских ресурсов: в большинстве своём их грамотность сомнительна! Читать нужно русскую классическую литературу XIX века и советскую литературу эпохи профессиональной корректуры – до 1990 года. Конечно же, лучше всего это делать с блокнотом и ручкой в руках, выписывая обратившее на себя внимание правило пунктуации собственной рукой. А затем найти это правило в справочнике по пунктуации и придумать аналогичные примеры. С годами практики это автоматически поднимет собственный стиль читающего до приемлемой чуткости, да и вообще, расширит кругозор, повысит уровень культуры и осведомлённости в писательском искусстве. Эту практику можно совмещать с использованием современных сервисов по проверки орфографии, которые в настящее время стремительно развиваются, например: https://textgears.com/ru/russian-text-spelling-online. И тогда навык, наработанный практикой и подкреплённый теорией, непременно даст хороший результат. Потому что автор, завоевавший симпатию редактора, отличается от других авторов тем, что обзавёлся влиятельным союзником и уже сделал первый шаг к писательскому успеху.
Автор: Игорь Якушко
Дата публикации: 04.10.2023
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
александра черчень аудиокниги . Обзор матча "Лацио" - "Наполи" 3 сентября 2022, 5 тур Серии А . Halkalı eskort bayanlarından sıradışı deneyim. |