HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 г.

Иван Азаров

Охота на отражение

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.09.2007
Оглавление

1. Ангелы беспечны
2. Аргентинские мотивы тевтонского диспута
3. Взгляд изнутри

Аргентинские мотивы тевтонского диспута


…Встреча с людьми, которые наглядно, приводя многообразные и разумные доводы, доказывали мне, сколь неразумно с моей стороны вести такую жизнь, и тщились направить меня на менее тесный путь.


 Мигель де Сервантес Сааведра.

 

 

1. – Я все-таки не стал бы столь категорично отметать тот или иной вариант, – заметил Инго. – Но я склоняюсь к тому, что жизнь в деревне гораздо ближе к истинной сути человека. Жизнь в провинции означает возврат к прежним временам, когда мы находились в гармони с природой. В деревне же все гораздо проще, жизнь там течет как будто невзначай. У нас найдется время выслушать голос собственной души. Понимаешь, деревня – совсем другое дело…

2. – Не знаю, что ты, дружище, понимаешь под словом «проще», – возражал Ульрих, отрезая кусочек мясного рулета, – проще-то как раз городская жизнь. Для нас, почтенных бюргеров, бытовые проблемы отошли на второй план, мы не обращаем на них внимания и делаем, чего вздумается. Одежду в прачечную, посуду в раковину, а поесть можно и в ресторане. В деревне каждая из означенных операций заняла бы уйму времени. В деревне бы мы с тобой не посидели за кружкой эля в закусочной!

3. – Зачем ты придираешься к словам, они лишь хрупкие веточки на древе значений и смысла. Слова – не более чем обозначения, вся суть в том, что под ними скрывается. Друзья вполне могут позволить друг другу общаться на языке значений, понимая истинный смысл в силу многолетних привычек. Я имел в виду огрубление жизни, ее спрямление. Когда-то примитивизм спас живопись, также он может показать с новой стороны красоты обыденных церемоний. На завтрак молоко с хлебом. С утра, под нежным утренним солнцем, по проселочной дороге к колодцу за водой. Середина дня занята продолжительными походами по окрестностям. Холодной водой моем тарелки после обеда. Вечером – долгие прогулки за околицу по одной и той же дороге. Тебя не пленяет ласковая размеренность сельской жизни? Нежные прикосновения уездного времени?

4. – Когда мысль надевает наряды, сшитые из слов и предложений, она теряет первоначальный облик, не так ли? Так что я вправе понимать твои слова, как пожелаю. Насчет простоты я понял, можешь не перебивать! Но попробуй представь, как ты заперт непогодой в своей избушке с небогатым багажом развлечений и литературы. Что прикажете делать? Идти в гости, а если не к кому? Перечитывать пыльные журналы? Играть в слова, рисовать пальцем на запотевших стеклах, топить печь? А во владениях цивилизации чувствуется биение общечеловеческой жилки прогресса. Близость музеев, картинных галерей, библиотек внушает непоколебимую уверенность в безбедном будущем, если говорить о культуре. Обширные пастбища информации: информационный голод в отличие от обыкновенного всегда достоин утоления. Города окружены аурой духовности, они – оплоты борьбы со скукой. Широкие проспекты, подземные дворцы метро – жизнь, полная контрастов, заставляет размышлять и развиваться.

5. – Ули, иллюзия причастности к некому умозрительному фонду общечеловеческого блага – не лучший довод. Ты бы еще завел речь о наивных теориях немецких романтиков. Люди волне способны развиваться и творить в одиночестве.

6. – Да черт с ней, с ноосферой. Я прибегну к доводам эмоционального свойства. Я возвращался на поезде из утомительной экспедиции по северной тайге. Путь наш до этого пролегал неподалеку от Байкала, по различным хребтам и долинам. Конец лета выдался достаточно прохладным. Любая тропа казалась нам знаком свыше, наградой за примерное поведение, потому что, в основном, приходилось идти через бурелом. Порой мы поднимались вверх по хребту, покрытому широкими трещинами: каждый шаг был чреват опасностью. На курумниках рос кедровый стланик: карликовая форма кедра, скрученная ветром. Этот кустарник еще более затруднял перемещение. Угрюмое однообразие ландшафта, дурная погода, тоска по человеческому облику утомляли нас неимоверно. И потом, уже на обратном пути я вышел подышать на промежуточной станции. Город промышленного назначения был со всех сторон окружен тайгой, и холмистый рельеф существенно уменьшал область видимого. Шел непрерывный дождь, температура была не выше десяти градусов. Я подумал: «Неужели такая отвратительная погода воцарилась по всей негостеприимной России?» И везде одна проклятая лиственница! Удручающее всевластие природы, ее отвратительное равнодушие лишало меня способности трезво оценивать окружающую обстановку. Я только и мечтал о том, как бы поскорее очутиться во владениях, целиком подчиненных человеку.

7. – Дружище, – начал Инго, отрезая колбасы, – природу необязательно укрощать или украшать. Природа имеет смысл сама по себе, не только в виде ухоженного парка или изумрудного газона. Смысл, скрытый в ненавистной тебе субстанции, заключается в свободе, в стихийности, в волевом порыве. Скажем так, я восхищен твоим выступлением. Восхитительное красноречие докладчика пробрало меня до дрожи. Ты был великолепен в своем пафосе страдания и мученичества. Однако, повторюсь, оно окажется ни к чему, когда окажешься в деревне. Относительный уют, довольство, возможность заняться любимым делом, развеют твою тоску. Кроме того, вспомним Эдгара По: он полагал, природа не лишена чувства прекрасного, некоего элемента искусства, творчества. Великолепные пейзажи возникают и без участия художников со стороны. Эстетически природа ничем не уступает творениям рук человеческих.

6. – Как сказать, как сказать! С такой точкой зрения согласятся не все исторические деятели, любимцы будущих Плутархов. Иной точки зрения придерживался Маяковский, считавший, что человек сам творит собственную среду обитания, не признававший великолепие природы, сотворенной Господом. С его стороны такая позиция была вызовом сложившимся нормам морали, опровержением мифа о Вавилонском Столпотворении. Не понимал восхищения красивыми видами Довлатов – любитель посмеяться над туристами. Ему казалось примитивным находить интересное ли, прекрасное ли в пейзажах, лесах, гремящем оркестре природы. Хотя, не исключено, он просто позиционировал себя, как чахоточного продолжателя скромных традиций Антона Павловича. И эта позиция была лишь элементом выбранного амплуа. Строчку о победе человека в борьбе за красоту мы сможем найти и у Шекспира: более авторитетного представителя культурной отрасли человеческой деятельности нам не найти. Драматург устами поэта из «Тимона Афинского» говорит о штрихе в картине художника:

 «Саму природу учит он! Искусство,
 Заложенное в нем, живее жизни».

Таким образом, я взываю к духам великих предшественников, дабы усовестить и образумить своего невежественного товарища. Почему бы не поверить им, не внять их интуиции, не прислушаться к их опыту, растворенному в глубине веков?

5. – Ули, иллюзия причастности к некому умозрительному фонду общечеловеческого блага – не лучший довод. Ты бы еще завел речь о наивных теориях немецких романтиков.

4. – Если б ты был не жалкий смерд, а кавальеро, – невозмутимо заметил Ульрих, – я бы тебя наказал за твое безрассудство и наглость.

3. – Полно играть словами и придавать им значение большее, чем они того заслуживают! Они всего лишь рабы наших стремлений, чувств, устремлений, а потому не стоит на них полагаться. И самый верный слуга способен преподнести сюрприз, взбунтовавшись. – Оконные стекла задрожали, чуя приближение поезда. Железнодорожные пути проходили совсем неподалеку от ресторана. Инго посмотрел на желтую лампу через стакан с чаем. – В итоге, что мы выяснили по предмету спора. Начну, пожалуй, я. Первая из причин, свидетельствующая в пользу выбора сельской местности в качестве территории, на которой ты желаешь обосноваться – этическая. Как можно, пояснить сей пункт: выбор, сделанный в пользу деревни, свидетельствует о душевном благополучии, уравновешенности, внутренней сосредоточенности. Природа растит нас мудрыми, она в любом случае не превратит нас в монстров. Умеренность ее девиз. На примере сыновей Цимбелина ясно, что природа не искореняет в нас человеческих черт, а, наоборот, предоставляет им возможность произрастать гармонично. Второй довод – эстетического плана…

2. – Впрочем, о втором доводе сегодня уже было сказано и без того немало. А вот интересный вопрос: какая жизнь эмоционально более насыщенна – в городе или на природе? В деревне мы обитаем чинно и размеренно, целомудренно и благостно храним покой. Каждое ощущение строго по расписанию, мы поглощаем настроения согласно распорядку дня. Мы здоровы и крепки, но мы начинаем скучать. Хотя, безусловно, у себя на вилле мы отлично сумеем прочувствовать вкус варенья или вдоволь налюбуемся необычным цветом неба, ведь мы никуда не торопимся. В городе же мы обуреваемы страстями, нас буквально сносит шквал, буран эмоций. Они нападают на почтенных и измотанных горожан без предупреждения. Мы не знаем недостатка в острых ощущениях, даже, напротив, начинаем брезгливо от них отворачиваться.

Какой же из предлагаемых modus’ов vivendi более предпочтителен с метафизических позиций? Честно говоря, непростой вопрос. Метафизический ответ должен содержать непонятного и смутного никак не меньше вопроса на метафизическую тему. Последуем такому рассуждению и вспомним: Париж или Город, как ни крути, это всего лишь метафора. Я бы отказался обитать в метафоре, но мы, к счастью, не обязаны каждый день кланяться Эйфелевой башне. С другой стороны, согласись, Инго: деревня – всего лишь отсрочка, промежуточный этап, попытка закрывать глаза на очевидные факты. Попытка удержаться на склоне осыпающейся воронки.

1. – И тот, и другой вариант неплохи, спору нет. Однако, не стоит омрачать наше бессмысленное пребывание в сем кабаке футурологическими фантасмагориями. Одно я скажу от себя, с большей уверенностью, нежели что-нибудь другое: мы всегда будем убегать из городов на природу, в деревни, на дачи, на виллы, в походы. Также мы всегда будем стремиться назад в свои каменные гробницы. Почему так? – понятия не имею. Должно быть, это подсознательное подражание белке, посаженной в колесо, колесо времени. И когда же нам суждено выбраться из него?

 


Оглавление

1. Ангелы беспечны
2. Аргентинские мотивы тевтонского диспута
3. Взгляд изнутри
Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 


 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 5.00 до 20.00 мск.)
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!