HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Багров

Сабля

Обсудить

Повесть

 

Лесной посёлок. А в нём – мужчины и женщины, дети и старики. Здесь, как нигде, рельефно и резко обнажены две силы, непримиримо направленные друг против друга. Много в России людей сильных, но ненадёжных. Немало людей совестливых и светлых. Но светлые друг от друга так далеко. Словно стоит между ними глухой перелесок, и от сердца к сердцу не докричаться.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.04.2013
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Забродили соки земли, выгоняя наружу нежные травы. Весна! Особенно жаркими были два дня, за которые Ляля разбухла и посинела. А на третий день стал трещать и лопаться лёд. Тысячи ручейков потекли из белевших снегами лесов, впадая в реку, которая стала в три раза шире, чем летом.

На четвёртый день, когда льдины пошли шипящими косяками, с правого берега, где таился темнеющий ельник, к левому, на котором стоял Еловец, поплыла рогатая голова.

– Лось! Лось! – понеслось от воды, где проворная стайка ребят трелевала саками рыбу.

Вскоре на берег высыпало десятка два мужиков и баб.

Саблин сидел на девятом венце недорубленной бани. Он первым увидел, что зверь попал в западню. Дёргаясь мордой от проносившихся льдин, заплыл в белоснежное сало и, ослеплённый, начал метаться, ослабевая. Тут же его прибило к торчавшему из воды топляку. А нависшая где-то чуть сзади над льдиной, льдина съехала вниз и упёрлась лосю в рога.

«Ёр-кородёр! – всполошился Саблин, откладывая топор, – сейчас ведь потонет». Он спрыгнул на землю, поднял веревку, которой затаскивал брёвна, и споро спустился к реке.

Перед ним расступились. Кто-то вдогонку:

– Пустое, Веня! Не выволочь! Зря!

Саблин с разбегу вскочил на льдину, одной стороной вылезшую на берег, другой – окунувшуюся в реку. Собрал верёвку в несколько колец, сделал провислую петлю и хотел уже было швырнуть, да почувствовал: не добросит.

Рядом, шагах в четырёх, проплывала большая, но рыхлая льдина. Все так и ахнули, когда Саблин взлетел над водой, перепрыгнул, но поскользнулся и тут же пошёл вместе с нею ко дну. Когда поднялся, льдина осела, и он оказался по пояс в воде. Льдину несло возле лося. Примеряя петлю, чтоб кинуть её поточней, Саблин сделал шаг под водой. Послышался треск, с каким льдина раскалывалась на части. Проваливаясь, Саблин выбросил руку, и петля змеёй оплела рогатую голову зверя.

Посельчане уставились на стремительно плывшие по воде ледяные разломки. А потом и на Веньку уставились. Всё-таки он не остался в подводной хляби реки и вызволился оттуда. Кто смеясь, кто ругаясь и матюгаясь, наблюдали за тем, как он плыл в снежной жиже, шумно отплёвываясь от льдинок. Плыл он грузно, с верёвкой в руке, которая дёргалась, извиваясь.

У самого берега Саблину помогли – взяли верёвку и в несколько рук стали тащить на себя. И-и! Топляк наклонился. Стукнуло по нему под водой костяное копыто. И лось подался, поплыв среди рыхлого сала туда, куда направляла верёвка.

 

На берег он выходил на дрожащих ногах, хотя и большой, но какой-то весь слабый и жалкий, не способный сопротивляться крикливой кучке людей, в которой видел опасность.

– Куда его? Может, на трактор да в город, а там к Садовишенскому, на бойню?

– Лучше, едрёна-ворона, сдать в зоопарк!

– А как ты его? До этого зоопарка? По воздуху, что ли?

– А что! Воно, в Африке даже слонов перевозят на вертолёте!

– Кончай базарить! – К сохатому подошли братаны Чечулины, Шурка и Ваня, коренастые, в кепках с длинными козырьками, оба уверенные в себе, со смеющимися глазами, знавшими лучше всех, куда и зачем уведут они зверя.

Саблин, лёжа на тёплой гальке, пока поднимал свои ноги в набухших кирзовых сапогах, выливая оттуда воду, глядел вдогонку братанам, как те повели за верёвку сохатого вдоль реки, а потом – и к белевшим на взгорышке трём недостроенным баням, где и пропали из глаз.

Как и плотники-избострои, сидевшие с топорами на срубах, эту белую, из отборного леса баню Саблин строил не для себя. Подрядил их на это строительство Михаил Петрович Трофимов, выполняя заказ приезжавшего в их посёлок зама главы Бумлеспрома Заборова, которому нужно было четыре бани – одну для себя, и три – для солидных людей областного центра. У всех у них были загородные коттеджи с земельным наделом, где было оставлено место для бани.

Такая халтурка для мужиков, не имевших к весне постоянной работы, была очень кстати. Тем более, деньги были обещаны сразу же, как будет построена баня. Кто первый её закончит, тот первый их и получит. Это подстёгивало, и каждый старался пораньше начать свой плотницкий день.

Саблину было жаль времени, которое он потратил на лося. Хотел сегодня поставить стропила. Но, кажется, не успеет. Одежда на нём, словно он в Ляле и не купался, нагрелась от солнышка и работы и вскоре стала сухой.

 

После обеда примчался Юрка, младший Венькин сынок. Он у него восьмиклассник. Забрался к нему на верхний венец. Взял топор и давай делать вырубы для стропил. Потом, сияя глазами, спросил у отца:

– Чего с сохатым-то будем делать?

Саблин не сразу и понял:

– А мы тут при чём? Его ведь Чечулины увели. А куда и зачем? Этого я не знаю.

– Но, пап. Ты чего? Он ведь у нас во дворе. Туда его привели. А мамке сказали, что это ты его изловил. Ты ему и хозяин.

Какая уж тут работа после таких новостей! Саблин направился с сыном домой. По дороге расспрашивал:

– Как там, в школе-то у тебя?

– Нина Егоровна, ботаничка, говорила о наших ёлках.

– А чего говорить-то про них, коли все их вырубили вчистую, – сыронизировал Саблин.

– Вот и она то же самое. А ещё она говорила, что ёлки надо сажать. И предложила в эту субботу урок провести не в школе, а на делянке. Будем сажать там еловый подрост!

Саблин задумался. «Не биологу бы надо голову-то ломать над этим, а министру лесного хозяйства. Сколько вырубок зря пропадает, сколько бывших полей! А подрост, что сосны, что ёлки, тут и там, на каждой делянке. Бери их тысячами оттуда. Высаживай знай. Занимай посадками бросовые угодья. За каждую ёлочку – десять рублей. Даже не десять, а пять. Я бы первый пошёл на такую работу. Каждый бы день высаживал штук по сорок. И не только бы я, весь посёлок бы ворохнулся. А глядя на нас, и весь бы район. А там бы и весь деляночный север…»

– Нина Егоровна у вас – голова, – вымолвил Саблин, – быть бы ей не учителем, а министром.

Юрке смешно:

– Ну, папа, кто туда её пустит?

– Это и худо, что ходу туда для неё не будет. А то, что вы ёлки начнёте сажать – самое то! Был бы я восьмиклассник – тоже бы с вами…

 

Разговаривая, они не заметили, как прошли всю дорогу. При виде сохатого, стоявшего в глубине двора с насторожившейся головой и глазами, в которых светилась звериная дума, Саблин спросил у себя. «Ну, куда я его? Что я с ним?»

И Зинаида, выйдя из сеновала с охапкою сена, спросила его о том же:

– Слишком велик для нашего хлевушка. Куда мы его?

– Пускай постоит на воле, – ответил Саблин. – Там видно будет. Может, я его приручу, и он будет у нас, как лошадь. Хоть гряды пахать, хоть брёвна возить. Как ты думаешь, Юрка, дело я говорю?

– Ещё бы не дело! – Юрка горяч и азартен. Мысль отца ему по душе. Подхватывая её, весело добавляет: – Может, завтра на нём я в школу поеду! Верхом, как наездник!

– Да он тебя сбросит в первую лужу! И печать на тебе копытом поставит, чтоб ты никуда из лужи не вылезал! – Это Вовка. Он только что с улицы. На большом, как у взрослого мужика, лице – ироническая улыбка. Считает себя остроумным и не упустит случая, чтоб не подтрунить над братом, которого ставит всегда ни во что.

Саблину важно понять: почему один сын о животном – с такой откровенной радостью и весельем, а второй – с нелюбовью и даже злом?

– Тебе чего, он не нравится, что ли? – спросил он у Вовки.

Вовка так и уставился весь на зверя, пренебрежительно замечая:

– Конечно, не нравится! Он как пугало в нашем дворе! Такой рогатый и некрасивый! Да и воняет, как от болота! Была бы воля моя, я бы его в один миг превратил в пылающего танцора!

– Пылающего? – Теперь уже Вовку не понимает и Зинаида. – И почему в танцора?

– Да потому, что я бы горючкой его облил. И поджёг! Во бы он выпрыгнул! Прямо в небо! И поскакал бы по улицам, как танцор!

– Ты с ума сошёл! – в три голоса, как в один, вскрикнули Юрка, Саблин и Зинаида.

Сохатый продрог спиной, и копытом ударил о мягкую землю, точно услышал Вовку и он, и стало ему от этого неприютно.

– Ладно. Пойдёмте отсюда. Шумим. Оставим его. Пусть от нас отдохнёт, – бросив сено к ногам животного, Зинаида взошла на крыльцо.

А Саблин вернулся. Снял с головы сохатого спутанную верёвку. Погладил его по широкой шее и подозрительно поднял глаза на чернильную тучу, откуда упало несколько капель. «Будет гроза, – понял он, – может, укрыть его чем? – И тут же коротко улыбнулся. – Это же зверь. А разве зверя кто укрывает?»

Дождь расходился, и Саблин взбежал на крыльцо. Стоял, зорко всматриваясь в посёлок, там и сям устилаемый сумрачными тенями, сквозь которые пробивались электрические огни. Не просто посёлок был перед ним, а нечто большее, уходившее вдаль и вширь на бесконечные километры, и в них, отражая себя огнями, высвечивалась, как совесть, насторожившаяся Россия.

 

– Как там лосик-то наш? – спросила его Зинаида, как только Саблин ступил за порог.

– Всё нормально, – ответил он ей, – набирается сил. Отдыхает. Дождь ему нипочём.

Так и было. Уже на исходе ночи по нижнему слою несущихся туч протащился и верхний. Гремнуло. И в свете молнии лось разглядел ближний лес, который был для него притягательным домом. Постоял, повернув тяжёлую голову к человеческому жилью, где серебристыми иглами падали в чёрные окна плети дождя, подумал о чём-то своим благородным умом и пошёл огородами в лес.

Утром, увидев вместо сохатого прорезь следов от копыт, отпечатавшихся на глине, Саблин не огорчился. Так и должно было быть. Так даже лучше.

Подставив лицо порывам апрельского ветра, Саблин шёл через весь посёлок на Лялю, чтобы там, на высоком её берегу забраться на сруб и продолжить строительство бани.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!