Анастасия Бабичева
Критическая статьяОпубликовано редактором: Карина Романова, 20.04.2010![]()
Несмотря на то, что эта рецензия располагается в художественном издании, говорить в ней я буду, прежде всего, не о художественном аспекте. Хотя и о нем, конечно, тоже. Потому что сборник рассказов «А из пуза карапузы…» Дины Измайловой – это не просто сказанное верно, это еще и сказанное красиво.
Первое впечатление от этих рассказов – повествование на грани. На грани прямоты и грубости, откровенности и пошлости – с самого названия: «А из пуза карапузы…». Они – дети – «бегучие, летучие, вонючие». «Они вопят так громко, так некстати пукают, пожирают песок из песочницы и изрыгают вовне такие скабрезности». Они – «лишь маленькая местечковая правда, воняющая какашками и молоком». «Дети – сосредоточие всех мыслимых и немыслимых недостатков, заключенных в единый симпатичный и пухленький организм. Они ленивы, неразумны, эгоистичны, жадны, хвастливы, трусливы, неряшливы, безответственны и совсем не парятся по этому поводу». «Они вообще очень любят вкусно пожрать, сладко поспать, им нравится базарить с приятелями и таращиться в телик». И далее по тексту.
И где, спрашивается, умилительные обороты и вербальные рюши сладкой детской темы? Где слезоточивые сцены? Ничего этого нет. Зато взамен есть, например, черный юмор о детском: фекально-оральная тема сродни пресловутым американским комедиям. Да, повествование на грани. Равно как и язык – на тонкой грани стиля и китча, вкуса и безвкусицы, сладости и приторности. Но грань ни разу не нарушена, и в результате привередливый читатель во мне испытывает экстаз эстетический – от ярчайшего языка, и экстаз эмоциональный – от всего остального.
Композиция сборника предельно проста и предельно удачна: благодаря ей, ритмизированы не только заглавия и вступления, но и весь текст – это ритм жизни ребенка.
А содержание – этакое развенчание популярных просветительских идей прогрессивного родительства: «Вы упустили свой шанс воспитать ребенка. Он вырастет невоспитанным. Ну и по фигу». «Угрозы, шантаж и взятки – главные методы воздействия в критической ситуации». И опять – далее по тексту.
И хотя сама я – приверженец именно просветительских идей и представитель именно прогрессивного родительства, и хотя мой светлый взгляд, «заточенный» Сирсами и Ибукой на производство юных гениев, то и дело застилала пелена то озадаченного удивления, то искреннего недоумения, а то и прямого возмущения, я охотно пошла на это развенчание. Да что уж там – на публичное сожжение! И если читатель во мне получил экстаз, то родитель во мне получил увесистый пинок. Нет, за сотнями почитанных страниц педагогических инструкций я не забыла о главном. Но Дина Измайлова еще раз – и до боли наглядно – сказала (прокричала!) об этом.
Вот почему некоторые отрывки хочется перечитывать снова и снова: …Для того и уши, чтобы прислушиваться; для того и глаза, чтоб приглядывать; для того и ноги, чтоб раздвигаться; для того и живот, чтоб округляться; для того и руки, чтобы подхватывать; для того и сердце, чтоб беспокоиться; все для него одного, или двух, или нескольких…
Дети живут так серьезно, не ведая, что можно жить как-то иначе. Они серьезно хохочут, серьезно притворяются, серьезно играют, полностью погружаясь в другую реальность, а, исчерпав все ее возможности, возвращаются обратно и на полном серьезе придумывают что-то новое.
Некоторые хочется заучить наизусть: Они очень крепко стоят на своих ногах, на своих маленьких толстых ножках, только ноги всегда бегают, везде бегают, за ними никак не поспеть, а надо, просто необходимо не выпускать их из виду..., чтобы не потерять. Их нельзя терять. Ни в коем случае нельзя.
Чтобы вы не делали, где бы не находились, будьте ближе друг к другу. Ешьте из одной тарелки. Пейте одно и то же. Слушайте и не зажимайте уши. Смотрите в одну точку. Разговаривайте ни о чем. Короче – ешьте, пейте, слушайте, смотрите и разговаривайте. На то вы и люди.
Некоторые хочется написать большими буквами на стенах домов: Они не цветы, не ангелы во плоти, они дети.
Ребенок (…) это не белый лист, это лист, испещренный самыми замысловатыми узорами, напоминающими иероглифы, бог знает кем и когда начертанными.
А над некоторыми строками хочется плакать – долго, горько и счастливо реветь. Потому что Бог дал мне счастье и боль понять и разделить то, о чем пишет Дина Измайлова: Я строю соломенный домик и оклеиваю стены его бумажными обоями, имитирующими каменную кладку. Стены трещат под порывами ветра. Но мое маленькое утешение – знать, что лишь я одна ведаю о хрупкости моего домика, а все остальные жильцы его так безмятежно дрыхнут под соломенными сводами его, свято веруя в их неприступность.
Да, убереги же ты их, Господи, если ты есть где-нибудь на земле этой!
И со всеми силами своей души шевелю губами в такт: Не трожь его, зайчик. Возьми лучше мячик. Не пугай его, Мишка. Скушай коврижку. Не ешь его волк. Какой в этом толк? Тебе же лисичка петь будет птичка. А мой золотой возвратится домой.
Наконец, я считаю включение этой работы в список рекомендованной литературы для самого прогрессивного родительства – обязательным.
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
масло компрессорное лукои стабио 46 купить масло компрессорное лукойл стабио 46 купить. . Зарубежная виртуальная карта: иностранные карты. |