HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман «Выигрыши» Хулио Кортасара – круизный лайнер без капитана

 

 

 

Вопросы, волнующие каждого писателя

 Роман «Выигрыши» Хулио Кортасара – круизный лайнер без капитана

  • Должен ли писатель при написании своего произведения придерживаться заранее составленного плана?
  • Должен ли вообще составлять план предстоящего текста, и если нет, то почему, а если да, то насколько подробный?
  • А не помешает ли такое планирование вдохновению, не вступит ли в противоречие с творческим процессом, с накопленными материалами и впечатлениями?
  • Как вообще разделить технологию писательства и полёт фантазии автора, где тут граница, и есть ли она вообще?

Сложные вопросы. И однозначных ответов на них быть, наверное, не может. И каждый писатель, вероятно, имеет право на собственный творческий метод, каким бы необычным со стороны он ни казался. Ведь главное – не то, как организован писательский труд, а то, что получается на выходе: талантливая проза или убогая графомания. С другой стороны, опыт сотен и тысяч известных писателей можно, наверное, как-то обобщить и взять на вооружение, чтобы не изобретать велосипед в процессе литературного труда.

 

Что думают о плане известные писатели

 

На эту тему написано немало книг. Одна из них – эссе польского исследователя Яна Парандовского под названием «Алхимия слова» – было детально рассмотрено и прокомментировано в рубрике «Цитаты и классики» журнала «Новая Литература» Владимиром Соколовым. И рассматриваемая книга Парандовского, и сами изобильные заметки Соколова к ней весьма интересны и достойны самого пристального изучения всеми, кто желает добиться успеха в освоении писательского мастерства.

Но сегодня мы затронем лишь один из множества аспектов этих заметок – предварительный план произведения. Сам Парандовский приводит множество убедительных примеров, подтверждающих необходимость тщательной разработки плана, однако считает, что некоторым писателям доступно такое планирование в воображении, без фиксации на бумаге. Владимир Соколов соглашается с автором в том, что план произведения может носить самые диковинные формы, называя план путеводной звездой и приводя в пример историю создания Кантом его знаменитой «Критики чистого разума» и описывая удивительный случай из творческой работы Гашека.

Однако вот что интересно: ни тот ни другой автор вроде бы не называют достойных произведений, созданных без плана, указывая, что описанные в литературе случаи, когда герои литературного произведения выходят из-под контроля писателя и обретают самостоятельную жизнь, во многом мифом. Хотя, например, и тому и другому хорошо известно, что, скажем, Ильф и Петров первоначально не планировали делать Отапа Бендера главным героем своих романов, но он как-то сам «сделался» и словно вынудил писателей пересмотреть… план.

 

«Выигрыши» Хулио Кортасара

 

В этом смысле заслуживает и внимания, и удивления авторское послесловие великого аргентинского модерниста Хулио Кортасара к собственному роману «Выигрыши». По сюжету, герои этого повествования – совершенно случайные и не похожие друг на друга люди, которые выиграли в лотерею путешествие на круизном лайнере, но после посадки обнаружили, что лайнер везёт их неизвестно куда и с неизвестно какой целью. Оказавшись перед выбором, герои романа проявляют себя с неожиданной стороны, словно это не персонажи, а символы на барабанах игрового автомата. И вот, как нам сообщает сам Коратсар, эти лотерейные счастливчики повели себе совершенно неожиданно не только для читателей, но и для самого автора, создавшего их. Возможно ли такое на самом деле? Или писатель всего лишь поддержал известную легенду ради того, чтобы вдохнуть жизнь в своих героев и напустить таинственности на происходящие среди пассажиров круизного лайнера события? Как знать! Для читателя вопрос остаётся открытым. Но у каждого писателя наверняка есть на него ответ. Которым он почему-то не спешит делиться со своими читателями.

Кстати, вопрос о подобной непредсказуемости занимает не только читателей и писателей, но также актуален и для гэмблеров и разработчиков игровых аппаратов. Эмулятор под названием «Ешки», как и роман Кортасара, тоже посвящён тематике круизного лайнера и тоже, несмотря на весь опыт игрока, может произвести со своими барабанами совершенно непредсказуемые кульбиты и обмануть ожидания – как в сторону выигрыша, так и в сторону поражения. Поэтому, прежде чем садиться на этот «круизный лайнер», посетителям виртуального игрового зала предлагается бесплатная демо-версия машины – для того чтобы те могли потренироваться и решить заранее, стоит ли покупать билеты в это непредсказуемое виртуальное путешествие. Сам аппарат располагается тут: http://vulcan-casino-online.com/igrovye-avtomaty/slot-o-pol/.

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 08.01.2016

 

 

 

462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!