Место преступления – литературное произведение
18+
Важнейшее условие успеха художественного произведения
В одном из своих интервью патриархи советской научной фантастики братья Стругацкие как-то заметили: захватывающий сюжет – это та обязательная оболочка художественного произведения, которая наиболее эффективно позволяет донести до читателя даже самые сложные философские идеи автора. И это относится не только к научной фантастике, но и ко всей большой литературе в целом. И действительно: большинство читателей не готово воспринимать «философскую заумь» в чистом виде, делать над собой усилия, чтобы погрузиться в трудночитаемый текст, автор которого не позаботился о том, чтобы облегчить читателю жизнь. В этом смысле не только высокоумные рассуждения о сложных материях, но даже вполне себе художественные произведения, в которых автор не уделил достаточного внимания движению сюжета, чаще пылятся на полке, чем зачитываются, что называется, до дыр. Поэтому увлекательность художественного произведения можно считать важнейшим условием к тому, чтобы его заметили, оценили, полюбили.
Художественные приёмы для придания увлекательности тексту
Для придания увлекательности литературному произведению используется несколько приёмов, например:
Простейший и самый распространённый пример – детектив. Преступление, лежащее в основе сюжетопостроения детективного рассказа, повести или романа, по канонам жанра должно быть раскрыто. Автор дозированно подводит читателя к разоблачению преступления, тщательно распределяя намёки и запутывая следы так, чтобы читатель обязательно нашёл разгадку тайны, но только к развязке. Таким образом, писатель управляет вниманием читателя, ни на минуту не упуская из своего поля зрения ни уровня осведомлённости, не эмоциональной вовлечённости читающего. В этом смысле он похож на хитроумного хозяина лабиринта, управляющего движением попавших туда людей посредством сложной системы дверей, лифтов и ловушек.
Почему сюжет так важен, и не только для писателя
Вот почему писательский успех напрямую связан с тем, в какой форме писатель излагает свои идеи. Если это скучная лекция, то будет у него в аудитории только несколько гурманов, да и то лишь в том случае, если высказанные идеи сами по себе интересные, и если художественный уровень их изложения не убог. А вот если форма изложения тех же самых идей – захватывающая история, то вероятность триумфа возрастает многократно, даже в том случае, если остальные художественные инструменты несовершенны. Словом, жизнеспособное литературное произведение – это не просто описание чего бы то ни было (внутреннего мира, сказочной страны, любовных переживаний и т. п.), но, прежде всего, это увлекательная история. Своего рода место преступления, Crime Scene, интрига, загадка, тайна, динамично разворачивающиеся в канву событий. И вот в такой форме, в такой оболочке – правы Стругацкие! – можно подавать уже любое, даже самое заумное блюдо высокоинтеллектуальной пробы. Между прочим, это правило художественной литературы вовсю используется не только в других видах искусства, таких как кино или театр, но и в массовых развлечениях даже самого однообразного толка. Взять, к примеру, игровые аппараты, так называемые «однорукие бандиты». Все они устроены одинаково: дёргай ручку (или жми на кнопку в виртуальном варианте) и смотри, как несколько барабанов с картинками раскручиваются и останавливаются в случайном порядке. Остановились в беспорядке – проиграл, остановились в линию – выиграл. От игрока не требуется ничего, кроме как жать на кнопку и смотреть на экран. При такой примитивной схеме игры достаточно было бы одного-единственного автомата, повторённого многократно. А их – сотни видов. Почему? Потому что у каждого из них своя «история», то есть оформление: один призывает искать сокровища на дне морском, другой – сражаться с бандитами, третий – соблазнять красавицу, и так далее, и так далее. И всё это многообразие – всего лишь для того, чтобы побудить игрока нажать на кнопку. Скорее всего, он не стал бы этого делать, если бы это была просто кнопка, потому что такое занятие быстро наскучило бы. Но захватывающие истории, пусть даже и с одинаковой идеей, не наскучат никогда. Слот под названием Crime Scene («Место преступления») – простой пример, подтверждающий важность сюжета даже в игре с одной кнопкой. Попробовать его бесплатную демо-версию можно тут: http://pharaonbet.com/gamehall/.
Автор: Андрей Ларин
Дата публикации: 11.01.2016
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|