HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Александр Асадчий

Поэтическое творчество как способ мышления

Обсудить

Статья

 

критерии эстетического маргинализма в контексте русской литературной культуры

 

Опубликовано редактором: , 20.04.2008
Иллюстрация.  Автор: Аржанов Михаил.  Название: Одинокий полет.  Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/3/4779/picture/0/86446.html

 

 

 

В основе вдохновения лежит неизвестность. Мы не знаем, почему это происходит, но это происходит, и в итоге – вдохновение и его тайная, непознаваемая сущность.

 

«Сочинять стихи, придумывать» по-немецки dichten. Немецкий омоним dichten означает «уплотнять, заделывать». В этом случае я абсолютно согласен с немецким языком: создавать стихотворение ничто иное, как уплотнять маленький эпизод жизни своими ощущениями, фантазиями, идеями. И даже «заделывать» имеет отношение к поэзии. Особенно, в том случае, если ты пишешь стихотворение, потому что не можешь не писать.

 

Если поэт может и должен быть субъективным, то его критик, литературный, обязан придерживаться объективной оценки, так как субъект творчества – поэт – объект его деятельности.

 

Алексей Алехин заявил – не надо рассуждать в поэзии. Мы считаем, что возможно и даже необходимо мыслить посредством поэзии; поэзия – такое же средство познания окружающего, как и способности человека. Помимо этого она выражает отношение субъекта к объекту и процессу познания.

 

И ритм, и рифма – все это средства создания гипноза читателя, некоего литературного оцепенения – отсюда вытекает важность формальных аспектов стихотворения. К художественности они имеют такое же отношение, как и образность (см. А. А. Потебня), иначе говоря, являются лишь элементами ее.

 

Самое существенное в поэзии – это ее сущность, может быть даже некий универсальный «сдвиг» (см. А. Крученых) части окружающей действительности, которая доступна восприятию творца. 

 

Когда поэт отказывается от средств, создающих литературное оцепенение, у него остается лишь поэтическое мировоззрение, иначе говоря, суть поэзии, которая состоит в содержательном «сдвиге» окружающей действительности и создании нового мира.

 

Поэт – носитель поэтического мировоззрения. Чрезвычайно сбивает с толку обобщенное понятие поэзии, то есть совокупности творчества многих авторов, составляющих течение литературного процесса. Поэзия первоначально индивидуальна, это отражение личности поэта, который, в свою очередь, создает реальность поэзии посредством «сдвига» реальной действительности. Поэтому опасно, в лучшем случае невозможно, навязать новому творцу какие-либо эстетические принципы. Они ему либо не нужны, либо войдут естественным путем.

 

 

 

Поэзия – это приобретенный инстинкт человека

 

Гумбольдт говорит: «Язык – это деятельность по переводу внешнего мира во внутренний». Опираясь на определение Вильгельма Гумбольдта, можно сказать: поэтическое творчество – это всегда деятельность по переводу окружающего мира сквозь внутренний мир творца для создания субъективной художественной реальности, которая при определенных обстоятельствах становится достоянием общества.

 

На многих давит «стереотип поэзии». На деле это стереотип литературной традиции или частного восприятия поэзии.

 

Поэзия сегодня приняла позу. К великому сожалению, это становится традиционным:   теперь   не поэт   создает   образ      

(image), а имидж создает поэта. Зачем писать стихи, если достаточно активно жизнедеятельствовать! Потомкам и истории изящный творческий кукиш.

 

 

 

Усложнять мир стоит только талантливо

 

Единственный критерий в искусстве – талант, цель – внутренняя свобода посредством возможно полной самореализации.

 

Стихи, как детей, по заказу не рожают.

 

Вдохновение могут отрицать бездарности и мистификаторы.

 

Для восприятия художественной самодеятельности от зрителя требуются усилия. В отличии от самодеятельности произведение искусства захватывает, и ты уже не зритель или читатель, а сопереживающий участник.

 

Эмоции, сильные чувства как бы делают художественное произведение поэтическим. Но, как ни странно, основной особенностью лучших авторов литературной группы «Персоны» является благородная сдержанность, что внешне не отражается на образности поэтических произведений.

 

Экспрессия – это благородная истерика.

 

Иному таланту не хватает смелости, но чаще наоборот.

 

Относительно многочисленных нерукотворных памятников: бессмертие и есть живой труп.

 

Это огромный талант создавать то, что интересно другим и себе.

 

Профессиональный уровень важен для автора потому, что это, может быть, единственный критерий достойного художественного произведения, поскольку высшего – нравится самому себе – практически невозможно достичь. Не путать с эмоциональным удовлетворением в процессе творчества. Быть может, это одна из причин творчества – самосовершенствование посредством поэзии.

 

Стихотворение очень похоже на человека: у него есть структура, форма (физиология), оно живет и умирает, и самое главное – в стихотворении есть нечто, похожее на человеческую душу, что делает стихотворение поэтическим, живым явлением.

 

Стихотворение является стихотворением не потому, что оно выглядит как стихотворение, а потому, что оно есть стихотворение.

 

На всякое правило есть исключение.

 

Смерть Анны Карениной – нелитературная смерть. Это антиэстетично, бросаться под поезд такой прекрасной женщине. Толстому строгий выговор.

 

Современным поэтам не хватает ответственности за сказанное.

 

Это ошибочное мнение, что поэт   что-то    должен.   Творец

(употребляю как синоним слова «поэт») – не должностное лицо. Но при этом лицо ответственное. То есть поэт не должен, а ответственен. Перед кем отвечает поэт? Перед своим талантом или своими возможностями. Не поэт становится известным, а его реализованные возможности.

 

Безделье дает возможность заниматься собой. Занятой человек себя не знает.

 

Стереотип «русская душа – многогранна и непознана» имеет место быть лишь по той причине, что русские поэты не обременены делами внешними, они занимаются собой. В противном случае, особенно это заметно сейчас, творец вязнет в повседневности и, в лучшем случае, превращается в журналиста.

 

Все хорошее начинается с сомнений.

 

Поэт слишком громко звучит и слишком мало значит.

 

Что можно написать, когда ничего не хочешь писать? Можно написать, что ничего писать не хочешь.

 

Рифмовать любая блядь умеет.

 

Слова имеют ценность сами по себе. Составленные в определенной последовательности, они лишь вызывают резонанс совместного воздействия на читателя, если гармонично сочетаются друг с другом.

 

Не теория создает искусство, а искусство создает теорию.

 

Автор пытается быть искренним, по мере сил. А вот испытывает ли   подобные чувства   читатель. Имеет ли смысл   говорить об ответственности   читателя   перед автором того произведения,   которым   он заинтересован как читатель!

 

В настоящей поэзии одно слово должно рождать другое слово, должна соблюдаться логика поэзии. Избранная последовательность слов – это и есть поэзия. Из этого положения вытекает свобода и многообразие форм поэтического произведения.

 

Логика поэзии – это невозможность нарушить божественную последовательность слов.

 

Русская литература слишком нравственна по содержанию и очень безнравственна в биографиях.

 

Прекрасное в литературе вызывает скуку. Стремление к прекрасному – сочувствие. Сопереживаешь несчастному неудачнику.

 

Только когда ты видишь за словами жизнь, интересно читать.

 

Слова – живые существа. Есть слова с родословной, ведущие свое начало с незапамятных времен; есть слова-приспособленцы и слова-чиновники; слова-выскочки, слова-интервенты... Одним словом, начинающий поэт находит целый мир слов, где они живут, влюбляются, женятся, рождают себе подобных, враждуют... Нужно уметь видеть этот мир. И не ломится в него, как слон в посудную лавку.

 

Когда много читаешь, невозможно хоть что-нибудь не написать.

 

Не о чем писать, а хочется – подражайте. Просто подражайте. Это ценится.

 

Поэт пропускает через себя, с позволения сказать, весь окружающий мир. Это дает поэту основание говорить о мире, высоком и т. п.    как о чем-то обыденном.

 

Поэт, поскольку он переводит с внутреннего языка на внешний, функционально является переводчиком.

 

Бесполезное, но красивое настолько, что жалко выкинуть, – это произведение искусства.

 

Раньше звук обозначал понятие. Сейчас это очень редкое явление – понятие чаще всего обозначается сочетанием звуков. Тоже самое имел ввиду В. Хлебников, говоря, что каждый согласный звук имеет свое значение. Однако, взявшись определить эти значения, он, в сущности, не смог этого сделать. Гласным же звукам он вовсе отказал в понятии. Даже в содержании отказал, по его мнению, гласные звуки выступают лишь в качестве связующего материала между смыслонесущими согласными. Это произошло по причине того, что Виктор Владимирович не учел актуального момента времени, когда началось смешивание значений и содержаний звуков. Сегодня зачастую нельзя расчленить сочетание звуков, потому что оно является минимальным понятийным единством.

 

Существует довольно простой способ создавать хорошее художественное произведение. В узнаваемое, традиционное вставить сложное, неожиданное, оригинальное. В итоге мы получим художественный контраст, интересный умному читателю.

 

Хороший поэт – это явление культуры. Просто поэт – это жизненное явление. Гениальный поэт – это культурное явление жизни или жизненное проявление культуры.

 

Несерьезные люди – это те, кто не задумываются о своих перспективах. А перспектива у любого человека одна – смерть. Что это такое? – основной вопрос. Как к этому относиться – второй по важности вопрос. В конце концов, все мы люди – неужели мы не интересуемся своим будущим? Правда, отсутствие интереса можно оправдать отсутствием будущего.

 

Пушкин говаривал: Цель поэзии – поэзия. За это и любим его, эфиопа русского. Особенно с филологической точки зрения. Ведь и цель филологии тоже филология. Вещицы в себе. Интересно, что бы сказал по этому поводу Некрасов. Обматерил бы, наверно.

 

В нашем кругу многие создают тексты. Это безобразие.

 

Читая рассуждения о нынешних претендентах, имеется ввиду 1998 год, на Букеровскую премию, я зацепился за спорное мнение   Виктора Сосноры «...писать – это очень дорожить жизнью». Далее без комментариев по существу. Стремление к бессмертию – это преодоление жизни. Писатель рисует свой мир, создает не просто художественное пространство, а пространство, в котором он хочет и может существовать. Почему он это делает? Проще всего предположить, что его не устраивает реальный существующий мир. Но на это можно возразить, что и свой художественный мир творец создает из кусочков реального. Просто составляет их в единое целое в произвольном, с чужой точки зрения, порядке, по собственному хотению.

Тогда утверждение «писать – это очень дорожить жизнью» априорно. Вопрос только в том, что это за жизнь. Реальная или, ляпнем не глядя на последствия, ирреальная, то есть в своем художественном мире.

Кстати, в связи с вышесказанным, возникает еще один очень интересный вопрос. Бесспорно, окружающая действительность, и тут уже неважно, реальная она или ирреальная, воздействует на любой субъект, в том числе и на своего творца. Так вот, самое интересное в вопросе, каким образом созданное отдельным творцом художественное пространство воздействует на своего творца? Круг тем, образов, мыслей, которые создал творец, срастаясь, образуют живое материю, в которой художник постоянно существует.

Или может, создав одно художественное пространство, творец стремится вырваться из него, чтобы иметь возможность создать новое? Вопросы один другого интереснее.  

 

Маргинализм как эстетическая категория стал оформляться во время четкой дифференциации литературных родов. Более подробное оформление произошло во время дифференцирования жанров литературы (речь идет о литературном маргинализме, однако возможно предположить, что подобная ситуация складывается в любых видах искусства). То есть маргинализм – это произведения вне традиционных стилевых и жанровых границ или затрагивающие несколько стилей и жанров.

 

 

 

502 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 03.10.2024, 13:05 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

иван щукин аудиокниги . https://ac-tulskaya.ru автокредит на новый автомобиль кредиты на новыи автомобиль.
Поддержите «Новую Литературу»!