HTM
Кто победит в Конкурсе грязного реализма?
Проголосуй до 15.07.2024
Выбери лучшие рассказы!
До конца голосования осталось:

Александр Асадчий

Эпиграф как средство создания нового произведения

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: , 2.05.2008
Иллюстрация. Автор: Лосев Григорий. Название: "Свинка уходит, мышь приходит". Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/3/3153/picture/0/66398.html

 

 

 

Если верно утверждение, что любые литературные опыты (работы) в конце ХХ века не несут ничего нового, выступают уже в сформированном искусственном пространстве, то зачем каждый раз определять причины своего творчества, достаточно лишь того, что интересует творца – следствий (см. Ж.-Ф. Жаккар // Об отсутствии детерминизма в творчестве Д. И. Хармса).

 

Иначе говоря, достаточно выбрать соответствующий контекст и любое индивидуальное языковое явление станет явлением литературы: оно будет введено в художественный контекст предшествующей литературы (истории литературы). История литературы – это не только развитие, движение словесного, художественного искусства, но и тот материал, который находится в движении, то есть само художественное словесное творчество.

 

В отношении контекста автор выступает как пользователь. Например, можно взять идеопроизведение «мудр-др-др», поставить его в контекст, который так или иначе создаст новое художественное произведение. В узком смысле, создаст множество различных содержаний в одном художественном произведении.

 

Эпиграф, как и любой другой способ введения в контекст литературы, может неузнаваемо изменить тему, проблему стихотворения. Например:

 

 

Одинокая мышка
в ящике...
Целый день.
И спит как будто.
Снова утро.
Спит.
– Мышка.
– Мышка.
В мягкий ватный саванчик
уютный сутки.
– Мышка.
– Мышка.

– Аааа...

 

 

Первый эпиграф: «Его неудержимо влекло к знакомствам, но каждая новая встреча усугубляла усталость» Ф. Кафка.

 

Желание «деятельствовать», иначе, быть в обществе (это и есть современный вид деятельности, который не удовлетворяет внутренним потребностям развитой экзистенции и приводит к конфликту между единичным и общим (общественным)) невозможно, но не по причине пассивности субъекта, а неких объективных факторов. Я хочу, но не могу (без потому что).

 

Второй эпиграф: «Наш век – таинственный и пестрый маскарад. Такого не найти ни в песне нам, ни в пляске. Где ум давно надел дурачества наряд, а глупость щеголяет в умной маске» У. Шекспир.

 

На первый план выводится причина бездействия субъекта, о которой не говорится, но, тем не менее, суть ее проясняется: быть бездеятельным (иначе в глупой маске), чтобы не быть в умной маске.

 

Третий эпиграф: «Она тварь неразумная, с нее и взятки гладки» И. Шмелев.

 

Таким образом, мы конкретизируем главный образ. Спящая мышка – это уже не олицетворение, а непосредственно животное, мышка. Спит и пусть спит, с нее взятки гладки. Конфликт стихотворения, проблема: действие или бездействие – редуцируется.

 

Четвертый эпиграф: «Говорят, что у счастливых людей нет истории...» С. Моэм.

 

Мы возвращаемся к образу мышки. Теперь это аллегория счастливого человека. Бездеятельность не оставляет следа, то есть не имеет истории. Иначе говоря, счастье – это прекрасное «ничегониделание».

 

Пятый эпиграф: «После каждой потери остается пустота» Ю. Гальперин.

 

Бездействие – это смерть.

                   

Шестой эпиграф: «...произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца» С. П. Дягилев.

 

Мышка – это автор произведения. Можно также выделить более частное отношение стихотворения и автора: ситуация выбора бездействия соответствует авторской точке зрения.

 

Приведенных примеров, как мы считаем, вполне достаточно для подтверждения возможностей вхождения в контекст мировой литературы и разнообразия смысловых возможностей индивидуального текста при его введении в контекст мировой литературы с помощью эпиграфа.

 

 

 

982 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.04 на 27.05.2024, 18:48 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

27.05.2024
У вас очень достойный проект! Горжусь, что однажды и свой рассказ прислала на ваш сайт.
Галина Врублевская

27.05.2024
Мне интересны новые веяния, темы, разные литературные приемы и методы повествования различных событий, которые освещаются в произведениях Вашего журнала. Современные авторы интересно оформляют свои чувства и мысли в современной действительности. Просто интересно.
Геннадий Винокуров

17.05.2024
Особенно радует наличие в журнале редакторского отбора. Это как огранка алмаза, что придает ему большую ценность в глазах искушённой публики.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

роман злотников аудиокниги
Поддержите «Новую Литературу»!