Станислав Алов
РассказОпубликовано редактором: , 4.07.2008
– Митя. Он дернулся всем телом (что, уже пора?!), ощущая мягкое родное тепло кровати, которую предстояло вот сейчас покинуть – ради ужаса, ужаса, ужаса… – Митя! – голос матери переходил из нежной тональности в требовательную. – Нашему соне пора в школу. Не размыкая век, в темноте отчаянья, он перевернулся на другой бок и уперся носом в стену – недоброжелательно прохладную и твердую. «Только не сегодня. Неужели выходные уже прошли?..» – Митя, ты же будущий мужчина, – укоризненно сказала мать и строго добавила: – Поднимайся. Немедленно. В последнем слове – а слово было привычным – Мите постоянно слышалось нечто бесчеловечное. В его голове оно спонтанно делилось надвое: не медленно. То есть ему (Мите) не давалось даже элементарного шанса просто потянуть время – успокоиться, подготовиться, что ли, к новой, еще неизведанной казни. Мать была тверда, как стена семейного очага. Все кончено: нынче точно был НЕВЫХОДНОЙ, а значит – невозможно спрятаться, отсидеться дома, негде спастись. Эти три не – и как бы с трех сторон страха – хлестко всадили по ножу в Митино тельце. Он высвободил из-под одеяла тонкую, похожую на колбаску, левую ногу и сделал первое движение к своему ежедневному кошмару. – Твое молоко в ранце, – умильно улыбнулась мать.
В школу, впрочем, Митя отправлялся не сразу. Сначала он опускался в лифте на три этажа вниз и там, поглядывая на неумолимую стрелку часов, таился, копил бесполезные силы: благо, из окна их квартиры не был виден подъезд – и мать не могла заметить, как сын «пропадает» минут на семь. В класс же он впихивал себя чуть позже первого звонка. Кем-кем, а разгильдяем Митя не был по самой своей природе, но привычка намеренно опаздывать укоренилась в нем прочно и надолго. Прогуливать уроки вообще он никогда бы не решился, а потому приходилось выбирать меньшее из зол. С одной стороны, конечно, входя в класс последним (вот речь учительницы ровно лилась за дверью, разгоняя облака зевоты и всегдашнего шепотка – а вот ораторша застыла на полуслове с раззявленной пастью), Митя не мог избежать всеобщего вниманья, а порой, и дружного хохота, традиционно следовавшего за дежурной фразой монстрихи (если то был, например, урок литературы): «а вот и наш князь Дмитрий»; – но с другой стороны, таким наивным способом «князь» избавлялся от набора более губительных утренних истязаний, зачинщиком коих, как правило, выступал вездесущий Юрик Птицын. Юрик Птицын был. Был основательно и безжалостно. Юрик Птицын был сладострастный, в чем-то даже талантливый садист, а внешне напоминал именно того жирного неуемного медвежонка, что изощренно мучил Митю во сне (а позднее, бесстыдно обретя плоть, и наяву) еще с раннего детства. Передвигался Юрик в сопровождении двух «шакалов» – Савенкова и Карпенко. Тех самых Карпенко и Савенкова, которые однажды – дело было февральским утром – уронили Митю со ступенек школьного подъезда – так, что он набил себе огромнейшую шишку об лед. Причем, сделали они это в присутствии многочисленной публики и столь виртуозно (птицынская школа), что непосвященный мог бы предположить, будто все произошло по чистой случайности. Савенков шел позади Мити и как бы не нарочно выставил ногу именно тогда, когда Карпенко – ступавший перед Митей – как бы не намеренно споткнулся и повалился назад. Митя мигом очутился на льду с головою, как ему сперва почудилось, треснувшей надвое. – Ой, как нехогошо получилось, – прогнусавил костлявый Карпенко: у него был заложен нос. Однако спектакль, как посчитал его режиссер, завершен не был – требовался апофеоз. Финальная сцена безусловно принадлежала Птицыну. Юрик возник у подножия ступенек (Митя покорным зайчонком корчился под его нависшей фигурой, не предвещавшей ничего хорошего) и, изображая услужливого товарища, потянулся к ранцу, слетевшему с владельца и валявшемуся в стороне. – Как же ты так, Митька? – протягивая ранец инстинктивно съежившемуся Мите, вопросил Птицын. Как вдруг он остановился, игнорируя растопыренные Митины пальцы, и деловито произнес: – Проверю: все ли цело... Митя зажмурил одуревшие от боли глаза, в которых метались, такие же, как он сам, безумные зайчики. Юрик же щелкнул застежкой (публика напряженно вглядывалась: что же дальше?) и – медленно, как в кошмарном сне, кривя рот в пародийной гримасе плача – перевернул ранец кверху дном. «Должен быть звонок. Где звонок?..» Из ранца послушной чередою – как обжигающий снег на лицо, как спровоцированные таки Митины слезы – посыпались вещи: тетради, учебники, кулек с булкой, красный пенал, белая бутылка… Белая бутылка падала как-то особенно неспешно… И тут все зазвенело. – Ай-я-яй, – тонко, по-птичьи, запричитал Юрик, торжествуя (фокус удался – он состоял в финальном разоблачении самого фокуса: все случайное – не случайно). – У сыночка разбилась бутылочка. Теперь мамка заруга-ает…
Мите было одиннадцать и он был ребенок нежный, хрупкий, словно молоко в прозрачном сосуде, кое он ненавидел всей своей маленькой душой. Пресловутая бутылка с молоком, бережно обернутая матерью в целлофан, и непременная булочка являлись символами его вселенской незащищенности. Если Митя изначально и не был «маменькиным сынком» – таковым его сделал Птицын. Юрик находился повсюду – неотступной тенью, липким черным туманом, обволакивающим Митин мир. Юрик охотился за своей жертвой всякую перемену… впрочем, нет, не всякую (это было бы слишком просто); иногда он милостиво оставлял ее в покое – однако для того лишь, чтобы уже на следующей перемене застать успокоившуюся было добычу врасплох. Юрик был абсолютно неутомим, горазд на выдумки и всесторонне истязал своего подопечного (именно подопечного, ибо испытывал к последнему чувства ревностные, почти родственные и никогда не позволил бы, к примеру, обидеть Митю без собственного ведома): порою был банален и бесхитростно выкручивал руку в сладостном ожидании слез, но чаще пытался еще и проявить остроумие – разумеется, так, как он сам его понимал. В своем многострадальном ранце Митя мог обнаружить все, что угодно: рулон туалетной бумаги, баночку с настоящими тараканами, а однажды даже – соску с синим ободком. Эти «знаки внимания» были, в общем, не страшными и в чем-то даже милыми пустяками (так, что временами Мите представлялось, будто Юрик и в самом деле как-то патологически, навыверт влюблен в него) в сравнении, скажем, с судьбой Митиной туфли, полностью утопленной в унитазе, или с тем, как в том же школьном туалете Митю однажды связали, перекрутив веревки через трубу отопления, и ему пришлось долго звать на помощь. Но основным орудием Птицына были не вещи, не слова и даже не кулаки – то были люди, толпа, кою в душе он наверняка презирал, но обожал направлять и ею травить, травить… Как-то раз в начале алгебры Митя ощутил резкий едкий запах, а потом заметил, что в его учебнике те страницы, которые требовались для занятия, склеены друг с другом каким-то сильным, на редкость вонючим клеем. Но то было полбеды: через несколько минут его вызвали к доске – и под жутковатый хохот сверстников он поднялся из-за парты вместе со стулом, решительно не желавшим отлепляться от брюк. Митя растерянно смотрел по сторонам: вокруг были лишь мерзкие раскрытые пещеры ртов, из коих как бы и струилось едкое зловоние. Только Юрик Птицын не смеялся – искрились и презрительно улыбались одни его свиные глазки. Когда Митя схватился за спинку этого враждебного стула и рванул его от себя… Самое гибельное и непоправимое (и пожалуй, являвшееся изюминкой той птицынской забавы) в истории с клеем было то, что Митя на алгебре обыкновенно сидел с Марой – предметом, как было всем хорошо известно, его безнадежнейших воздыханий. Ах Мара… Мара вообще-то была Машей. Но в школе и во дворе все дети почему-то называли ее Марой: то ли пытаясь как-то «замарать», что ли, ее чересчур яркую красоту; а то ли странное имя прилипло потому, что было в Машиной внешности нечто от ведьмы. Митя не был единственным несчастным влюбленным, мечтавшим о благосклонности Мары: таковых в школе – вздумай кто-нибудь построить их всех отдельно, скажем, на первое сентября – набралось бы порядочно. Иное дело, что большинство из них тщательно скрывали собственные чувства за напускными насмешками. Однако в присутствии Мары смешки как-то затихали – ее побаивались: возможно, за неразговорчивость (а молчание этой десятилетней девочки действительно было пугающим – не пустым); а быть может – за слишком большие завораживающие зрачки, в коих поблескивала непонятная скрытая опасность для всех. Словом, Мара также состояла в клане отверженных, только ее отверженность знаменовала собою – в отличии от Мити – присутствие в ней некой чужеродной истинной силы. Даже всемогущий Юрик Птицын в сравнении с огнем, полыхавшим в глазах Мары, казался желторотым цыпленком – со всеми его жалкими фокусами и уловками. Птицын ненавидел Марины зрачки, как жесточайшего конкурента, но был совершенно бессилен перед ними. Мара относилась к Мите чуточку лучше остальных – однако факт сей не давал последнему ни единого шанса в делах любовных (да и какие такие «любовные дела» могли быть у Мити вообще): Мара просто жалела его, как беспомощного котенка.
Событие – разом переменившее размеренный, как плавная пытка, ритм Митиного бытия – случилось опять-таки зимой и на первый взгляд не несло в себе ничего сверхъестественного. На сей раз все произошло – будто в зеркале, выворачивающем мир на изнанку – после уроков. А день, кстати, выдался на редкость удачным: и Птицын особо не тревожил, и Мара была как-то на удивление мила. Мите даже пришла в голову невнятно оформленная мысль об условности счастья, кое проявляется лишь в сравнении черно-белых величин: то есть, случайная улыбка Мары – на фоне избавленья от Птицынского ада – обращается почти что в сияние любви. Но счастье, как и любой сон, оборвалось быстро – с последним звонком. Как это уже не раз бывало, пока Митя переодевался, куда-то запропал проклятый ранец. Зная по опыту, что искать его бесполезно (мать Мити смутно переживала по поводу его возвращений без ранца, но он как-то маловразумительно пояснял, что дескать оставляет иногда ранец в школе, что мол так ему удобней), он обреченно поковылял домой, точно маленький, разбитый душою старик, моля кого-то только об одном: не встретить по дороге Мару – хоть от нее скрыть свой очередной позор. Не смотря на единственное желание души – унести это дурацкое хлипкое тело отсюда как можно быстрее, раздвоившееся существо, бредущее по заледенелому асфальту, двигалось медленно, преодолевая раннюю одышку (бремя страха): дышалось тяжко, все было тяжко. Митя миновал половину школьного двора – как вдруг нечто предательски твердое рухнуло прямо ему на голову. В этой самой голове раздался словно бы треск разбитого стекла (бутылка из под молока – понял Митя); после чего сверху послышался звук затворяемого окна. На льду лежал ранец. И тут наступил предел. Митина душа получила окончательный Удар. Череда совершенных над ним мелких и крупных изуверств образовала единую, абсолютно уже непереносимую муку. И вот лопнуло. Стало ясно, что он – рассыпавшийся на куски человечек – не может более существовать в этом ужасе, ужасе, УЖАСЕ… Где-то на периферии мысли всплыл голос матери: «Митя, ты же будущий мужчина». И Митя, исполненный нечеловеческой ненависти (к себе в первую очередь), заорал во все горло: – Чтоб ты сдох, скотина! Дети, до того спешившие домой, моментально остановились, уставившись на горланящего мальчика в немом любопытстве. Каждый из них интуитивно почувствовал: что-то не так, равновесие жизни нарушено. А на ступеньках подъезда – как и в Митиных зареванных глазах – внезапно оформилась знакомая жирная фигура. – Это ты мне кричал? – зычно поинтересовалась фигура, порывисто недобро дыша, и, не дождавшись ответа, ринулась к Мите. Тот рванулся, побежал со всей мочи, со свистом вбирая в себя морозный воздух. Напрасно. Вот уже навалилось. Корежа. Кромсая. Шмякая носом об лед. Вот сейчас и конец. Вот и хорошо. На куски. Ужасно. Ужасно больно…
– Кто… кто это сделал? – спросила мать, глядя на его разбитый нос и кровавый синяк под глазом, – спросила очень жестко, хотя и сквозь слезы. Он промолчал. – Кто бы они не были, – твердо произнесла мать, нервно роясь в аптечке, – эти ублюдки заслуживают смерти.
Первая же новость, которую узнал Митя, возвратившись в школу (а он не посещал занятий вот уже почти две блаженные недели), была удивительной, светлой, освобождающей: Юрик Птицын… странно даже подумать – такого с ним никогда не случалось… непобедимый и грозный Юрик заболел – и заболел серьезно. По школе ходили слухи о воспалении легких. «Видно, простудился, когда меня бил», – решил Митя. А еще он решил, что – поделом, что, в общем, так и быть должно. Впервые в небе его маленькой жизни засияло давно забытое слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ. «Наверно, валяется в кровати и пьет горячее молоко», – с некоторым даже злорадством представил Митя. Неуправляемая фантазия как-то сама поскакала дальше. И вот уже перед глазами поплыла гадкая, но крайне приятная Митиному взору, вереница образов. Студенистое Юриково тело на смятой постели. Скребущая боль в легких. Удушающий запах лекарств. Озноб. Монотонное тиканье часов, пульсирующих на тумбочке. Та же пульсация в распухшей от температуры голове – только не в такт. Отвратительно рознящиеся удары, фатально не способные достичь единства. Как же… Как же соединить их в одно? Вот тогда был бы шанс… спастись… Разрушенное ноющей болью пространство комнаты. Пространство, выпивающее из тела влагу жизни. И шепот в бреду: «Митька… Прости, Митька…» И мать Юрика – такая же раздувшаяся жаба, только побольше – протягивает кружку с молоком: «Юрочка, милый, ну попей. Попей, солнышко. Может, легче станет…» «Не станет», – вдруг ободряюще и ласково шепнул незнакомый голос внутри Мити. В классе властвовал хаос. Даже учителя ощущали неясное беспокойство. Савенков и тощий Карпенко присмирели без направляющей силы и ходили теперь какие-то неряшливые, потерянные, точно утратили сам смысл бытия. «А хорошо бы они… – подумалось Мите на географии, – вот тоже взяли и…» – тут он неожиданно встретился взглядом с Марой: в ее пепельных глазах читалось странное вниманье.
На следующий день директриса была сама не своя. Подумать только – двое в один день, да еще и оба из одного класса… Она, словно преодолевая сопротивление враждебного воздуха, втиснулась в этот самый класс. Урок геометрии был прерван заранее. Все ждали некоего сообщения. Директриса, будто стеснительная девочка, молча проследовала к доске, замялась, заправила за ухо крашеный хною локон и наконец выпалила: – Дети… – словно смутившись от внезапной громкости собственного голоса, она прокашлялась. – Простите… Дети. Сегодня мне. И всем нам. Очень тяжело… Мы потеряли… двух наших учеников. Не столь уж важно, что они были далеко не отличниками… «Боже, о чем я?» – укорила директриса саму себя и поправила слегка сползшие очки. – Неважно. Важно, что их нет больше с нами. И никогда не будет… Класс уже догадался, о ком идет речь: места Савенкова и Карпенко пустовали. – А все почему? – вопросила директриса, обвела страдальческим взором класс и неопределенно шмыгнула носом в платок: то ли сморкаясь, то ли сдерживая потенциальную слезу. – Потому, дети, что эти наши ученики были беспечны… нет, даже не беспечны, – она сняла очки и принялась протирать их все тем же платком. – Их поведение совершенно непростительно. Из-за глупого мальчишеского желания побаловаться… Словом, речь получилась весьма пространной. Митя понял одно: вчера вечером Карпенко с Савенковым забрались в подвал новостройки, стоявшей напротив школы, и попытались учинить там очередную каверзу – замкнуть провода в главном трансформаторном щите, чтобы устроить короткое замыкание и обесточить дом. И это им удалось. Правда, с одной оговоркой – сделали они это собственными телами.
Митя сладко дремал в своей уютной постели. Теплое одеяло заботливо прикрывало его тело от любого зла, сосредоточенного за окнами. Подушка была мягкой и дружественной, нежно обволакивая его приятно сумбурные мысли. Митя уже знал о своей власти – чуде, пришедшем из вне. Знал, что изменился. Каким образом? Почему? А может, он всегда был таким? Говоря откровенно, эти вопросы его не особенно волновали. Он чувствовал, что становится мужчиной. Так вот, что это означает. Теперь он может почти все. Да почему, собственно – почти? Просто он милостив. А эти две твари вполне заслужили собственную участь – за все, что сотворили с ним, за его молоко. Тихонько приоткрылась дверь. Мать поглядела на сына, укутавшегося в одеяло: «Солнышко мое. Кажется, спит». – Спокойной ночи, Митенька, – прошептала она, и полоска света исчезла. Митя завернулся в одеяло еще плотнее и улыбнулся своим мыслям. Мир устроен правильно. За все, за все будет расплата. Интересно, кстати, а как там Птицын? – Митя даже еле слышно рассмеялся от сознания полного и окончательного счастья. Так – посмеиваясь, с этим риторическим вопросом в голове – Митя и уснул. Ему пригрезилось бескрайнее алое небо. И небо было горячим, как гигантская сковорода. И небом этим владел только он один – Митя. Правда, во сне его почему-то звали Ваалом. Так летел маленький ангел мести Ваал: переполненный древней несокрушимой силой, раскаляя собою воздух, поджаривая заживо случайных птиц. Предстояло сжечь еще великое множество душ.
Мара сегодня была очаровательна необычайно – как сама весна, начинавшая щебетать за окнами школы – и кажется, даже обращала на Митю свой дымчатый взор значительно чаще, чем прежде. Еще бы она не обратила… Впрочем, в последнюю неделю (неделю, надо сказать, весьма неудачную для тех, кто когда-либо обидел Митю) его не покидало подозрение, что Мара знает о нем, что она, возможно, обо всем догадалась – и потому так глядит на него. «Ничего. Ничего, – размышлял Митя. – Мы теперь похожи. И она точно будет моя. Ведь я так хочу». Когда после уроков Мара сама подошла к нему и предложила, чтобы он проводил ее домой, Митя даже раскраснелся от счастья и полностью утвердился в собственном могуществе. – Я давно хотела поговорить с тобой, Митя… – начала Мара, когда они отстали от прочих детей и направились сквозь глухие гаражи к ее старенькой пятиэтажке. – Да… – Митя с трудом сдерживался, чтобы не расхохотаться: он ощущал себя заправским кукловодом. – Ты… Ты знаешь?.. – Конечно, – уверенно прервал ее Митя. – О твоих чувствах? Я всегда знал, что ты когда-нибудь… – Ты не понял. Ты знаешь о том, что стало с Птицыным? – Ай-я-яй, – неожиданно для себя причмокнул губами Митя. – Молоко-то сыночку не помогло… А что с ним? – уточнил он на всякий случай. – Не притворяйся. Птицын умер в больнице. Вчера. В школе еще не знают. – Правда? – почти не удивился Митя, пытаясь хоть как-то подавить заклокотавший в груди восторг. – И что? Тебе его жалко? Мара остановилась и серьезно посмотрела на него. – Не в этом дело. Я чувствую… – Что же? – Чувствую, что все это… сделал ты. И с Савенковым. И с Карпенко тоже. И с другими. – А что, если это так? И откуда ты знаешь про Птицына? – Митя попробовал схватить Мару за руку, но та порывисто отстранилась: – Не важно. – Не играй со мной, – мрачно предупредил Митя. – Как же я тебя презираю! – в огромных Мариных зрачках отчетливо засверкал гнев. – Ты так и остался ничтожеством. – Замолчи! Мите захотелось ударить ее, заставить проглотить собственные слова, изжить со свету. Но Мара не унималась. Наоборот, слова лились из нее сплошным неудержимым потоком: – Ты даже стал хуже. Да! Жалкое насекомое, которому дали то, что ему не принадлежало. Ты просто слизняк. Жестокий младенец. Где твоя соска?.. – Заткнись! – Ты ничего не понял. Я… – Мара на мгновенье замолкла, и вдруг голос ее сделался стальным: – Я дала тебе эту Силу! – Что?! – Я отдала тебе ее. Всю! Понимаешь? У меня теперь ничего не осталось. Только я сама. Я считала, тебе она нужней. Я надеялась, ты станешь сильным и чистым. А ты… ты способен лишь на мерзости. – Заткнись! – заорал Митя. – Ты все равно будешь моей! Ты осталась такая же. Я знаю. Ты все лжешь. Но я и тебя одолею! Потому, что я сильнее! Сильнее всех! Мое имя Ваал! Он задыхался от злобы, от осознания того факта, что он не избран небом, что всего-навсего какая-то сопливая ведьма из жалости… – Я-то думала, – внезапно всхлипнула Мара, – ты когда-нибудь назовешь меня… Машей. – Какой еще Машей?! – завопило то, что было Митей. – Да ты просто маленькая сучка! И сейчас ты отведаешь МОЕГО МОЛОКА! Он сгреб ее в охапку, заткнул рот и потащил в еще голые кусты за гаражами, в грязь. Он принялся стаскивать с отчаянно царапающейся Мары юбку, разрывая податливую ткань. Через минуту он победно осознал: Ваал наконец-то стал Мужчиной.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]() ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 19.05.2023 «Новая Литература» – это журнал, где реально можно встретить подлинно художественную прозу и даже поэзию, и это огромная удача для всех нас, читателей, что каждый месяц мы можем совершать всё новые и новые открытия. Огромное спасибо его главному редактору Игорю Якушко и всем его авторам. Марина Ханмари 19.05.2023 В номере журнала «Новая Литература» за апрель 2023 из безусловно понравившегося – «Заметки русского сюрреалиста». Автор, как из пещеры Али Бабы, вытаскивает самоцветы смыслов, неожиданных образов, роскошное словотворчество! Влюблена в его тексты. Марина Рыбкина 02.05.2023 Проект Игоря Якушко «Новая Литература» является уникальным изобретением 21 века, способным не только оживить, но и полностью реанимировать русскую литературу. Виктор Тихомиров-Тихвинский Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|