HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Валентин Баранов

Игра в человека

Обсудить

Пьеса

 

Трагикомедия

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за май 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за май 2023 года

 

На чтение потребуется полчаса | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.05.2023
Иллюстрация. Автор: Мария Роева. Название: «Свидание». Источник: https://www.livemaster.ru/item/29800699-kartiny-i-panno-svidanie-kartina-maslom-na-holste-lyubov-vlyu

 

 

 

Действующие лица:

 

1. Игорь. Ищущий художник.

 

2. Изабелла. Жена Игоря. Творческая женщина.

 

3. Евгений. Друг Игоря со школьных времён. Иногда цинично откровенен.

 

4. Пётр. Двоюродный брат Евгения. Крупный человек. Кажется увальнем.

 

5. Маша. Невеста Петра.

 

6. Незнакомец.

 

7. Незнакомка.

 

 

 

Картина первая

 

 

Квартира Игоря, она же – мастерская, где развешены его картины. Игорь размышляет за мольбертом. Изабелла расположилась за ноутбуком. Звонок.

 

Игорь. Это, должно быть, Женька. Я его зову уже который день.

Изабелла. Открою (идёт в прихожую, возвращается с Евгением).

Евгений. На полпути заморосил дождь, почти неуловимый, нежный. Вот нарисуй, Игорёк, мне такой дождь. И я куплю у тебя картину, чего бы она ни стоила. Люблю необыкновенность ощущений.

Изабелла. Ах, вот почему ты всё ещё холостой! Избегаешь обыкновенности.

Евгений. Нет, я за качество обыкновенности. Милость в хату!

Игорь. Здорово. Давно жду. Или появились дела?

Евгений. Нет, лишь прежняя печаль их отсутствия. Страна не может заставить работодателей реально платить за труд. Если бы не балбесы, каким пишу курсовые тире дипломы, умер бы с голоду. Да здравствует умственный упадок населения вследствие ленивой современности!

Изабелла. Зато у населения теперь столько информации. Даже по тротуарам шагают лицом в телефоны.

Евгений. Это информационный песок, не более. Песок, забивающий поры разума.

Игорь. Какие слова! Безделье тебе не на пользу. Друг мой, ты всё изысканней – это симптом.

Евгений. Согласен – шизофренею. Молчите – вижу новые работы.

Игорь. Зачем и жду тебя. Зацени.

Изабелла. Он, Женя, верит только тебе. Меня игнорирует, как будто он умнее, чем я.

Игорь. Не заводись, ты умнее, но при чём здесь ум?

Изабелла. Обидно.

Евгений. Ну, не царапайтесь! Дайте успокоиться взгляду (разглядывает две новые картины; Игорь наблюдает за другом).

Игорь. Ну что, находишь ли прогрессивную перемену в творчестве?

Евгений. Как не заметить, если ты пишешь всё красивей. И чем красивей, тем больше что-то исчезает. Но четыре секунды просто не оторвать глаз.

Изабелла. Я тоже говорю – красиво.

Евгений. Зачем?

Игорь. А как жить? Народ покупает только красивость. Искусство понимают единицы.

Евгений. Печально. У прежних твоих работ хотелось стоять и стоять. Это самоубийство.

Игорь. На данном уровне художественного развития страны творить могут только богатые или умеющие зарабатывать чем-то другим. Но хобби – тоже не лучший вариант.

Изабелла. Я предлагаю ему выход. Могу зарабатывать на проживание. У меня в дипломе написано: специальность – психология.

Игорь. Мне кажется, психологам при встрече должно быть смешно глядеть друг на друга.

Изабелла. Но в какой-то степени это всё равно наука. И вполне возможно помогать, осознавать мотивы поведения, – конечно, нуждающимся. Коллега, кстати, предлагает работать в паре. Это новые приёмы и другой эффект.

Игорь. То есть, прикольней.

Изабелла. Можно сказать и так.

Игорь. А я о чём?

Евгений. А что – ради таланта? Какое-то время рисуешь не ради продажи, творишь. А там будь что будет. Не могу забыть твою картину «Пешеход», где человек просто идёт по мосту, то ощущение не передать словами. Это какая-то тайная сладость бытия.

Игорь. Да, жаль было продавать. Потом пытался повторить, но не смог попасть в то необыкновенное настроение. Не получилось.

Евгений. Тем более, надо послушать Изабеллочку.

Игорь. Холсты, кисти, краски – ей столько не заработать.

Изабелла. Мы ещё не пробовали!

Евгений. Какая женщина! Грех не рискнуть. Пока понимаешь, что рисовать и быть художником – разные вещи. Как рифмовать стишки и быть поэтом. Уметь писать предложения и быть Гоголем.

Игорь. Говорить и быть человеком.

Евгений. А вот тут – стоп! Идея! Мысль для Изабеллы!

Изабелла. Польщена.

Евгений. В тему твоей психологии.

Изабелла. Польщена ещё того более.

Евгений. Хочу поставить перед тобой божественную задачу – создать человека. То бишь, заново сотворить. Или досотворить.

Изабелла. Создать – не вопрос! Где глина?

Евгений. Мой двоюродный брат. Рослый, привлекательный мужик, но словно невменяемый. Понимаешь, с ним невозможно говорить: слова, обращённые к нему, куда-то пропадают, не доходят до адресата. Это как плевать в океан.

Изабелла. Так это, напротив, интересный тип.

Евгений. Но не настолько! Он бесит всех: знакомых, начальство, обслуживающий персонал.

Изабелла. Вот это самозащищённость! Мне бы его нервы! Это крепость!

Евгений. Даже непонятно, какой он внутри человек. Женщины, проявившие к нему интерес, потом отходят. Правда, сейчас есть одна девушка, вроде невесты. Неизвестно, выдержит ли она его глупую таинственность. Я пока эту девушку не понимаю.

Изабелла. А чем он обычно занят в будни?

Евгений. Пялится в телевизор, любит листать разные газеты, решать шахматные задачи – но всё куда-то уходит. Ничего снаружи.

Изабелла. Раньше Игорь был также невменяемо молчалив, когда писал другие вещи. Представляешь, писал и писал. Я насильно кормила его с рук. А теперь стал скептиком и завял.

Евгений. Но Пётр не пишет – ни картин, ни песен, ни басен.

Игорь. Может, потом? Вдруг что-то копится у человека – потом как прорвёт!

Евгений. Конечно, который что-то находит в бессмысленных газетах, смотрит телемуть!

Игорь. Ну да – сомнительно. И предлагаешь моей жене что-нибудь из него сделать? Добавить мужику проблем вменяемости. Испортить вечный покой организма. Впрочем, пусть она докажет, что психология чего-то стоит. Скажи, насколько Изабелла, скажем так, восхитительней его невесты?

Евгений. Несоизмеримо!

Игорь. Вот! Приводи его в гости. Объявим жену моей сестрой! Так сказать…

Евгений. Я понял. Изабелла, как ты?

Изабелла. Необыкновенно, в смысле театра. Если верите в мой дерзкий гений.

Игорь. Хочется поверить в твоё умственное превосходство, а то непонятно, что мне постоянно предъявляешь.

Евгений. А ты нарисуй мне сегодняшний дождь. Вуаль дождя, как бесконечность мысли. Чтобы я не хотел уходить из твоей картины.

Игорь. Ты правда в меня веришь?

Изабелла. Мы верим в тебя. То есть, я, к сожалению, тоже ещё почему-то верю.

Евгений. А теперь дайте просто посидеть в моём любимом кресле (убирает с кресла книги, усаживается). Какая прелесть, рай для лени. Только у вас я ощущаю блаженство. И нигде более. Казалось бы – почему? А это неуловимо – атмосфера! Картины, которые увеличивают ощущения жизни. Всё-таки, что-то есть помимо механического существования. Особенно люблю, когда вы умеренно грызётесь. Подозреваю в этом гарантию семейной незыблемости.

Игорь. Ты точно шизофренеешь. Лезешь в какую-то истину, ненужную стране.

Евгений. Значит, соответствую эпохе.

Изабелла (несёт кофе). Ваш кофе, работодатель! Хотя ради необыкновенности задачи работаю исключительно за моральное вознаграждение.

Игорь. Сначала получи результат, хвастушка.

Евгений (отхлебнув кофе). А я не сомневаюсь в твоей женщине. Такой напиток! В чём секрет?

Изабелла. Добавила одну капельку коньяка, но в особый момент процесса.

Евгений. Ещё более верю!

 

 

 

Картина вторая

 

 

Евгений зашёл проведать Петра. Тот сидит в кресле, листая журнал «Наука и жизнь».

 

Евгений (садится напротив). Что нового в дебрях науки?

Пётр. Ну…

Евгений. С наукой понятно. Про работу не спрашиваю, так как ничего не понимаю в бухгалтерском учёте. Даже не знаю, о чём с тобой поговорить. Если только спрошу, как у тебя с Машей, тётя что-то рассказывала, но я не понял: собираешься жениться или нет. Так надумываешь ли?

Пётр (поглядел в потолок). Ну…

Евгений. Так, понятно и с этим. Хотел тебя пригласить в наш бар на свежее пиво, но там надо разговаривать. Ты как?

Пётр. Ну…

Евгений. Понятно, согласен. У меня для тебя чрезвычайное известие – издай какой-нибудь звук, если тебе это интересно.

Пётр (долго глядит на Евгения). Ну…

Евгений. Стало быть, интересуешься.

Пётр. Ну…

Евгений. По правде сказать, я не ожидал, что тобой волнуются такие очаровательные женщины. Дама, которая интересуется тобой, мне просто недоступна. Не знаю, в чём твой секрет. Завидую. Представляешь, девушка неописуемой красоты спрашивает про тебя. Уж, не знаю, где она тебя усмотрела.

 

Пётр растерянно глядит на Евгения, потом отводит взгляд в журнал

 

Что ты там смотришь? (Заглядывает). Кроссворд? Петя, ты меня слышишь? Необыкновенно изящная женщина! Очнись!

Пётр. Ну…

Евгений. Наконец-то. Другое дело. Сразу бы так сказал. Она мечтает с тобой встретиться. Так что ей сказать?

Пётр. Ну…

Евгений. Так ей и передам. Похоже, ты в её вкусе. Очевидно, ей нравятся столь выпуклые натуры. Быть может, назначишь ей свидание, через меня. Впрочем, вижу: ты ещё не осознал своего счастья. Пока передам, что ты не против контакта. Везунчик! Вот теперь нам есть о чём потолковать за пивом. Идём в бар. Ведь где-то же надо искать разнообразия.

 

 

 

Картина третья

 

 

Небольшой бар. Братья стоят с кружками пива за высоким столиком. К ним с полной кружкой приближается незнакомец среднего возраста и средней внешней приличности.

Незнакомец. Вы позволите?

Евгений. Да, конечно.

Незнакомец. Простите откровение, но не смог не подойти: вы (обращается к Петру) – один в один мой любимый профессор математики, конечно, когда он был моложе. Чрезвычайный ум. Вот мы с вами (обращается к Евгению) обыкновенные люди, а он (показывает на Петра) светильник разума. Мой профессор говорил, что всё – математика. Вот, почему я к вам подошёл – потому что для интеллектуальной беседы математически необходимы три человека.

Евгений. А два?

Незнакомец (укоризненно). Два! (Показывая на Петра). А вот он – понимает. Два – это противоречие! Нужен третий. Конечно, если это беседа интеллектов, как, например, сейчас. Профессор говорил, что любой парламент – глупость. Поскольку это известное движение молекул, приводящее вещество к средней температуре. Мысль не может быть средней! Всё – математика! Какой был умница! В основном, произносил только одно слово. Скажет «Блю!» – и все всё понимают, даже те, у кого никогда не было мозгов. Так влиял на ход мысли. Редчайший человек – спился из-за недооценки общественностью. Я, простите, не помешал?

Евгений. Что вы, никогда в этом баре не слышал ничего интереснее!

Незнакомец. Да, я тоже пришёл к мысли о необходимости пива для народа как основы духовного развития. Мужики, которые отвергают данный напиток, навсегда останавливаются в развитии. Хуже того, они вместо получения человеческой информации получают суррогат из источников связи, чем окончательно умертвляют мозговые нейроны. Только человек может сказать что-то человеку посредством откровения.

Пётр (неожиданно). Ну.

Незнакомец. Во! Ничего больше. Ни буквы! Что значит ум! Без него жизнь – ничто. Кажется, я понимаю Господа, в конце концов сотворившего человека. Всё-таки животные не могли его так развлекать. Животные, в силу отсутствия интеллекта, не могут быть нелепыми. Кстати, замечу, в будущем – а прогресс ведёт к уменьшению нелепости – люди станут меньше интересовать друг друга. Нелепость сущего! Вот что движет удивлением, интересом, развитием!

Евгений. Какая мысль!

Незнакомец. Математика!

 

К ним подходит не очень молодая, не очень трезвая женщина.

 

Незнакомка. Кавалеры, не добавите десять рублей для продолжения перспектив?

Евгений. Да, животные так не могут!

 

Пётр спокойно и незамедлительно, как будто был готов, протянул монету.

 

Незнакомка. Благодарю за пример благородства (отходит к стойке бара).

Незнакомец. Тоже математик. Шла на защиту диссертации, но внезапно забеременела и потерялась. Заметьте: просит математически оптимально удобную сумму. Всё математика.

Евгений. Похоже, аспирант не останавливается в развитии.

Незнакомец (посмотрев на Евгения). А вот ирония, молодой человек, здесь неуместна. Позвольте откланяться! (Отходит. На освободившееся место тут же подходит с пивом предыдущая незнакомка).

Незнакомка. Мальчики, если я присоединюсь к коллективу, смогу ли считаться его украшением? Конечно, с учётом ужасного превосходства в возрасте. Но сделаю примечание – душа возраста не имеет! Вот в чём трагедия женщины.

Евгений. Хорошо, украшайте!

Незнакомка. А вы, цепкий молодой человек, ставите перед проблемой. Но, замечу, вас укрепляет заблуждение, что молодые лучше.

Евгений. Это не тема. Скажите любопытному, вам не хватало именно десяти рублей? Неужели открытие перспектив так зависит именно от такой суммы?

Незнакомка. Боже, неужели вы так проницательны? Нет, небольшие деньги у меня есть, это я так побираюсь на будущее. Ко всему проверяю интуицию: подхожу только к тем, кто не откажет. Разоблачена!

Евгений (сочувственно). Тоже не можете найти достойную работу?

Незнакомка. Вам лучше не спрашивать, а мне не отвечать. Или вы всё ещё верите в добровольную человечность работодателей?

Евгений. В добровольную – не верю.

Незнакомка. Аналогично! Однако раз навязываюсь, значит, предполагаю беседу, а о чём, ведь в таком случае больше подходит флиртовая тема. Что скажете?

Евгений. Пожалуй, это самая восхитительная из тем. Я бы сказал – единственная.

Незнакомка. То есть, вас не смущает мой возраст, мой вид и некоторая навязчивость.

Евгений. Меня давно ничего не смущает. Флиртуйте, мне интересно, как это делается.

Незнакомка. О, у вас ехидность юмора. Вы – что-то. А мне просто хочется побыть рядом с такими мужчинами. Этого не объяснишь. К тому же, ваш друг напоминает моего профессора математики, непоколебимостью духа.

Евгений. Ну, это есть.

Незнакомка. Значит, не ошиблась. Птицу видно по полёту, впрочем, это не из той области. Да и куда нам лететь? Или вы в лучших иллюзиях?

Евгений. Куда лететь? Я также приторможен таким вопросом. Куда?

Незнакомка. Печальность истины всё глубже, но человек, выходит, тупше. Ладно, что-то расхотелось пить это пиво. Мне пора (уходит).

Евгений (отпив из кружки, помолчав). Думаю, ты сейчас горд произведённым впечатлением.

Пётр. Ну…    

 

К ним снова подходит первый незнакомец, у него в кружке немного пива.

 

Незнакомец. Простите, не хотелось бы остаться непонятым. Позволите?

Евгений. Да, конечно.

Незнакомец. Благодарю! Хочется пояснить, почему я против иронии.

Евгений. Математически?

Незнакомец. О, вы догадливы! Именно, математически! Видите ли, ирония, с математической точки зрения, обнуляет величину. То есть, предмет жизни… То есть, как бы уменьшает жизнь. А жизни и так мало. Вы чувствуете, как мало жизни?!

Евгений. Но ирония, обнуляя что-то, как бы защищает нас от нежелательного предмета. Это средство защиты.

Незнакомец. Именно так. Я к тому, что не надо ни от чего защищаться – надо пережить всё, что даёт Творец! Жизнь стремится к математической полноценности. (Допивает остаток пива, печально смотрит в кружку). Увы!

Пётр. Вот (передвигает ему свою полную кружку).

Незнакомец. О, какое глубокое понимание! Благодарю! Видите ли, если душа бессмертна, то надо иметь в виду, что она состоит из впечатлений. Нельзя уменьшать душу: мы живём, чтобы запастись впечатлениями. Так сказать, надолго.

Евгений. Я даже чувствую, что это так и есть.

Незнакомец. Ирония!?

Евгений. Нет, что вы, как можно!

Незнакомец. Теперь я за вас спокоен. Ни в коем случае не уменьшайте величину жизни!

Евгений. Уж постараемся!

Незнакомец. Хвалю! Но должен вам сказать, чем ещё важно общаться, как мы, за кружкой пива.

Евгений. Ещё плюсы?

Незнакомец. Безусловно. Вот почему человек становится неинтересен? Скажу – потому что, его сознание унифицировано виртуальной информацией. Эта информация не впитывается в кровь, как раньше. Она его не очеловечивает. Оцифровывает!

Евгений. Так математика…

Незнакомец. Не возражайте! Одинаковость – это ноль! Только живое общение! Только оно! Кланяюсь. Сегодня я хотел бы сказать только это.

 

 

 

Картина четвёртая

 

 

Евгений с Петром возвращаются из бара.

 

Евгений. Слушай, а ты смотришься, надо же, напоминать профессора. Это уровень. Главное, одним видом. Профессору, чтобы выглядеть так же, как ты, приходилось как-то напрягаться. Чувствуешь?

Пётр. Ну…

Евгений (пародируя незнакомца). О, какое глубокое понимание!

Пётр. Ну…

Евгений. Что – ну? Добавь хоть слово. Кстати, где Маша?

Пётр. Ну, в Норвегии, навещает родителей.

Евгений. Надо же, целых три слова. Что значит воздействие алкоголя! Подозреваю, у тебя к ней ещё не сложилось пламенных чувств.

Пётр. Ну…

Евгений. Я к тому – может, не надо тебя знакомить с королевой красоты, восхотевшей свидания? Надо или нет?

Пётр (вздохнул). Надо. А она вправду необычайно красива?

Евгений. Подожди: я подсчитаю, сколько ты сказал слов. Она необыкновенна. Сам бы влюбился, но кто я для неё – пустое место. Другое дело ты.

Пётр (вдруг, почти мечтательно). А как её зовут?

Евгений. О, у неё, как и положено, необыкновенное имя – Изабелла. Нравится?

Пётр. Ну…

 

 

 

Картина пятая

 

 

Евгений зашёл за Петром.

 

Евгений. Всё. Час пробил – собирайся!

Пётр. Куда?

Евгений. Нас приглашают в гости Изабелла с братом – художником.

Пётр. А зачем нам брат?

Евгений. Что-то ты стал слишком быстро соображать. Это их общий дом; не устранять же брата.

Пётр. Ну?

Евгений. Однако! В квартире висят его картины, прояви уважительное внимание. Подай себя солидно. Не забудешь?

Пётр. Ну… а о чём я должен с ней говорить?

Евгений. Уж поднапрягись, напусти туману. С такой внешностью это нетрудно. (Пауза). О чём ты так монументально задумался? О чём можно так думать четыре минуты?!

Пётр. Мне бриться?

Евгений. Бриться или не бриться! Ну ты монстр!

 

 

 

Картина шестая

 

 

Квартира Игоря, звонок.

 

Игорь. Это они.

Изабелла. Всё-таки странную мы придумали затею.

Игорь. Мне хочется увидеть тебя в деле. Критиковать-то меня легче. Ко всему, забавно понаблюдать.

Изабелла. Как мы легкомысленны! Иду открывать.

Игорь. Легкомыслие – это каникулы впечатлений.

Изабелла. Не умничай. Тебе не идёт. (Шагает к двери; впускает гостей; все здороваются. Надо заметить: Пётр крайне невыразительно одет.)

Евгений. Познакомьтесь, мой двоюродный брат, Пётр Николаевич.

Изабелла. Чрезвычайно приятно! Изабелла.

Игорь. Игорь.

Евгений. Игорь, неактивированный гений живописи. Взгляни на его работы. (Пётр тупо пялится на картины). Что скажешь?

Пётр. Ну…

Изабелла. Что значит глубокое проникновение в предмет. Это мыслящая неопределённость. Вижу, вы Пётр Николаевич, понимаете.

Пётр. Ну…

Изабелла. Быть может, вы рисуете сами?

Пётр. Ну…

Изабелла. Так рисуете или не рисуете?

Пётр (после некоторого затруднения). Не пробовал.

Изабелла. Обязательно попробуйте, чувствую – вы содержательный человек. Обещаете?

Пётр. Ну…

Изабелла. А, понимаю, – надо подумать. Может, пишете романы? Вы похожи на Алексея Толстого. Не пробовали?

Евгений. Да нет, его романы я бы заметил.

Игорь. Правильно. В наш век писать романы глупо – когда их читать? Поэтому пишу картины, где видно всё сразу. Но и тут народу некогда всматриваться. Всё меньше способов генерировать мысль. Всё очевидней ненужность истины народу.

Изабелла. Пётр Николаевич, вы не очень слушайте моего брата: уж я-то знаю, насколько он несерьёзен. Просто поверхностный человек. Ему что-то сказать легко, как плюнуть. Не то, что вы – у вас чувствуется глубина. По сравнению с вами, моего брата просто нет.

 

(Пётр заметно преображается от её слов).

 

Евгений. Мне кажется, ты недооцениваешь своего брата. Он практически гений.

Изабелла. Про его талант – не возражаю. Но это совсем не то, что личность.

Евгений. Как спорить с такой красивой женщиной! Красота – это уже истина!

Изабелла. Ой, простите хозяйку, заговорилась. Ведь испекла экспериментальный пирог. Прошу к столу!

Евгений. В чём, скажи, эксперимент?

Изабелла. Я впервые соединила прежде несоединимое: рыбу с дольками овощей и фруктов, настоянных на коньяке.

Игорь. Мне больше нравится последнее слово.

Евгений. Согласен: коньяк – пока лучшее из слов.

 

Рассаживаются. Изабелла перед каждым ставит тарелочку с пирогом.

 

Евгений (пробуя). О, необыкновенность! Почему я не нравлюсь этой женщине!

Изабелла. Спасибо, Женя. А что скажете вы, Пётр Николаевич?

Пётр. Ну…

Евгений. Ты хочешь сказать, что ничего не пробовал вкуснее?

Пётр. Ну.

Изабелла. Спасибо. Я польщена.

Евгений. Вы ещё не выходили из дома, и поэтому не знаете, какой сегодня очаровательный день. Мягкое, как после дождя, солнце. Игорь, это преступление – пропустить такое художнику.

Игорь. Тогда предлагаю погулять по парку.

Изабелла. Гулять!

 

 

 

Картина седьмая

 

 

Вся компания гуляет в парке. Изабелла с Петром прогуливаются отдельно, очень медленно шагая.

 

Изабелла. Вы, Пётр Николаевич, не понимаете своего очарования. Представляете, в отличие от средних мужчин, вы – океан. И любое ваше слово несёт таинственность глубин! Сами-то это чувствуете?

Пётр. Ну…

Изабелла. Нет, ответьте полностью: чувствуете или нет?

Пётр. Чувствую.

Изабелла. Свою глубину?

Пётр. Ну.

Изабелла. Вы не имеете права жить зря. Вам надо во что-то воплощаться. Например, писать роман. Нет, роман – это утомительно, лучше, например, стихи. Советую стихи.

Пётр. Но…

Изабелла. Не возражайте, у вас глубина – это главное, остальное приложится, уверяю вас. Сделайте это для меня. Конечно, если я вам нравлюсь. Кстати, я вам нравлюсь?

Пётр. Ну…

Изабелла. То есть, нравлюсь?

Пётр. Да!

Изабелла. А как сильно я вам нравлюсь?

Пётр. Очень сильно!

Изабелла. Я польщена. Конечно, если это откровение, а не проявление вежливости. Так это правда? Мне верить?

Пётр. Да!

Изабелла. О, вы дарите мне надежду!

 

Недалеко от них прогуливаются Евгений и Игорем.

 

Игорь. Неужели она сдвинет эту глыбу?

Евгений. Пожалуй, я уже отмечаю перемены. Хочется, чтобы она его расшевелила: ведь у меня больше нет родственников – только он и тётя. Без них в своё время мне бы пришлось несладко. Ведь необъяснимо, за что я люблю этого увальня. Хорошо бы его очеловечить. Иногда он как-то по-домашнему напоминает камин.

Игорь. Так родственник. А это – родное тепло.

Евгений. Я почему-то иногда им любуюсь.

Игорь. Он забавен.

Евгений. Нет, что-то ещё.

 

 

Картина восьмая

 

 

Квартира Петра. Входит Евгений.

 

Евгений. У тебя открыто. Что случилось, почему звонил, чтобы я пришёл срочно? Боже! Что за вид? Что с тобой? У тебя лихорадка!

Пётр. Ничего. Просто не спал всю ночь.

Евгений. Зачем?

Пётр. Помоги, или сойду с ума.

Евгений. Петя, что за крайности, где твоё каменное спокойствие? Что за дела?

Пётр. Помоги!

Евгений. Я готов, но в чём нужна помощь?

Пётр. Помоги написать стихи.

Евгений. Стихи? Какие стихи, что за бред? Зачем тебе стихи?

Пётр. Она сказала, чтобы я писал стихи.

Евгений. Она? Изабелла!

Пётр. Изабелла.

Евгений. Постой. Дай опомниться. Ты влюбился!

Пётр. Да.

Евгений. Ты даже не употребил фирменное «ну». Невероятно. И она тебя заставляет писать стихи?

Пётр. Она желает, чтобы я попробовал себя…

Евгений. Почему именно стихи?

Пётр. Романы длинней. Здесь меньше слов.

Евгений. А-а, стало быть, расчёт. И ты всю ночь писал стихи?

Пётр. Да.

Евгений. И что написал?

Пётр. Ничего!

Евгений. Слушай, и это обязательно?

Пётр. Она сказала.

Евгений. Ну, тогда, да. Но я тоже никогда не писал стихов. Потом, насколько я понимаю Изабеллу, она ждёт не дешёвого подражания, она оценит только оригинал. То есть тут не должно быть соавторства. Только сам.

Пётр. Ну, хоть подскажи что-нибудь. Ради бога!

Евгений. Да, серьёзный случай. Как я понимаю, ты должен описать, что чувствуешь. Вот что ты чувствуешь к Изабелле?

Пётр. Она меня поразила.

Евгений. Как молния?

Пётр. Да.

Евгений. Вот. Ты меня поразила, как молния. Это же строка. Твори дальше.

Пётр. Так всё. Чего ещё дальше?

Евгений. Загляни в себя, ты же глубок. Изабелла не могла обмануться, женщины чуют. Чем я помогу, влюблён же ты.

Пётр. А если я свихнусь?

Евгений. Думаешь, будет заметно? Впрочем, любовь и есть сумасшествие, иначе, зачем она в природе. Так сказать, наслаждайся алкоголизмом чувств.

Пётр (мечтательно). Она божество!

Евгений. Так и пиши.

Пётр. Подбирать слова?

Евгений. Насколько я понимаю, подбирают слова графоманы. Ты же не графоман, ты – поэт. Творчество это наитие. Но божество, это слишком, или я не всё понимаю в женщинах.

Пётр. Я гибну!

Евгений. Но-но, не так сразу! Отдохни, помечтай, выпей чего-нибудь. В конце концов, плюнь ты на эти стихи.

Пётр. Не могу. Она сказала – стихи.

Евгений. Тогда смирись и жди наития. Всё может быть.

Пётр. И сколько мне ждать?

Евгений. Ну…

 

 

 

Картина девятая

 

 

Евгений снова навещает Петра.

 

Евгений. О, сегодня выглядишь веселее. Молодцом.

Пётр. Я написал. Правда, только восемь строчек.

Евгений. Величина не главное для шедевра. Предъяви!

Пётр (читает).

 

Ты меня поразила, как молния.

Я не знаю, мне жить или нет.

Раной сердце моё переполнено,

Ты теперь мой единственный свет.

 

Может быть, твой ответ станет выстрелом,

Что меня поразит навсегда.

Или жизнь мою звёздами выстели,

Или света мне вновь не видать.

 

Евгений. Боже! Разве это возможно. Ты меня пугаешь. Тебе надо расслабиться, немедленно пойдём в бар.

Пётр. Не хочу никакого пива. Ничего не хочу. Только думать о ней. Хочу её видеть, стоять рядом, держать за руку.

Евгений. Вспомни, у тебя же были женщины… Держать за руку! Ужас! Кто бы ожидал!

 

 

 

Картина десятая

 

 

Евгений у Игоря с Изабеллой.

 

Игорь. Жень, что случилось, ты бледен?

Евгений. Побледнеешь тут. Не представляете, до какой степени он влюбился в Изабеллу. Я бы не поверил, что человек вообще может так влюбиться.

Игорь. Но моя жена – королева. Я не сомневался.

Изабелла. Видишь, Женя так не считает.

Евгений. Вы о чём? Тут катастрофа!

Игорь. Не пугай.

Евгений. Вот, послушайте: человек не спал две ночи, но написал это. Причём в первую ночь не смог придумать ни строчки. Он, вообще, не употребляющий слов (читает).

 

Ты меня поразила, как молния,

Я не знаю, мне жить или нет.

Раной сердце моё переполнено.

Ты теперь мой единственный свет.

 

Может быть, твой ответ станет выстрелом,

Что меня поразит навсегда.

Или жизнь мою звёздами выстели,

Или света мне вновь не видать!

 

Игорь. Ничего стихи, средние.

Евгений. Ты не о том думаешь. Петька сходит с ума по твоей жене. Он же считает, что она им восхищена.

Изабелла. Мне страшно. Что мы наделали! Мне надо бежать!

Евгений. По крайней мере, надо всё обдумать.

Игорь (озабоченно). Эксперимент удался. Твой брат стал человеком. Заговорил. Даже стихами.

Евгений. Он не только заговорил – он сошёл с ума!

Игорь. В чём угроза, если не буйный?

Евгений. Вы не представляете, он, который сами видели, ходил в чём попало, не задумываясь – какой он себе купил элегантный костюм. Куда он теперь в этом костюме? А ещё галстук и яркую рубашку. Он никогда не носил галстуков!

Игорь. Бедный Петя. Как он вспыхнул перед Изабеллой.

Изабелла. По сравнению с тобой, это что-то!

Игорь. Сравнила – я весь в искусстве, а он – на голую душу.

Изабелла. Вот, выйду за него замуж, побудешь весь в искусстве.

Евгений. Не отвлекайтесь.

Изабелла. Предлагайте варианты выхода. Я переборщила.

Евгений. Можно сказать, что ты замужем за плавающим капитаном. Мол, увлеклась, лишённая мужской ласки. Он хотя бы поймёт. А уж объяснить – твой выход психолога.

Изабелла. Беспокойно мне. Как бы самой не понадобился психолог. Как всё казалось легко.

Игорь. И опыт парадоксов друг!

Изабелла. Чувствую, тебя всё забавляет.

Игорь. Принимаю действительность такой, какая есть. Ты же умнее меня – выкрутишься!

Евгений. Ребята, вы опять не туда говорите. Похоже, я один опасаюсь неизвестности. Повторяю: он впервые в жизни сам себе купил костюм! Это переворот!

Изабелла. Уже сомневаюсь, что я психолог. Я, всё-таки, баба.

Евгений. Но другой у нас нет. Назревает драма.

 

Пауза.

 

Изабелла. Думаю так: надо чтобы его драма выглядела не такой горькой, как моя!

Игорь. Мы задумались.

Изабелла. Надо чтобы он стал сочувствовать мне, моему невыносимому горю, моему женскому разбитому сердцу.

Игорь. Умно.

Изабелла. Как теперь всё организовать?

Игорь. Я же говорил, что ты умней.

Евгений. По логике, ему надо блеснуть перед тобой в новом наряде. Исчерпать это желание. Я сам куплю вам билеты в театр. Так сказать, надо создать тормозной путь разочарования. Что я говорю!

Изабелла. Нет, разумно. А он любит театр?

Евгений. Не знаю – он ни разу там не был. Но с тобой пойдёт хоть куда. Хоть на плаху.

Игорь. На плаху? Это, пожалуй, уровень проблемы.

Изабелла. Вот только не умничай!

 

 

 

Картина одиннадцатая

 

 

Пётр с Изабеллой выходят из театра.

 

Изабелла. Какая прелесть – как она играла полячку!

Пётр. Кто?

Изабелла. Тебе вообще понравилась пьеса?

Пётр. Мне непрерывно нравилась ты – я смотрел только на тебя.

Изабелла. Ты сумасшедший!

Пётр. Теперь всегда буду такой – это лучшее состояние, какое бывает. Когда всё нипочём!

Изабелла. Если бы ещё можно было жить с сумасшедшим. Но, увы.

Пётр. Изик, ты печальна?

 

Изабелла плачет.

 

Пётр. Изочка! Что с тобой? Я что-то… не так?

Изабелла. Я несчастная баба! Обещай, что не рассердишься на меня и никогда меня не забудешь. А я буду помнить всю жизнь только тебя.

Пётр. Я не понимаю…

Изабелла. Всё до ужаса просто: я, глупая, тебя полюбила, но у меня есть муж. Он полгода в море. Я его тоже люблю. Я поклялась ему в верности перед Богом. Я несчастная баба! Давай постоим. Я хочу хоть постоять рядом с тобой. Это для меня так много значит. Мы только постоим. Почему ты не встретился раньше! Ведь Женя с Игорем друзья со школы. Что за судьба! Почему она нас терзает! Ты меня возненавидишь?

Пётр.... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

3d печать: центр печати replica печать.
Поддержите «Новую Литературу»!