20 октября 2023СобытияОкно в Энцелад
![]()
От редактора
Здравствуйте, друзья! Журнал «Новая Литература» выходит в свет с 2001 года, а с 2015-го издаётся ежемесячными номерами. Перед вами 102-й его номер. От всех предыдущих он отличается тем, что в нём появилось несколько страниц с рекламой. Они в основном рассказывают о проектах, товарах и услугах для нашей целевой аудитории – для тех, кто интересуется художественным словом на русском языке, любит читать да и сам, возможно, балуется пером. А когда на таких страницах попадается информация более широкого, не литературного плана, это значит, что наш журнал может получить дополнительное финансирование от своих партнёров, если читатели отреагируют на эту информацию – совершат действия, к которым она их приглашает. Но только про условии, что их это и вправду заинтересовало. В общем, по нашему замыслу, всё, что происходит на страницах журнала, должно быть интересно и полезно для читателей, в том числе и реклама. Более половины объёма августовского номера НЛ за 2023 год занял научно-фантастический роман. Его автор Фарид Джасим, уроженец города Баку, с 2004 года проживает в Швеции. Владея азербайджанским, шведским, английским, немецким языками, к читателям своих фантастических произведений он обращается на русском языке. Вот какие слова Фарид предпослал своему роману «Окно в Энцелад»: «Существует ли Бог? Да, существует. В этом смог лично убедиться Максим Смолов – техник-программист с сомнительным прошлым и странным настоящим, – когда узнал, что стоит за таинственными вспышками на спутнике Сатурна и как они связаны с трагическими случайностями, происходящими с людьми на Земле. Но что станет с человеком, который заглянет в душу Бога? Кто стережёт запретное знание об истинной картине мира? Максим не предполагал, что ему придётся искать ответы на эти вопросы, и совсем не догадывался о том, как сильно найденные ответы изменят его жизнь». Отрадно, что имея возможность творить на других языках, Фарид Джасим выбрал русский. Давайте поддержим его выбор и уделим внимание этой добротной работе: его роман крепко сбит, глубоко продуман и читается с интересом. Я прочитал его на стадии финальной рукописи и получил эстетическое и интеллектуальное удовлетворение, по ходу чтения вспомнив былое своё страстное увлечение научно-фантастической литературой. В этом номере есть ещё одно довольно большое по объёму произведение – повесть-притча Михаила Иоффе «Райские испытания», она опубликована в рубрике «Культурный поиск». В произведении в иносказательной форме вымышленного путешествия рассказывается о том, какие огромные усилия нужны, чтобы найти себя, как ещё труднее это сделать в обществе всем довольных людей, как загадочна жизнь даже там, где кажется простой: «Когда люди живут в эпоху героев, они помнят о них, когда же они живут в эпоху серости и обыденности, то героев забывают, потому что они очень раздражают людей, раздражают просто тем, что они были, люди не понимают их и предпочитают забыть». Рассказы, опубликованные в номере, написаны разными авторами. Но почти все эти тексты имеют общую черту: так или иначе произведения Дмитрия Аверенкова, Дины Измайловой, Николая Хрипкова и Владимира Захарова посвящены поиску человеком своего места в жизни, в реальности, среди других людей. Кроме, пожалуй, только одного текста: рассказ Гореликовой написан в редком для нашего издания жанре и представляет собой пролог к будущему роману. Автор просит читателей выразить своё мнение о соответствии избранной манеры повествования жанру фэнтези. «Не фамилия красит человека, а человек фамилию», говорится в известной поговорке. Вместе с тем известно, что фамилии на Руси давались не случайно, и каждая может рассказать о своём носителе, или даже о целой династии, что-то характерное. Михаил Ковсан объединил 12 миниатюр на эту тему, назвав получившийся ироничный сборник «(Не) Случайные имена». Калейдоскоп житейских историй получился лёгким для чтения, что не свойственно творческой манере этого писателя и тем интересно. Целое больше суммы своих частей. В августовском номере НЛ опубликованы три сборника стихотворений. Написанные разными авторами, на первый взгляд, они не имеют ничего схожего между собой не только по стилю и форме, но и по духу и содержанию. Но, оказавшись по соседству в общем стихотворном разделе, стихи вдруг блеснули новыми гранями, оттенили контекст и все вместе выразили нечто новое, не проявлявшееся по отдельности. Что-то похожее на разбегающиеся концентрические круги смыслов.
Проявленный есть мир и мир сокрытый. И ангелы у каждого свои. Стихи и книги. Свитки те, что свиты. Блаженных духом земли и раи. И каждый рай по-своему сияет. И каждый цвет по-своему звучит. В краях нетленных, где не умирает Ни человек, Ни пламя от свечи. Так, что там? Жизнь? А может, житие? Где мир раскрыт В предвечном высшем благе Не на бумаге, нет. А в бытие. (Юрий Аврех. «Эффект Обратной Перспективы»)
Я постигаю Искусство молчания… Кто-нибудь слышит? (Виталий Свирин. «Сосны на берегу»)
Тут, в придорожном кабаке, игра идёт! Ты будешь, дурень, налегке – сейчас расчёт. Ставь золотишко. Если ж нет, тогда держись, пойдёт игра, невзвидев свет, – на так, на жизнь! И уж на что удачлив ты, игрок благой, и уж на что твои персты умелы той умелостью, чтоб туз и в масть – из рукава, но справедлив сегодня шанс, судьба права. (Дмитрий Аникин. «Свинопас»)
Публицистический раздел тоже разнообразен. Эссе Виктора Парнева об американском «красном» певце эпохи холодной войны Дине Риде соседствует с очерком Анны Кругловой о сказочных песнях Владимира Высоцкого и иллюстрированным монологом Глафиры Карркодиловой о подсчёте ворон. Странное сочетание тем… Но, как заметил Фарид Джасим, за случайностями на Земле могут стоять события, происходящие на спутнике Сатурна. И кто знает, какую связь между этими текстами откроет для себя читатель. Но если прочтение журнала вдохновит кого-то на позитивные изменения в жизни, значит, «Новая Литература» держит верный курс.
главный редактор журнала «Новая Литература»
Обзор номера
Повести, романы
Фарид Джасим. Окно в Энцелад (роман). На Земле так или иначе обращаются к Богу миллиарды людей. И каждая молитва обладает мощной энергетикой. Но куда девается эта сила? Научно-фантастический роман рассказывает о конфликте с пришельцами, которые используют в своих целях энергию психики людей.
Культурный поиск. Михаил Иоффе. Райские испытания (повесть-притча). Повесть-притча о том, какие огромные усилия нужны, чтобы найти себя, как тяжело быть в обществе всем довольных людей, как загадочна жизнь даже там, где кажется простой.
Рассказы
Дмитрий Аверенков. Не надо думать про пароход (сборник рассказов). Три этих текста могут показаться абсолютно разными. Но все они – о тонкой, едва ощутимой границе между миром реальным и призрачным. Герои рассказов, сознательно или бессознательно, оказываются «за гранью» – реальности, жизни или сна.
Дина Измайлова. А плюс Ю (рассказ). Каждая встреча, конечно, не случайна, но именно невстреча – судьбоносна.
Гореликова. Мэгрид и Мёриел. Рождение (рассказ). Пролог к будущему роману «Мэгрид и Мёриэл». Автор просит читателей выразить своё мнение о соответствии избранной манеры повествования жанру фэнтези.
Николай Хрипков. Три седмицы дней (рассказ). Участник СВО после госпиталя возвращается домой с инвалидностью. Родственники и друзья радуются его возвращению и подбадривают его. Но что-то пошло не так…
Владимир Захаров. Белый карнавал (рассказ). Среди обезличившегося под медицинскими масками человечества затерялся Серёга Конышев, вобравший в себя весь мир и не принявший лишь обезличенность. Окрылённый любовью, он движется к окончательному пониманию жизни.
Малая художественная проза
Михаил Ковсан. (Не) Случайные имена (сборник миниатюр). Человек ли делает своё имя – или имя делает человека? На эту тему – ироничные зарисовки о жизни и смерти, судьбе и стремлении, смешные и грустные эпизоды из биографий случайных персонажей, чьи имена и фамилии сыграли с ними шутку.
Стихи
Юрий Аврех. Эффект Обратной Перспективы (сборник стихотворений). «А осенью приходит листопад. И сад неувядающий, и сад, И облако, дороже, чем IPad, Который сохраняет листопад. Ему что листопад, что снегопад, Что мутное болото. А слева рай, и справа видим ад. Так почему же так? А потому, что он – обратной перспективой отражён».
Виталий Свирин. Сосны на берегу (сборник стихотворений). Эта коллекция трёхстиший в форме хайку и сэнрю предлагает уникальный взгляд на мир через простоту восприятия и лаконичность с одновременной ёмкостью выражения.
Дмитрий Аникин. Свинопас (цикл стихотворений). «Свинопас» – размышление о тёмной стороне творческого дара и о жалкой непрочности всего, что находится рядом с сочинителем. Поэзия, хочет она того или нет, это власть, причём власть, плохо себя сознающая.
Публицистика
Виктор Парнев. Смутьян из Колорадо (эссе). Американского «красного» певца эпохи холодной войны Дина Рида некоторые считали наивным человеком, находящимся под влиянием советских спецслужб. Но его жизненный путь опровергает это предположение.
Кругом 500. Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Вампир и другие персонажи в «Песне-сказке про нечисть» Владимира Высоцкого (очерк). Почему Высоцкий написал цикл «сказочных песен», чьим творчеством вдохновлялся, работая над стихами этого цикла, и какую роль сыграла песня «Нечисть» в жизни автора этого очерка.
Корзинка с картинками. Давайте посчитаем ворон (иллюстрированный монолог). Фразеологизм «считать ворон» означает невнимательность, рассеянность и занятия бессмысленными делами. Но когда речь идёт о произведениях литературы и изобразительного искусства, подсчёт ворон может оказаться увлекательным и полезным.
Скачать журнал можно по ссылке: https://newlit.ru/sale/2023_08.html
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|