HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Юрий Балагушкин

День охоты шмеля

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 20.07.2007
Оглавление

1. Пролог
2. Часть 1
3. Часть 2

Часть 1


 

  Только бы не сбиться! – Старик-гадатель предсказывает моё будущее. – Первые прохожие. – Был ли выстрел? – Жертва преследования. – 6 зелёных плющей. – Я проверяю своё сознание.

 

 

 

Наконец наступил День охоты шмеля. Я проснулся, когда уже светило солнце. Небо было ясным. Я покинул дом, особенно ни о чём не думая и ничего не взяв с собой.

На улице я осмотрелся. С запада на восток – вот как мне требовалось. Восток я нашёл – он был в той стороне. Чтобы идти туда, надо было идти здесь, потом дальше, потом идти там и вон там. Вот так полагалось идти в восточную сторону.

Путь в сторону – это не путь наверх и не путь к центру. Это непонятное движение, даже если оно пересекает центр, а ведь оно может и миновать его. Есть некое направление, есть даже указующие точки, но нет какого-то завершения, к которому стремился бы движущийся.

Путь вёл через те места, которые я обычно обходил. Ведь где человек живёт, он не везде ходит. Он ходит, где ему нужно. Здесь он идёт до магазина, там – до другого, тут – до ларька. Поэтому, где живёшь, много мест, в которых почти никогда не бываешь, только видишь их и проходишь мимо. А они есть, эти места – как пустоты в обжитом объёме.

Только бы не сбиться с направления! Я тщательно выбирал попутные улицы. Однако вынужден был дважды пересечь газон, пролезть через молодой кустарник, наступить на мусор.

Я шёл настороженно, присматриваясь ко всему. Люди вроде бы не показывались пока. Впрочем, в этой части города обычно тихо.

Вот ряды лавок. Лавка за лавкой на первых этажах домов. Булыжная мостовая. В ранний час лавки ещё закрыты. Через стёкла витрин не видно ни движения, ни чего-либо необычного. Я поднимался по мостовой вверх и – о! – заметил впереди старика, сидящего рядом с перевёрнутым ящиком. Он как будто чем-то занимался, а не просто сидел. На ящике у него что-то лежало, какие-то предметы, однако сомнительно, что на продажу.

– Хочешь, погадаю на тебя? – спросил старик. – Я скажу, кто ты и что тебя ждёт.

– Погадай, – сказал я.

Старик принялся ворошить свои принадлежности, похожие на камни, похожие на камни.

Не сразу он заговорил.

– Ты будешь идти. Ты будешь идти. Я вижу тебя. Я вижу цветы, вижу пчёл, вижу камни, вижу землю. Ты знаешь, как остывает вечность? Она остывает просто, как вода. Остывает вода. Просто, как вода, остывает вечность. Ты будешь идти. Есть разные названия для каждого из цветов и разные радуги для каждого из этих цветов. Цвета будут смешиваться с водой. И в воде будут видны камни. Будет ждать солнце и будут ждать часы. Часы и солнце будут ждать друг друга. Ты будешь. Если бы ты знал, когда они…

Старик-гадатель постепенно стал говорить тише, а потом – почти неслышно, словно уже не для меня. Я посоображал, как правильно идти дальше, и оставил его. Предсказания – сложная вещь, непонятные образы требуют тщательной трактовки. Но откуда он узнал, что я собрался весь день идти?

Маленькие кривые улочки, торговая площадь, бульвар, гостиные дома, где-то рядом – река. Потом верхний город заканчивался, постепенно сползая в нижние районы – прачечные, склады, старые конюшни, депо, шлюзы. Я слышал, что там ещё были заброшенные дороги, старые кварталы и чумные кварталы. Дома в них когда-то разрушили и не заселили вновь. Река в тех местах называлась «Нижняя река».

Пока я не видел вокруг ничего странного. Небо и мир под небом вроде бы оставались такими же. Пару раз я видел людей – сворачивавших невдалеке на другую улицу.

Но не изменилось ли что-то внутри меня? Я проверил сознание на целостность. Посчитал в уме, перебрал ряд известных фактов, вспомнил, как я жил.

Выплыла картинка из детства. Я играл с одной девочкой. Лица её и кто она, я не помню. Мне кажется, что это было не дома. Почему-то мне представляются полузаросшие травой плиты двора – не замка ли? Так ли это было или сюда примешались сны? Мы сидели прямо на плитах, и кроме нас, никого. Или это был дом?

И всё же как будто чувствовалось что-то. Будто сегодня не обычный день, сегодня Этот день. В этот день во всём, что видел, я словно видел что-то ещё. Не ощущалась ли опасность? Длинная, как змея, сгущающаяся в утреннем воздухе? Пожалуй, нет. Комбайн проходит раз, два, а бывает, и ещё больше. За первый раз собирается то, что есть, за второй – то, что осталось. Тем не менее, бывает, что он проходит ещё. Он проходит ещё. Потому что где-то ещё осталась травинка, где-то – стружка, где-то – ямка. Поэтому если вы хотите понять, как это делается, вы должны отказаться от того, чтобы мерить на разы и на проходы.

Навстречу мне попался человек. У него что-то висело за спиной – то ли рюкзак, то ли какой-то рулон.

– Скажите, как пройти к павильонам? – обратился я к нему с вопросом. – Чтобы не перебираться через реку?

– Куда-куда. А как же. А как? – человек промычал ещё какие-то слова, но как будто сам по себе, а не отвечая.

Вскоре показался ещё один прохожий. Я задал ему тот же вопрос.

– Вас что?

– Вот чтобы реку не переходить.

– Не понял. Куда я вас? Нет, нет, нет.

Он замахал руками.

Что-то странное было в одежде этих людей, понял я, хотя не очень ясно, что именно. То ли мешковатая очень, то ли…

Я взял правее, перебравшись по переулку на соседнюю улицу. Стены и окна. К ним поднимались деревья. Это были стены из разных материалов. У каждого дома были стены. В стенах были окна. Не очень много. Да, наверное, окон было не очень много. Окна были большие, а скорее, они казались большими. В них были переплёты и стёкла. Деревянные переплёты. Где-то открывались форточки. Стёкла, наверное, где-то были не очень чистые. Где-то на них было немного пыли. Стёкла среди стен. Это были окна квартир. В каждой кто-то жил. Кто-то смотрел из окон. Кто-то жил за этими стенами.

Послышался шум, и потом я увидел, как между домами метнулась фигура. Человек что-то прокричал, вроде бы «Я больше не могу! Всё!» и… по-моему, был выстрел. Впрочем, не ошибся ли я? Когда я приблизился к тому месту, там никого не было. Значит, что-то всё же происходит?

Вспомнилось, что накануне говорили о некой секте Последних. Они будто бы преследуют какую-то цель, которую хотят достичь, используя этот день. Они знают, что именно будет в День охоты шмеля и ждут его. Они ждут тот шанс, который он им даёт. Последними их называли потому, что, добившись своего, им не придётся это снова делать. Если только они добьются своего в этот день, больше им не придётся этого делать. Хотя, наверное, был ещё какой-то смысл в слове «Последние». Впрочем, никто не знал, правда это или только разговоры.

Заполненность и пустота. Это как хаос и порядок. Только последний характеризует то, что есть, свидетельствуя о том, что есть что-то, а заполненность характеризует то, в чём оно есть. Хаос заполненности и порядок пустоты.

Я зашагал быстрее. Нет, ещё быстрее. Между домов мелькнула какая-то трещина. Что же это такое, подумал я. Вдруг она заблестела. Значит, это река. Но ведь река должна быть совсем в другом месте! Значит, у города есть вторая река. Получается, здесь всё не совсем такое, как мне представлялось.

Постепенно дома расступались, повеяло свежестью, и вот-вот должно было показаться… Но ничего не показалось. Блестели какие-то сваленные на землю трубы, поблёскивала канавка с водой. Действительно, ведь реки здесь никогда не было.

Через некоторое время я присел отдохнуть. Просто посидеть, подумать. Почему-то пришли какие-то далёкие воспоминания. Я ходил по дому, и родители что-то прятали от меня. Зачем они прятали? Потом я словно увидел прохладные руки на своей голове: «Спокойно, нет никакого дня».

Продолжая свой путь, наматывающийся на улитки улиц, я искал знаки этого дня, я был настороже, чтобы вовремя обнаружить опасность. Я всматривался, я смотрел-смотрел-смотрел вокруг. Некоторая тревога была, как, бывает, тревожно, так себя чувствуешь. Когда что-то не так, или было не так, такая вот тревога. И вот так я тревожно смотрел, нет ли чего такого. Но вроде бы пока ничего такого не было. Небо и мир под небом – они были такими же. Не накроет ли небо всё вокруг, как конверт?

Я пробовал разные цвета. Все они стремились наполнить мир своим сиянием, знаком севера, ветром рос.

Я прошёл совсем немного, когда меня чуть не сбили с ног. Какой-то человек натолкнулся на меня, видно, не в себе, совсем запыхавшийся.

– Что же… что же… – с трудом проговорил он, – откуда всё это…

Человек упал, обессилев и закрыл глаза. Я побежал достать ему воды. На соседней улице нашлась колонка, я набрал воды. Однако, когда я вернулся, человека уже не было. Осталась только его сумка. Она была почти пустая, только с запиской и каким-то билетом. Записка была такая: «Зелёных плющей шесть». Так, ну тут всё ясно – улица Зелёных плющей, дом 6. Видимо, этот человек туда направлялся. А билет давал возможность войти на «Самые лучшие в мире аттракционы! Самое высокое колесо обозрения! Самые большие «гигантские шаги»! Самые захватывающие дух карусели! Только сегодня!»

Разве в этих местах есть парк аттракционов? Я не мог вспомнить. А вот улица Зелёных плющей была, не так далеко отсюда, и если бы я завернул на неё, то не слишком бы отклонился от направления своего движения. Я решил так и сделать.

Вокруг было как-то пустынно. На дороге лежало зеркало, я поднял его. Итого у меня теперь было три предмета. Дома с маленькими окошками словно замерли и ничего не говорили мне. Вдали виднелась водокачка.

Вот показались какие-то мастерские. Двери были приоткрыты. Я пробрался внутрь. На подставках висело множество париков, разных цветов и форм. Значит, это мастерская париков. Людей внутри не было, я вышел наружу.

Страшная догадка вдруг появилась у меня. Наконец понятно, почему так отрывочны записи о Дне охоты шмеля! Что если кто-то входит в тела в этот день, какие-то сущности заменяют собой человеческое сознание? Поэтому никто ничего не помнит и не может толком изложить, хотя понимает, что происходит что-то неправильное. Может быть, за этим следует новый этап в развитии человечества, смена вех.

Но пока вроде бы ничего такого не ощущается? Я поспешно проверил себя. По-прежнему ли я могу думать, рассуждать и т.д.? Не изменилась ли во мне эта способность? Я ли это или уже… Кто мы? Считать, измерять я умел так же, как обычно. Сколько метров будет в этой дороге до того столба? С десяток. А впрочем, не лучше ли мерить дорогу ступеньками? Всё вокруг казалось реальным, ничего не плыло, не изменялось. Твёрдое оставалось твёрдым, мягкое – мягким, тяжёлое было тяжёлым, лёгким было лёгкое. Круглое оставалось круглым, острое – острым. Плоское было плоским, объёмное занимало объём, в глубоком была глубина. Двигалось то, чему положено было двигаться, и оставалось в покое спокойное.

Люди – это не батоны хлеба, подумал я. Конечно, батоны бывают разные. Против этого я не буду спорить. Но всё же люди – это не батоны хлеба, они не похожи на батоны хлеба, ведут себя иначе, чем батоны хлеба, и не надо доказывать мне обратное. Того, что я перечислил, вполне достаточно. Итак, рассуждаю я вполне нормально.

 

 


Оглавление

1. Пролог
2. Часть 1
3. Часть 2
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!