Евгений Базарофф
РассказОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.07.2013
Адель, для тебя.
Мягкий оранжевый шар солнечного золота медленно опускался за край города. Казалось, ему было неуютно среди переплетения дорог и улиц, остывающих человеческих обид и разочарований. – Ты веришь в любовь? – Не знаю, скорей всего, это выдумка, вроде Деда мороза и снежного человека. Людям ведь надо верить чудеса, иначе жить было бы совсем скучно. Маша замолчала и посмотрела за окно, где фонари пускали свой тревожный свет. Короткая юбка открывала её бледные ноги с синяками, а оранжевая рубашка делала её похожей на маленькую взъерошенную птичку. Неважно, юбка на ней или джинсы, мне кажется, ей всё подходит. Сейчас она сидела на подоконнике, болтала ногами в кроссовках, а я мог бы слушать до утра её звонкий голос. На стене картина в потёртой раме. На ней нарисован играющий на саксофоне музыкант. Сколько помню, эта картина всегда висела на одном и том же месте, на лестнице, между первым и вторым этажом. Может, про неё все забыли, а может, просто никому нет дела до старого одинокого музыканта. Скорей всего, он и рад был бы сбежать, но куда сбежишь от холста? – Я верю в музыку. Пойдём ещё поиграем. Она соскочила с подоконника и, точно как воробушек, запрыгала вниз по лестнице. Я пошёл вслед за ней.
Несколько дней назад мы договорились с руководителем музыкального училища, что будем приходить по вечерам и репетировать. Пётр Фёдорович в принципе был только «за», при условии, что мы согласимся выступить на ближайшем празднике в музыкалке. Выступать всё равно пришлось бы нам, потому что все остальные, скорей всего, отказались бы, сославшись на дела, так что выбора у нас не было. Маша играет на гитаре и поёт песни, которые сама сочиняет по ночам. Надеется когда-нибудь стать известной, но в узких кругах ценителей настоящего искусства. Не хочу скатиться в мейнстрим, так она это объясняет. А я стучу по барабанам. Мне кажется, у нас хорошо выходит. Даже придумали название для своей маленькой группы – «Полынь», голос у Маши немного хриплый, когда она поёт, поэтому музыка у нас получается такая же горькая и дикая, как это растение. Ненавижу маленькие душные комнаты, но эта комната особенная. Всё здесь: и шкафы с нотами, и пианино в углу, и пыльные стулья с красной обивкой обладало волшебством. Здесь жила музыка. Мы поставили для себя два стула у окна, так у нас появлялось ощущение свободы, да и просто, чтобы было не так жарко. В открытом окне красиво мигают городские огоньки, ветер приносит запахи и звуки. Мне нравится смотреть, как Маша играет. У неё на лице в этот момент можно прочитать все чувства, для которых человек придумал название, и даже больше. Спокойная и даже сдержанная в обычной жизни, здесь она не стеснялась своих самых мучительных переживаний. И не дай вам бог сказать, что музыка это просто сочетание звуков, и есть более важные вещи в жизни, уйдёт, хлопнув дверью, и перестанет с вами общаться, возможно, даже навсегда. Мы взяли в руки инструменты и вновь наполнили серый воздух жизнью. Музыка беспощадно крошила закостеневшее пространство. Она не хотел мириться с тишиной и спокойствием. Не хотела оставаться в этой комнате, если бы ей разрешили, она бы… Но музыканты устали. Где-то около часа ночи мы закончили, мокрые от пота, уставшие, но счастливые. Мы жили недалеко от училища. Я проводил Машу до самой двери её квартиры. Звонок прокашлял несколько раз, наконец, дверь открылась. Изнутри выглянула женщина с жёлтыми волосами. Халат с цветами висел на её худых плечах. – А, это ты… И она равнодушно снова исчезла внутри квартиры. – Я позвоню, – Маша улыбнулась и оставила меня одного в холодном сумраке подъезда.
Проводив Машу домой, я отправился к себе. Идя между тёмными силуэтами домов с яркими квадратиками окон, я думал о том, что за каждым окном скрывается своя история, история семьи, о которой я никогда не узнаю. А было бы интересно стать невидимкой, пройти сквозь бетон стен, и посмотреть на чужую жизнь. Как ужинает эта семья, как они обсуждают проблемы, как смотрят вечером кино, обнявшись или сидя поодиночке. Неожиданно меня вырвали из тёплых мыслей. – Дай денег. У меня на пути стоял мальчишка лет двенадцати. По злому блеску в глазах я понял, что он хорошо знает законы улицы. Но мне совсем не хотелось отвечать ему грубостью. Мне даже было его жалко. – На, вот, всё что есть, – я выгреб из кармана всю мелочь и высыпал ему на ладонь. – Угу. А в рюкзаке что? – и он показал на мою спину грязным пальцем. – Барабан. Я музыкант. Хочешь послушать? Он недоверчиво смотрит на меня. Наконец кивает. – Только подожди, я сейчас за пивом сбегаю. Пока его не было, я достал дарбуку, устроился на бордюре.
Вот и мальчишка, облился пеной на ходу. Ладони привычно ударили, начали отбивать причудливый ритм. Мне всегда нравились барабаны, они напоминают мне о жаркой Африке. Даже зимой можно носить с собой саванну в рюкзаке. Странно чувствовала себя музыка здесь, возле остановки, усеяной мусором, возле рекламы колы и чипсов. Но я видел, что-то неуловимо меняется у этого мальчишки в лице, значит, музыка здесь не зря. Она всегда там, где нужна. – Угу, – снова сказал мой единственный слушатель, когда я закончил. Чувствовалось, что он хочет как-то отблагодарить, но совсем не умел этого делать. – Там дальше Вовик стоит, скажи, что от меня, пусть тебя не трогает. А я Слива. И он исчез в темноте, откуда и появился. Я усмехнулся про себя и пошёл домой.
На следующий день около девяти меня разбудил звонок от Маши. Голос у неё был приподнятый, даже немного весёлый. – Давай встретимся после обеда на пруду. – Ок. – И барабашку не забудь захватить. И она быстро положила трубку. Значит, что-то задумала. В любом случае надо было вставать. Я позволил себе ещё несколько минут полежать с закрытыми глазами. В такие минуты внутренней тишины в голову часто приходит или обрывок мелодии, или строчка из будущей песни. Но сегодня ничего такого не было. Вместо этого завалился мой внутренний критик, уселся вальяжно в кресло посреди головы. – Странная штука жизнь, не правда ли? Только что беззаботность стучала в окно по утрам, а самой большой проблемой было упавшее на землю мороженое, и вот… Все уже говорят, что пора тебе повзрослеть. Тебе уже двадцать два, а чего ты добился? Думаешь, твоё музицирование чего-то стоит? Нет, так нельзя. Я вскочил, пытаясь вытрясти этого наглого гостя из своих мыслей. То, что я делаю, чего-нибудь да стоит, я видел это вчера.
Отец как всегда сидел на кухне в это время, пускал дым от сигарет по всей кухне и пил кофе без сахара. Пока я возился с водой и кофейными зёрнами, он делал вид, что смотрит в газету, но на самом деле поглядывал на меня. – Всё хорошо? Не знаю, как он замечает моё внутреннее беспокойство. – Да. Хотел с тобой поговорить. Я поставил кружку с кофе на стол, сел напротив него. – Ты помнишь, как был молодым? – Ты что, меня в старики записал? Конечно, помню. Но знаешь, так, как будто склеили киноплёнку. Много-много разных кадров. Хороших, конечно, больше. Почему такие странные вопросы? – Просто подумал… Ты веришь в любовь? – Вот ты к чему вёл. Конспиратор. И он засмеялся своими синими глазами. – Конечно, верю, но она же бывает разная. Невозможно любить одинаково бутерброды с сыром и весь мир.
Когда стрелка часов перебралась за двенадцать, я уже шёл к городскому пруду. За спиной висел рюкзак с дарбукой. Мне кажется, нет ничего вкусней летнего города. Всё смешивается в нём невероятный коктейль: запахи травы и цветов, гудки машин на перекрёстках, улыбки девушек, идущих навстречу. Летом всё приобретает объём, все чувства. Всё кажется неслучайным. Вот и у меня сейчас было странное предчувствие чего-то важного. Такое бывает обычно в новогоднюю ночь, когда все обязательно верят в чудо. А мне это кажется глупым, в детстве я даже специально в полночь старался ни о чём не думать, когда все пили шампанское. Маша уже ждала меня. Задумчиво дёргала струны, сидя прямо на каменных ступеньках возле воды. Увидев меня, она сощурилась и улыбнулась. – Привет. Вот, подумала, что стоит поиграть на улице. Мы же так много репетировали. – Хорошая идея. Давно хотел попробовать. Неподалёку был переход, ведущий на другую сторону пруда. Это было своеобразное культовое место для уличных художников, музыкантов, всяких творческих неформалов и всех, кто более или менее причислял себя к ним. Придя сюда, вы могли ненадолго почувствовать себя творческой личностью, бунтарём, даже если держали кисточку последний раз в детском саду. Здесь повсюду были надписи вроде «Цой жив!», «Последний герой». А на одной из стен был нарисован большой и грустный портрет Цоя, сделанный чёрной краской. Он смотрел на проходящих мимо людей и, казалось, хотел что-то сказать, но не мог. Туда мы и пошли.
Ещё издалека мы услышали металлические звуки гитарных струн. Чем ближе мы подходили, тем сильней становилась музыка, она буквально забиралась внутрь, не спрашивая разрешения, волновала. И вдруг оборвалась. Прямо напротив цоевского красно-жёлтого солнца курила девушка. Кольца дыма красиво закручивались вокруг её немного нестандартного лица. На девушке была клетчатая рубашка с закатанными до локтей рукавами, джинсы, потёртые до белизны, на голове чёрная шляпа с розовой ленточкой. Через плечо на жёлто-зелёной плетёной верёвочке висела гитара, такая побитая, что можно было удивиться, как на ней вообще можно играть. У ног девушки лежал чехол от гитары, куда она собирала металлическую и бумажную мелочь. – Народу мало. Было понятно, что обращалась она к нам, но можно было подумать, что к разноцветной стене напротив. – Надель, можно просто Надя, – и она неожиданно протянула ладонь, испачканную в краске, сначала мне, а потом Маше. И она засмеялась вдруг ярким, цветным смехом. Стало понятно, что человек с таким смехом просто не может иметь серых уголков внутри. Вообще у Нади почти всё было «вдруг». Внутри у этой девушки был целый мир, состоящий из стихов, полыни и чувств, постичь разгадку которого никому не было под силу. И каждый, кто с ней встречался, оставался в лёгком недоумении и очаровании. – А мы поиграть хотели, – Маше Надель тоже понравилась. – Предлагаю трио, – Надель забавно тренькнула по струнам. – А называться оно будет «Полынь и надежда», – я как участник трио имел право голоса. – Годится. Занимайте места! Я и Надель предпочли стоять, Маша постелила куртку на бетонный выступ у стены, где и устроилась. Музыка весело запрыгала по переходу, подгоняя прохожих, рассыпалась как конфетти.
Наше только что созданное трио «Полынь и Надежда» играло до вечера. Маша и Надель пели по очереди, но голос у Маши всё же был более резкий. Большинство людей в смущении проходило мимо, некоторые останавливались и слушали, тогда я понимал, что всё это не зря, а мой внутренний критик шипел от злости. Время от времени нам подкидывали мелочь. Вечером, когда улицы уже начали пустеть, мы посчитали заработанные деньги, оказалось не так уж плохо. В магазине продавщица с грустным и усталым лицом продала нам пирожки с капустой. Тут я заметил, что Надель, видя печального человека, сталкивалась с неразрешимой для себя проблемой. Мир для неё был полон красок, музыки, как можно грустить, да и зачем? Забравшись в случайный двор, мы наконец-то могли поесть. – Мммм… блаженство! Человеку немного надо для счастья, иногда даже один пирожок. – Надель с таким видом жевала свой пирожок, будто это был изысканный деликатес. – Ты веришь в любовь? – я решился всё же у неё спросить. – Я думаю, что да. Любовь есть, смотри. И Надя показала на росток, пробивший асфальт. – Разве это не любовь к жизни? – Простая биология. – Маша искала, обо что вытереть жирные пальцы. Я промолчал. – Я не верю в биологию, я верю в силу любви, которая заставляет этот мир вращаться.
Большой чёрный жук приземлился мне на ногу и никак не хотел улетать, как я ни пытался его стряхнуть. Может, он был влюблён и не думал о том, что его могут прихлопнуть? Надель осторожно сняла его бумажкой у меня с джинсов. Жук сидел на самом краю пропасти, шевелил усами и был вполне доволен тем, что на него обратили внимание. Наконец, затрещал крыльями и улетел. – Вот попробуй, обними меня, – Надель встала со скамейки. – Зачем? – это было неожиданно для меня. – Мне интересно, что ты почувствуешь. Я подошёл к ней и осторожно прижался к её теплой, пыльной рубашке. Это оказалось на удивление приятно. Какое-то забытое с детства электрическое ощущение близости. Маша хмыкнула, но тоже решила попробовать. Они долго стояли, обнявшись, словно сёстры после долгой разлуки. Наверху, в небе, громыхнуло. И вдруг мы одновременно взорвались, радуясь первым каплям. Мы прыгали как дикари, кричали и обнимались, а дождь лил всё сильней. Странно мы, наверно, выглядели со стороны.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|