HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Багров

Вторая вода

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 2 часа 30 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 12.11.2013
Оглавление

28. Часть 28
29. Часть 29


Часть 29


 

 

 

Шёл дождь, когда они оттолкнулись вёслами от стены, и лодка выплыла к огороду, глубоко затонувшему под водой.

– Пап, ты куда гребешь-то? – подивилась Полина. – Нам ведь надо туда. – И махнула веслом на запад, к Еланинскому ручью.

– Конечно бы, надо туда, – согласился Дитятьев, – только ждёт нас там мелководье. А по нему нам лодку не провести. И пешком не пройти. Увязнем. Земля под водой – кисляная жидель. Ста шагов не пройти. А надо пять километров. Спасенье наше на глубине.

Ольга Петровна в переполохе:

– А как же корова? Телёнок? Овцы? Да и Буян, поди, уже там?

– Не пробраться туда, – повторил Аристарх.

Под веслом закачались зелёные ветви распустившейся раньше времени груши. По днищу глухо скребнули зубья забора. Встречный гребень волны. За ним – и второй. Аристарх поднажал на вёсла. Берегов у Мологи нет. Отступили вправо и влево. Между ними, может быть, все 50 километров. Не река, а Бенгальский залив.

 

И всё же Дитятьев определил русло бывшей реки, где текла над водой вторая вода, и лодку, когда перестали грести, повело не вниз по течению к затонувшим домам Мологи, а вверх.

– Куда поплывём? – спросила Полина.

– Куда вода поведёт, – ответил Дитятьев.

Вода повела не в сторону Волги, а от неё. Плыть по реке, не видя её берегов, странно и неприютно. Хотя берега нет-нет, да и узнавались. То по крыше избы, то по тощему стожару, то по куче плывущего сена, то по церкви, такой высоченной, красивой и статной, что было обидно и горестно за неё, оставшейся здесь на своё трагическое стояние.

Узнавались они и по лесу. Ёлки, дубы и сосны торчали в воде, как тихие исполины. Все они были обречены на длительное гниение. «И чего не вырубили? – думал Дитятьев. – Эх, безголовые упыри! Замахнулись на лес и воду. А что получили? Разор и гибель. Посеяли коммунизм. Вырастили могильник… Лес – и тот не могли на дело пустить. Спасибо лагерным лесорубам. Те хоть взяли чуток отсюда»…

 

Дождь прошёл. Потянул ветерок. Несильный, однако, вода заярилась опасными белыми костерками.

«Ветру есть, где теперь подикаcить, – поугрюмел Дитятьев, – с двумя весёльцами нам, пожалуй, не устоять. Надо к берегу. Не к покатому, а крутому, или к какому-нибудь островку».

Островов было много. Однако они сидели в воде. Лишь выпуклая горбушка высовывалась наружу.

Плыли бревна. Коряги. Тяжёлые ветви. Почти все они шевелились. Кто только на них ни сидел! Вон два зайца, а рядом с ними – лиса. А там целый ряд аккуратных кругленьких кочек – ежи! Ба-а! Какая-то даже собака серой масти с тяжёлым хвостом, рулившем в воде, как веслом. Да это же волк! Но какой он спокойный и тихий. А в двух шагах от него на той же коряге, головой на суку – распластавшаяся змея. Не одинакова сила течения. Где оно бурное, где послабее. И бревно с лесными тварями то отстаёт от лодки, то обгоняет её.

Сзади, словно преследуя, подплывал распахнутый гроб, откуда торчала, крутясь во все стороны, петушиная голова.

– Ой! – испугалась Ольга Петровна. – Гостенёк с того света!

– Да не! – Аристарх Иванович улыбнулся. – Домовину эту кто-то готовил впрок. Была, видать, на сарае. Вот и взяло её водой. А петух – не дурак! Хозяева бросили впопыхах. Что уж было ему? Лучше ехать в гробу, чем сидеть в затонувшей избе.

 

Велика ширина разлива. И повсюду, как сор, бултыхаются шкафчики, скамьи, столы, вон, гребках в десяти, даже чёрный комод. Это город дары свои отпускает, посылая вверх по воде, чтоб осели они где-нибудь у глухого высокого обережья или в лиственных топляках.

Топляки ворочаются, как нильские крокодилы. Закрепившиеся на них ондатры и зайчики, право, как акробаты, удерживают себя, только-только не падая в воду. Лодка к ним близко не подплывает, иначе все надводное поселение тут же и вывалится в неё. И Витёк не суется больше к плывущим зверькам, забирая их с моля в лодку. Хватит ёжика, зайчика и куницы, которые возле него, сидят себе на овчине, дрожат от страха и, наверное, молятся про себя, чтобы их оставили в этой лодке.

Неожиданно лодку метнуло куда-то на ельник и потащило, царапая лапами и суками. Это было уже опасно. Аристарх Иванович в нос перебрался, и отсюда ловил руками стволы, отводя их от быстро несущейся лодки.

В конце концов, занесло их в дремучий сузём, где темно, неприютно и слышен шорох скребущих о днище подводных кустов. «Неуж-то мы заблудились? – хмыкнул Дитятьев. – Нет! Расслабляться нельзя. Просто мы чуть посбились с пути…»

 

Решили плыть не по ходу воды, а под острым углом. Дитятьев знай ловил шершавые ели, с силой отталкиваясь от них. Шлёпал и шлёпал по жёстким стволам. Ладони уже загорелись. А ельник, как был, так и есть, и никакого в нём высверка и просвета.

Дитятьев устал. На ладонях розовые мозоли.

– Перекур! – отдаёт команду.

Зашли носом лодки в непроходимый еловый подрост. Ольга Петровна, как знала, приготовила всем по ломтю пшеничного каравая. Аппетит у всех за троих. Ели всласть, запивая водой, которую черпали кружками прямо с лодки.

И опять за работу. Не один Аристарх, всей семьёй ловили руками и вёслами вековые стволы и, отталкиваясь от них, берегли глаза от упругого хвойного свеса, который был и колюч, и плотен, и нескончаем.

Наконец, как ножом, прорезалась светлая щель. На эту щель и поплыли, то и дело зажмуривая глаза. Долго жмурились, пока, наконец, не выплыли на опушку, за которой открылось огромное блюдо воды с нависавшим над ним низким солнцем.

– На сегодня хватит, – сказал Дитятьев. – Место открытое. Не дай Бог, выскочит шалый ветер. Волной захлестнёт. Ночью с нею не совладать…

И снова Ольга Петровна каждому, как награду, выдала по куску пшеничного каравая.

 

Спали с дежурством. Было не холодно, благо хватало ватников и овчин. Всем было ловко. Даже Дитятьеву с его большими ногами, которые для удобства он выпроводил за лодку, всадив их в нависшие над водой еловые лапаки.

Утром Ольга Петровна умудрилась и чай заварить, скипятив его в котелке. Котелок же пристроила на щите, где красовался, чернея бородкой, товарищ Калинин, которого изловила средь прочего хлама в воде, и на нём развела костерок, поддерживая его сухими веточками от ели.

Смутила всех рогатая голова с живыми глазами, торчавшая из воды, как красивое изваяние.

– Это же лось, – сказал Аристарх.

– Господи! – вздохнула Ольга Петровна. – Зверью-то пошто такое мученье? Сколько его перетонет!

– И всё из-за этих! – добавила с сердцем Полина, гребнув кормовым веслом, чтоб отправить подальше от лодки горелый портрет одного из затейников Волгостроя.

 

Снова они на второй воде, которая шла и шла от далёкой плотины на Переборах. Солнце медленно поднималось, сжигая на островных перелесках последние полосы снега. И опять, как вчера, носились в небе крикливые птицы, потерявшие ориентир, и теперь метавшиеся, не зная, куда понесут их усталые крылья, в которых уже не осталось даже маленьких сил.

Показался вдали залесённый берег. Правый берег Мологи. «Где хоть мы есть? – спросил у себя Дитятьев, почувствовав сердце, к которому привалилась уверенность в том, что теперь-то они спасутся. – Сейчас поспрошаем у добрых людей».

– Дедушка! – закричал вдруг Витёк, показывая на остров со старыми ёлками, в изножьи которых стоял по брюхо в воде обречённый медведь. – Можно я в него выстрелю? – И ружьё со дна лодки схватил, прилаживая к плечу.

– Не смей! – заорал на него Дитятьев. – Мы же не мародёры! Да и патроны не солью заряжены, а картечью! Недолго и до греха!

Витёк опустил ружье:

– Ладно, дедушка. Я не подумал.

– Думать надо всегда, – проворчал Аристарх. – Он, может, защиты у нас просил. А мы картечью в него.

– Дедушка, я виноват. Мне стыдно. Прости меня, обормота…

 

Потянуло дымком. Подплывая к берегу, ещё издали разглядели костёр, а чуть ближе – штабели досок, брусьев и брёвен, нагромождения мебели и приткнувшийся к отмели почти новый с дверями и окнами дом.

«Контора какая-то. Видно, спасают общественное добро», – подумал Дитятьев. Правда, смутила его висевшая на рогатках косматая шкура лося и чан на костре, где варилось кипящее мясо.

К берегу приставать не стали. Притормозили возле плота, опустив в лодку вёсла.

– Добрые люди, здорово! – крикнул Дитятьев к костру, откуда уже поднимались и шли к ним трое в брезентовых куртках. – Куда это нас занесло?

– А вы откуда? – спросил худощавый в кожаной шляпе, зорко, в единый охват, забрав взглядом лодку.

– Из Мологи. Плывем, куда вода приведет. Где это мы?

– А вы к костру подходите. Поговорим. Может, бутылка найдётся? Мы бы купили. Или на мясо бы обменяли.

– Это нам ни к чему, – ответил Дитятьев, – лучше скажите, кто вы такие? И место как называется?

– Мы из общества сплавбарахло. Неужто не видно? – Худощавый снял шляпу, насмешливо показав на мебельные завалы.

– Тогда прощевайте! – Дитятьев взял было вёсла, но тут же их и отставил, увидев, как мужики подобрали с земли два багра и, зацепив ими лодку, стали держать её, как на канатах.

Рассердился Дитятьев.

– А ну, отпусти!

Мужики, державшие лодку, расхохотались, а тот, что в шляпе, тоже поднял багор и сказал:

– Лодку вашу мы конфискуем. Вот так! Выходите по одному! Прямо на плот. На нём и плывите, куда вам надо!

 

Поднялся Дитятьев. Вышел на плот, не забыв взять весло. И вывел плечами, словно была у него коса, и он сокрушал худую траву. Два багра полетели, а третий, ломаясь, бухнул в реку. Полетела в реку и шляпа. И еще раз махнул Аристарх. Но мужики отступили, а худощавый, оставшись без шляпы, с лысой, как блин, поворотливой головой так и взломался шеей и подбородком, поворачиваясь к костру:

– Шакал! Делай старому дуба! Жри его с бородой!

От костра, пружинясь, выскочила овчарка. Серая, с белыми пятнами на щеках, высоколапая, с хищной пастью, она не бежала, а стлалась по-над землёй, как опытная зверюга, уже задравшая на своём веку не одного такого, как Аристарх. И нельзя собаку остановить, была она возле цели и, сатанея, уже предвкушала чужую кровь и чужую боль.

Выстрел был неожиданным. И овчарка с простреленной пастью, будучи мёртвой, продолжала лететь над землёй, переворачиваясь задними лапами, и спина её по инерции протащилась по брусьям плота, к сапогам Аристарха, который поддел её на весло и брезгливо, как падаль, отправил в воду.

Второго выстрела не понадобилось Витьку. Три куртки так и метнулись от берега к лесу.

 

Лодка снова плыла по второй воде. Там, на самом краю, где сходились вода и небо, летел косячок апрельских гусей. За перевалами показалось низкое солнце. В свете его обнажились, блестя окошечками, дома.

– Город, что ли, какой? – спросила Полина.

– Не знаю, – сказал Аристарх, – надо подплыть поближе. Не так ли, Витёк?

Витёк отдыхал. Сидел он в коленях у бабушки. Рядом с ним были заяц, куница и еж. Было ему хорошо. Впервые в жизни он самовольно выстрелил из ружья, и никто не ругал за это.

 

 

 


Оглавление

28. Часть 28
29. Часть 29

517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!