Анастасия Бабичева
Критическая заметкаОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 13.07.2009![]()
Я, прежде всего, как читатель возлагаю большие надежды на современную французскую литературу – особенно на ее так называемую «популярную» часть. И новое имя в ее рядах, несомненно, заслуживает внимания. Поэтому, как говорится, permettez-moi de vous présenter – Бернар Вербер, «Империя ангелов».
Экспозиция. В окно влетает боинг, главный герой умирает, и его душа несется в мир иной – вот такое начало. Эта «Божественная комедия» на современный лад разворачивается в темпе экшна средней руки. Даже вопреки своим широким горизонтам я не могу отвязаться от характеристики, которая здесь кажется абсолютно уместной – «постмодернистская ересь». Какие-то танатонавты, мембраны, яйца… Это смело даже для самого смелого читателя, что уж говорить об остальных! И дело даже не в том, что вот так – с наскока, без уговоров и моральной подготовки Вербер прямо-таки с уверенностью сумасшедшего бросается описывать смерть, божественный суд, рай и прочие исключительно тонкие материи. Дело в том, что делается это настолько вскользь и как будто между прочим, настолько без акцентов и особого смысла, что, когда, наконец, понимаешь, что эта божественная индиана вовсе не цель – облегченно вздыхаешь…
Развитие. Динамизм обретает смысл; смысл рождает мысль – как говорится, дело пошло. Здесь не могу оставить без внимания соотечественного героя – Игоря. За исключением некоторых деталей, например, этаких простых русских фамилий Чехов и Менделеева, выдающих все-таки иностранца в этом простом русском (прошу прощения за неточность – «простом славянском») парне, его история трогает, пожалуй, больше других. Может, именно потому, что именно она происходит именно в России. И еще один вздох облегчения – на этот раз обошлось без тайги с медведями и без призраков коммунизма (которые, моё величайшее увы, до сих пор встречаются даже у хороших писателей).
Кульминация. Нельзя отказать автору в уважении к потребностям современного реципиента: дань моде на зрелищность отдана в полной мере. Космическая битва ангелов и неприкаянных душ на световых мечах и щитах, да к тому же при участии Мерелин Монро – это посильнее прочих «Звездных воин».
Финал. А вот здесь, пожалуй, чрезмерный пафос – и он тем более чрезмерен потому, что в предшествующем повествовании замечен не был, несмотря на всю тонкость материи. И этот направленный в небо взгляд умудренной и убеленной женщины, и эта не слишком тонкая метафора трех хомячков в клетке… Ждешь чего-то более изящного. Конечно, не ответа на вопрос, что же там – за Изумрудной Дверью, но, может, какого-то намека, какой-то новой тайны. Вывод. Общий интеллектуальный уровень книги я бы оценила как ниже среднего. Ниже, но не на много. Ниже, но не знак минуса. Поэтому эту книгу читать можно и, наверное, даже нужно. Пусть даже ради нескольких удачных отрывков, будь то хороший афоризм, меткое сравнение, занятный психологический тест или кулинарный рецепт. Как говорят на родине автора, pourquoi pas?
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Хундаи соната сколько ходит двигатель двигатель ремонт хундай. . Сервисы оплаты топ 12 сервисов. |