Роман «Выигрыши» Хулио Кортасара – круизный лайнер без капитана
Вопросы, волнующие каждого писателя
Сложные вопросы. И однозначных ответов на них быть, наверное, не может. И каждый писатель, вероятно, имеет право на собственный творческий метод, каким бы необычным со стороны он ни казался. Ведь главное – не то, как организован писательский труд, а то, что получается на выходе: талантливая проза или убогая графомания. С другой стороны, опыт сотен и тысяч известных писателей можно, наверное, как-то обобщить и взять на вооружение, чтобы не изобретать велосипед в процессе литературного труда.
Что думают о плане известные писатели
На эту тему написано немало книг. Одна из них – эссе польского исследователя Яна Парандовского под названием «Алхимия слова» – было детально рассмотрено и прокомментировано в рубрике «Цитаты и классики» журнала «Новая Литература» Владимиром Соколовым. И рассматриваемая книга Парандовского, и сами изобильные заметки Соколова к ней весьма интересны и достойны самого пристального изучения всеми, кто желает добиться успеха в освоении писательского мастерства. Но сегодня мы затронем лишь один из множества аспектов этих заметок – предварительный план произведения. Сам Парандовский приводит множество убедительных примеров, подтверждающих необходимость тщательной разработки плана, однако считает, что некоторым писателям доступно такое планирование в воображении, без фиксации на бумаге. Владимир Соколов соглашается с автором в том, что план произведения может носить самые диковинные формы, называя план путеводной звездой и приводя в пример историю создания Кантом его знаменитой «Критики чистого разума» и описывая удивительный случай из творческой работы Гашека. Однако вот что интересно: ни тот ни другой автор вроде бы не называют достойных произведений, созданных без плана, указывая, что описанные в литературе случаи, когда герои литературного произведения выходят из-под контроля писателя и обретают самостоятельную жизнь, во многом мифом. Хотя, например, и тому и другому хорошо известно, что, скажем, Ильф и Петров первоначально не планировали делать Отапа Бендера главным героем своих романов, но он как-то сам «сделался» и словно вынудил писателей пересмотреть… план.
«Выигрыши» Хулио Кортасара
В этом смысле заслуживает и внимания, и удивления авторское послесловие великого аргентинского модерниста Хулио Кортасара к собственному роману «Выигрыши». По сюжету, герои этого повествования – совершенно случайные и не похожие друг на друга люди, которые выиграли в лотерею путешествие на круизном лайнере, но после посадки обнаружили, что лайнер везёт их неизвестно куда и с неизвестно какой целью. Оказавшись перед выбором, герои романа проявляют себя с неожиданной стороны, словно это не персонажи, а символы на барабанах игрового автомата. И вот, как нам сообщает сам Коратсар, эти лотерейные счастливчики повели себе совершенно неожиданно не только для читателей, но и для самого автора, создавшего их. Возможно ли такое на самом деле? Или писатель всего лишь поддержал известную легенду ради того, чтобы вдохнуть жизнь в своих героев и напустить таинственности на происходящие среди пассажиров круизного лайнера события? Как знать! Для читателя вопрос остаётся открытым. Но у каждого писателя наверняка есть на него ответ. Которым он почему-то не спешит делиться со своими читателями. Кстати, вопрос о подобной непредсказуемости занимает не только читателей и писателей, но также актуален и для гэмблеров и разработчиков игровых аппаратов. Эмулятор под названием «Ешки», как и роман Кортасара, тоже посвящён тематике круизного лайнера и тоже, несмотря на весь опыт игрока, может произвести со своими барабанами совершенно непредсказуемые кульбиты и обмануть ожидания – как в сторону выигрыша, так и в сторону поражения. Поэтому, прежде чем садиться на этот «круизный лайнер», посетителям виртуального игрового зала предлагается бесплатная демо-версия машины – для того чтобы те могли потренироваться и решить заранее, стоит ли покупать билеты в это непредсказуемое виртуальное путешествие. Сам аппарат располагается тут: http://vulcan-casino-online.com/igrovye-avtomaty/slot-o-pol/.
Автор: Андрей Ларин
Дата публикации: 08.01.2016
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|