Анастасия Бабичева
Критическая статьяОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.09.2008![]()
Извечен спор старого и нового, спорят ли отцы и дети или классика и авангард. Современная поэзия тоже спорит. Вот они два фронта: так называемые традиционная и актуальная поэзии. Первую ругают за ограниченность формы – заперла, мол, себя в стандарте рифмованного четверостишия; за традиционность тем – «еще раз про любовь» и подобное (дескать, «сколько можно?»); за консерватизм языка – никак не отражает он реального положения дел (ну какие могут быть «очи» и «негоже» в XXI веке?). Вторую обвиняют в варварстве – ни рифмы тут, ни ритма; то язык грубый, неграмотный, как будто с забора да на книжные страницы, то словоблудие какое-то, так, что смысла даже при желании не найти. Да ведь это и не искусство вовсе! – так, свидетельствование одно, причем надуманно циничное, утрированно отчужденное. Хвалят их, собственно, за то же самое: первую за то, что ревностно бережет язык – богатый, красивый; хранит настоящую поэтическую традицию – лестную уху, приятную глазу, теплую сердцу; помнит о вечном, о прекрасном – о любви, о душе, о вере... Вторую – за то, что служит сегодняшнему дню зеркалом – честным, прямым; за то, что открыта новации и терпима. Сами же они относятся друг к другу настороженно: первая частенько задирает нос и сторонится родственницы-«полукровки»; вторая открыто бунтует и прочит первой полный крах. Вот так и живут, поэзия традиционная и поэзия актуальная.
А теперь – от рассуждений к примерам.
По всей атрибутике, да и, пожалуй, по содержанию, первые два стихотворения из сборника «Ошибочные теоремы» Станислава Бельского идут под знаменами поэзии традиционной. Вот и четверостишия то с перекрестной, то с кольцевой рифмой: Вдаль по аллеям летит пух трамваев, Вот и традиционные темы – лирика городская и лирика любовная. А вот и вовсе традиционные образы, своего рода поэтические клише: «Большими глотками пью сизый простор», «синим крылом укрывай от простуды»; и крылатый лирический герой с мольбертом, и поцелуи, опять-таки, крылатой музы… Зато «традиционный» язык богат и красочен. Автор создает из него сложный орнамент – не менее богатые и красочные образы: здесь и «зачарованная стена», и «паутинный узор», и «плакучий ветер». Эпитеты неизбиты, метафоры неожиданны: …Над улицей виснет бутыль сонной тучи, Вот только за их многообразием, грозящем перерасти скорее в нагромождение, то и дело теряется смысл. Так, излишняя декоративность первого стихотворения начинает звучать неестественно, словно автор намеренно изобретал эти все более и более нетривиальные образы – орнамент создавал ради самого орнамента. Зато совершенно естественным кажется то, что у этого стихотворения нет названия; ему мог бы подойти один из таких общих заголовков, как «Город», или «Вечер», или «Дождь» , или… Но вот звучит гимн поэзии актуальной. Это не просто «Камешки» - это целый сад камней, популярный атрибут современной жизни. Актуальная форма афоризмов; актуальные же реалии, востребованная экзотика Востока (недаром это сад камней); вещный мир во всем его разнообразии – казалось бы, от «традиционного» автора не осталось и следа. Но нет, уважение к языку, не менее оригинальные метафоры и эпитеты, а главное – мысль, не ограничивающаяся документальной фиксацией, обещающая глубину, – всё это сохраняет в работе поэтичность в самом традиционном смысле слова. В стихотворениях «Из цикла “Ошибочные теоремы”» эта поэтичность набирает силу. Ни свободная от рифмы и количества строк форма, ни легко узнаваемая, порой совсем не поэтичная реальность, ни менее щедрый и даже грубоватый язык не могут этому помешать. Наоборот, только вкупе с ними неповторимая поэтичность работ обретает законченную форму: …Одна из моих любовниц, Тихий восторг. Значит, поэзия может оставаться поэзией, не будучи при этом вымирающим видом. Значит, гармония актуального и традиционного существует. И, наверное, выглядит она именно так: Чтобы сократить путь к театру
|
Акция на подписку до 1 июня Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу. ![]() Купите свежий номер журнала «Новая Литература»: ![]()
![]()
![]() 7 причин купить номер журнала «Новая Литература» ![]()
![]() |
||
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г. Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|