Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 22. Часть вторая. Беспощадность литературы. Абсурднее не бывает 23. Часть вторая. Беспощадность литературы. Камень 24. Часть вторая. Беспощадность литературы. Назвать вещи своими именами Часть вторая. Беспощадность литературы. Камень
Свою книгу, названную «Миф о Сизифе», Камю завершает интерпретацией того самого мифа: Сизиф, обреченный богами вкатывать на гору камень, достигнув вершины, упускает предмет стольких усилий, камень скатывается к подножью, Сизиф возвращается на исходную, все повторяется заново, и так – бесконечно.
«Если этот миф трагичен, то все дело в сознательности героя. Действительно, разве его тяготы были такими же, если бы его при каждом шаге поддерживала надежда преуспеть?..» – вопрошает Камю с грустью человека, которому открылся абсурд.
«Но он трагичен только в редкие минуты, когда его посещает ясное сознание... Ясность ума, которая должна быть для него мукой, одновременно обеспечивает ему победу. И нет такой судьбы, над которой нельзя было бы возвыситься с помощью презрения», – заключает философ.
Мне нравится гордая трагичность Камю. Мне импонирует его установка смотреть правде в глаза. Мне близки его отрицание Высшего смысла, вздорной надежды – и близок дух воина в поединке с неодолимым. В судьбе каждого отдельного человека – свой камень. День за днем, год за годом человек куда-то карабкается, толкая перед собой главный смысл своей жизни, который является точкой приложения главных усилий. Достигнув вершины, человек переводит дух. И вдруг обнаруживается, что смысл ускользает, откатываясь ровно туда, где начинался тягостный путь. Это – метафора любой человеческой жизни. Камень писателя – литературное творчество. Только самые стойкие выдерживают до конца. То, что начинается как спонтанность, как порыв художественного вдохновения, с первой же вершиной исчерпывает хмельную мечту, и начинается новая мука очередного произведения и новая трата жизненных сил. Спустя несколько таких изнурительных циклов, приходит усталость, иллюзии рассеиваются, и явственно открывается нескончаемость этой пытки на фоне отсутствия рационального смысла. Момент осознания реального положения – критическая точка переосмысления своего «Я». Вдруг в мозг вонзается острая мысль: «А мне это нужно? Не лучше ли плюнуть, да пойти налегке?» Однако оказывается, бросить затею не так-то просто. Стоит вернуться в рутинную жизнь Обывателя, становится очевидным, на какую бессмыслицу тратит жизнь большинство людей – и Художник в-себе опять налегает на камень искусства. Вопрос «зачем?» здесь теряет свою актуальность. Какой-нибудь камень все равно придется толкать. Свобода лишь в том, чтобы из многообразия абсурдных путей выбрать тропу, которая назначена только тебе. Альбер Камю предписывает нести свою ношу с достоинством, пронзая перспективу трезвым взором, исполненным ясности, отрицая небесного Бога, посмертное воздаяние и самое надежду на прижизненное значение. Пожалуй, абсурд – это тот крайний предел познания мира, которого к середине ХХ века достиг реализм как искусство последовательной, строгой логической мысли. Для человеческой реальности далее простирается хаос Ничто. Мне остается, спустя семьдесят лет после Камю, после модернизма и на излете постмодернизма, реанимировать реализм, чтобы внести в него дополнение, чья абсурдная цель – ...
Оглавление 22. Часть вторая. Беспощадность литературы. Абсурднее не бывает 23. Часть вторая. Беспощадность литературы. Камень 24. Часть вторая. Беспощадность литературы. Назвать вещи своими именами |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|