HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Место преступления – литературное произведение

 

 

 

18+

 

Важнейшее условие успеха художественного произведения

 

В одном из своих интервью патриархи советской научной фантастики братья Стругацкие как-то заметили: захватывающий сюжет – это та обязательная оболочка художественного произведения, которая наиболее эффективно позволяет донести до читателя даже  самые сложные философские идеи автора. И это относится не только к научной фантастике, но и ко всей большой литературе в целом. И действительно: большинство читателей не готово воспринимать «философскую заумь» в чистом виде, делать над собой усилия, чтобы погрузиться в трудночитаемый текст, автор которого не позаботился о том, чтобы облегчить читателю жизнь. В этом смысле не только высокоумные рассуждения о сложных материях, но даже вполне себе художественные произведения, в которых автор не уделил достаточного внимания движению сюжета, чаще пылятся на полке, чем зачитываются, что называется, до дыр. Поэтому увлекательность художественного произведения можно считать важнейшим условием к тому, чтобы его заметили, оценили, полюбили.

 

Художественные приёмы для придания увлекательности тексту

 

Для придания увлекательности литературному произведению используется несколько приёмов, например:

  • вариативность в развитии событий повествования
  • постановка героев произведения перед сложным выбором
  • загадки и отгадки, распределяющиеся по тексту, намёки на их расположение
  • интрига любовного треугольника, борьбы за власть, раскрытия тайны, поиска сокровищ и т. п.
  • муки совести за греховные поступки
  • расследование таинственных событий прошлого
  • мистическая подоплёка, влияние на реальность неведомых сил
  • подразумевание гипотетической опасности или врага
  • погони, схватки, физические и эмоциональные конфликты
  • детективная, криминальная канва развития событий, связанная с совершением преступлений, смертельной опасностью, попытками избежать возмездия
  • и так далее

Простейший и самый распространённый пример – детектив. Преступление, лежащее в основе сюжетопостроения детективного рассказа, повести или романа, по канонам жанра должно быть раскрыто. Автор дозированно подводит читателя к разоблачению преступления, тщательно распределяя намёки и запутывая следы так, чтобы читатель обязательно нашёл разгадку тайны, но только к развязке. Таким образом, писатель управляет вниманием читателя, ни на минуту не упуская из своего поля зрения ни уровня осведомлённости, не эмоциональной вовлечённости читающего. В этом смысле он похож на хитроумного хозяина лабиринта, управляющего движением попавших туда людей посредством сложной системы дверей, лифтов и ловушек.

 

Почему сюжет так важен, и не только для писателя

 

Место преступления – литературное произведениеВот почему писательский успех напрямую связан с тем, в какой форме писатель излагает свои идеи. Если это скучная лекция, то будет у него в аудитории только несколько гурманов, да и то лишь в том случае, если высказанные идеи сами по себе интересные, и если художественный уровень их изложения не убог. А вот если форма изложения тех же самых идей – захватывающая история, то вероятность триумфа возрастает многократно, даже в том случае, если остальные художественные инструменты несовершенны.

Словом, жизнеспособное литературное произведение – это не просто описание чего бы то ни было (внутреннего мира, сказочной страны, любовных переживаний и т. п.), но, прежде всего, это увлекательная история. Своего рода место преступления, Crime Scene, интрига, загадка, тайна, динамично разворачивающиеся в канву событий. И вот в такой форме, в такой оболочке – правы Стругацкие! – можно подавать уже любое, даже самое заумное блюдо высокоинтеллектуальной пробы.

Между прочим, это правило художественной литературы вовсю используется не только в других видах искусства, таких как кино или театр, но и в массовых развлечениях даже самого однообразного толка. Взять, к примеру, игровые аппараты, так называемые «однорукие бандиты». Все они устроены одинаково: дёргай ручку (или жми на кнопку в виртуальном варианте) и смотри, как несколько барабанов с картинками раскручиваются и останавливаются в случайном порядке. Остановились в беспорядке – проиграл, остановились в линию – выиграл. От игрока не требуется ничего, кроме как жать на кнопку и смотреть на экран. При такой примитивной схеме игры достаточно было бы одного-единственного автомата, повторённого многократно. А их – сотни видов. Почему? Потому что у каждого из них своя «история», то есть оформление: один призывает искать сокровища на дне морском, другой – сражаться с бандитами, третий – соблазнять красавицу, и так далее, и так далее. И всё это многообразие – всего лишь для того, чтобы побудить игрока нажать на кнопку. Скорее всего, он не стал бы этого делать, если бы это была просто кнопка, потому что такое занятие быстро наскучило бы. Но захватывающие истории, пусть даже и с одинаковой идеей, не наскучат никогда. Слот под названием Crime Scene («Место преступления») – простой пример, подтверждающий важность сюжета даже в игре с одной кнопкой. Попробовать его бесплатную демо-версию можно тут: http://pharaonbet.com/gamehall/.

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 11.01.2016

 

 

 

624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!