HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Роман «Выигрыши» Хулио Кортасара – круизный лайнер без капитана

 

 

 

Вопросы, волнующие каждого писателя

 Роман «Выигрыши» Хулио Кортасара – круизный лайнер без капитана

  • Должен ли писатель при написании своего произведения придерживаться заранее составленного плана?
  • Должен ли вообще составлять план предстоящего текста, и если нет, то почему, а если да, то насколько подробный?
  • А не помешает ли такое планирование вдохновению, не вступит ли в противоречие с творческим процессом, с накопленными материалами и впечатлениями?
  • Как вообще разделить технологию писательства и полёт фантазии автора, где тут граница, и есть ли она вообще?

Сложные вопросы. И однозначных ответов на них быть, наверное, не может. И каждый писатель, вероятно, имеет право на собственный творческий метод, каким бы необычным со стороны он ни казался. Ведь главное – не то, как организован писательский труд, а то, что получается на выходе: талантливая проза или убогая графомания. С другой стороны, опыт сотен и тысяч известных писателей можно, наверное, как-то обобщить и взять на вооружение, чтобы не изобретать велосипед в процессе литературного труда.

 

Что думают о плане известные писатели

 

На эту тему написано немало книг. Одна из них – эссе польского исследователя Яна Парандовского под названием «Алхимия слова» – было детально рассмотрено и прокомментировано в рубрике «Цитаты и классики» журнала «Новая Литература» Владимиром Соколовым. И рассматриваемая книга Парандовского, и сами изобильные заметки Соколова к ней весьма интересны и достойны самого пристального изучения всеми, кто желает добиться успеха в освоении писательского мастерства.

Но сегодня мы затронем лишь один из множества аспектов этих заметок – предварительный план произведения. Сам Парандовский приводит множество убедительных примеров, подтверждающих необходимость тщательной разработки плана, однако считает, что некоторым писателям доступно такое планирование в воображении, без фиксации на бумаге. Владимир Соколов соглашается с автором в том, что план произведения может носить самые диковинные формы, называя план путеводной звездой и приводя в пример историю создания Кантом его знаменитой «Критики чистого разума» и описывая удивительный случай из творческой работы Гашека.

Однако вот что интересно: ни тот ни другой автор вроде бы не называют достойных произведений, созданных без плана, указывая, что описанные в литературе случаи, когда герои литературного произведения выходят из-под контроля писателя и обретают самостоятельную жизнь, во многом мифом. Хотя, например, и тому и другому хорошо известно, что, скажем, Ильф и Петров первоначально не планировали делать Отапа Бендера главным героем своих романов, но он как-то сам «сделался» и словно вынудил писателей пересмотреть… план.

 

«Выигрыши» Хулио Кортасара

 

В этом смысле заслуживает и внимания, и удивления авторское послесловие великого аргентинского модерниста Хулио Кортасара к собственному роману «Выигрыши». По сюжету, герои этого повествования – совершенно случайные и не похожие друг на друга люди, которые выиграли в лотерею путешествие на круизном лайнере, но после посадки обнаружили, что лайнер везёт их неизвестно куда и с неизвестно какой целью. Оказавшись перед выбором, герои романа проявляют себя с неожиданной стороны, словно это не персонажи, а символы на барабанах игрового автомата. И вот, как нам сообщает сам Коратсар, эти лотерейные счастливчики повели себе совершенно неожиданно не только для читателей, но и для самого автора, создавшего их. Возможно ли такое на самом деле? Или писатель всего лишь поддержал известную легенду ради того, чтобы вдохнуть жизнь в своих героев и напустить таинственности на происходящие среди пассажиров круизного лайнера события? Как знать! Для читателя вопрос остаётся открытым. Но у каждого писателя наверняка есть на него ответ. Которым он почему-то не спешит делиться со своими читателями.

Кстати, вопрос о подобной непредсказуемости занимает не только читателей и писателей, но также актуален и для гэмблеров и разработчиков игровых аппаратов. Эмулятор под названием «Ешки», как и роман Кортасара, тоже посвящён тематике круизного лайнера и тоже, несмотря на весь опыт игрока, может произвести со своими барабанами совершенно непредсказуемые кульбиты и обмануть ожидания – как в сторону выигрыша, так и в сторону поражения. Поэтому, прежде чем садиться на этот «круизный лайнер», посетителям виртуального игрового зала предлагается бесплатная демо-версия машины – для того чтобы те могли потренироваться и решить заранее, стоит ли покупать билеты в это непредсказуемое виртуальное путешествие. Сам аппарат располагается тут: http://vulcan-casino-online.com/igrovye-avtomaty/slot-o-pol/.

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 08.01.2016

 

 

 

698 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 08.10.2024, 17:34 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!