HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Записки филосшедшего

Обсудить

Критический обзор

 

Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.04.2008
Оглавление


1. О литературной критике современной русской поэзии
2. Точка зрения – точка опоры

О литературной критике современной русской поэзии


 

 

 

1

 

Написание "чего-нибудь критического" очень долго не шло дальше ленивого пролистывания всех трех номеров альманаха «Открытая мысль», увидевших свет к настоящему времени и живущих, как и положено, своей жизнью. Нет, нет, издание – номер к номеру – интересно, привлекательно, читай – не начитаешься. Но в заданном направлении дело не двигалось. Да тут еще один из моих виртуальных френдов процитировал в своем «Живом Журнале» Эмиля Чорана по его книге «После конца истории» (СПб, "Симпозиум", 2002; переводы с французского), – словно желая оправдать меня.

"Всё, что имеет определенный предмет, становится в тягость: военные тяготятся войной, кабинетные ученые – кабинетом, это относится и ко всем прочим занятиям".

Нет, нет, писать я страсть как люблю: хлебом не корми, только дай посочинять. Но кропать "предметное" и выпускать наружу то, что само просится из души, – это, простите за набивший оскомину одесский колорит, две большие разницы. Вот и предпочитал я изо дня в день не "кропать", а "выпускать": ведь не критик я по природе своей, но поэт в первую голову. Оттого столь упорно и не лезла в нее, голову, прозаическая "обязаловка", что из нее "самотеком" шли поэтические "струи", – свои, родимые, сладостные для себя...

И решил я однажды пройтись-таки критическим взором по тем из поэтов, чьи произведения фигурируют во всех трех номерах издания. Ведь сей факт, прежде всего, свидетельствует не о мошне, не о платежеспособности авторов, а о том, что они чем-то или каким-то образом пришлись "ко двору". Но пока топтался я на месте в сомнениях, с кого же начать, – с того ли, кто более-менее импонирует мне (Константин Брыляков), или с той, что вдрызг не нравится (Элеонора Ещина), – я вдруг был подхвачен неведомой силой, которая занесла меня в раздел «Философия», о которой я как-то и не помышлял…

Впрочем, вначале все-таки разделаюсь с поэзией, вернее, поэтами, а еще правильнее, критикой творений, проходящих по разделу «Поэзия».

 

 

2

 

«Стихия стихов». Так сокращенно я его именую. Произведение было написано не из-под палки-"обязаловки", но исключительно по велению сердца, на одном дыхании (в течение всего лишь десяти дней!), специально для интернет-журнала «Новая Литература», где оно впервые, сразу же, вне очереди, и увидело свет. Впоследствии эссе поселилось и в «Литературной сети», а в свой час – и в альманахе «Открытая мысль» (№3, стр.179-188, Москва, 2006). В «Стихии стихов» я семерых из девяти поэтов первого номера названного альманаха (Москва, 2005) расхваливаю, некоторых – весьма и весьма, но ни один из них не соизволил связаться со мной (кроме Марата Аваз-Нурзефа, конечно!). Здесь дело вовсе не до их благодарностей – вроде бы пережил! И не в элементарной этике – это не мои проблемы! Неужто эссе – глас вопиющего в пустыне?! – вот этот вопрос меня как автора не может не занимать…

На критику "вживую" (в смысле, на интернет-форумах, в гостиных, "живых журналах" и прочих блогах) авторы в лучшем случае вежливо отвечают: "Спасибо за ваше мнение, но я остаюсь при своем".

Но главную особенность настоящего момента я вижу в том, что размах "ножниц" современной русской поэзии и поэтических вкусов столь огромен, что лучше не оценивать из каких-либо литературоведческих "окопов" ни произведения, ни авторов, ни читателей.

Да, между различными "окопами" идет непрерывная "перестрелка", часто на "поражение", но ради узких, "окопных", или лично-амбициозных интересов, при которых Литература, Поэзия, Жизнь частенько, как любят сейчас выражаться, отдыхают...

Потому-то и сложилось у меня внутреннее убеждение: литературная критика в современной русской поэзии себя изжила!

Несколько раньше того момента, когда появилась эта формулировка, другой мой френд, вернее, другиня, в нашей с ней приватном диалоге в моем ЖЖ критику поэта, пусть и под другим углом зрения, но тоже отвергала.

"...знаю, что Вы меня поймете: настоящий поэт не нуждается в проводнике и не нуждается в критике. Единственное в чем он нуждается – это в Боге... Критика еще никогда не провоцировала к жизни Поэзию, псевдопоэзию – да, но Поэзию – никогда... Думаю, здесь можно обойтись и без фамилий, хотя если постороннему читателю вдруг станет интересно – пусть поразмыслит над Рембо, Траклем, Гельдерлином..

Настоящий поэт уверен в себе – и это аксиома. Это – как любовь. Великий Влюбленный не задается вопросами о сущности и форме Любви – он пребывает в сакральном Любви, проще говоря – любит... В моих словах нет ничего, что указало бы на мою глухоту и слепоту, черствость, самовлюбленность и т.д. Хотя, между нами говоря, любой поэт – Нарцисс, и вглядываясь в зеркало, он видит Красоту, но ведь зеркалом может быть не только озеро – не правда ли? – но и другой человек, другой поэт, поэтическое...

Я действительно не боюсь полемики, просто я считаю, что она совершенно ничего не дает для взлета волшебства Поэтического. Полемика по поводу поэзии и сама Поэзия находятся в совершенно разных плоскостях. Эти плоскости не встречаются..."

К слову сказать, такого же сочетания: образованная, эрудированная, умная, возвышенная, тонкая и в то же время красивая внешне, – я больше не знаю. Литературное творчество этой личности, сконцентрировавшей – так уж получилось! – свои принципы в приведенном выше высказывании, адекватно названным ее достоинствам. Да простят мою пристрастность другие женщины, поэтессы и переводчицы!..

Вообще-то, пусть она, критика, разбирает произведения классиков или начинающих авторов (школьные стенгазеты, начальные ступени мастер-классов, институты), помогает "детям" преодолевать "болезни роста". А дальше – не разбор (и разборки) требуются, а публикации, поощрения, хвала, гонорары, премии, читательское признание. Так как со всем этим сейчас чрезвычайная напряженка, то авторы пытаются прорваться (из "тоннеля" – к "свету"!) через Интернет, а если "в бумаге", – то за свой счет. В последнем случае критика и вовсе становится неуместной, даже неприличной. Что хочу, то ворочу, ибо сам за всё плачý! Не критика нужна таким авторам, но комплиментарные и комплементарные рецензии. А еще больше – разъяснения и комментарии к стихам. Ибо сейчас сплошь и рядом встречаются такие вирши (особенно в Русском Зарубежье, да и среди авторов-россиян немало тех, что также следуют западным и прозападным образцам), которые без перевода (с русского – на русский!) либо малопонятны, либо будто писаны незнакомым языком. Бывает, что "перевод" и вовсе невозможен.

Переводы и "переводы" – не моя сфера…

А от критики – увольте! Не делайте из меня некрофила, деятели литературы и вершители литературных судеб. Не ждите больше от меня критических разборов поэтических, рифмоплетных, стихообразных и стихоциозных творений…

 

 

 


Оглавление


1. О литературной критике современной русской поэзии
2. Точка зрения – точка опоры
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить станок абразивный отрезной www.mta33.ru. . Самая подробная информация парапран с химотрипсином здесь.
Поддержите «Новую Литературу»!