Алевтина Бояринцева
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
![]()
Женщину, пришедшую в поэзию, всегда будут сравнивать с великими Мариной и Анной. Как бы она ни звалась, каким бы ни был её голос. Цветаева и Ахматова (Ахматова и Цветаева) – два эталона женственности таланта и талантливости женщины. А дальше всё зависит от душевного и поэтического опыта читающего ли, слушающего ли. Кого-то успокоит «похожесть». Кому-то завораживающе-колдовские напевы ранней Ахматовой покажутся чуждыми в новых строках. Кто-то одобрительно кивнёт жестковатым ритмам Цветаевой. Можно ли сделать вид, что новые строки – первые строки на земле? Пожалуй. А если поэту важнее его родство с другими – теми, кто был прежде, до?.. До его личной музыки. До его первой строки. Почему на экране моего гудящего ноутбука страницы Татьяны Ивлевой? Сначала просто ощущала комфортность её строк: читать приятно, легко. Рождаемое строками биополе оказалось хорошо совместимым с моим читательским полем. Но совсем все объяснилось, когда имя поэта – и неожиданно, и наконец – соединилось с трепетно любимым образом-архетипом «той самой» Татьяны:
Твержу упрямо, неустанно, Скользя по кромке ледяной: – В петле всемирного обмана Держи баланс, душа-Татьяна, И следуй – след во след – за мной. («Ночная прогулка», 2021)
Именно здесь возникла мысль о том, что этим образом – пришедшим к Пушкину и им отправленным в живую жизнь родной культуры – определяется, кодируется многое в поэзии Татьяны Ивлевой. Татьянин код – это сверкающий, чистый лёд, вовремя охладивший опасный жар, превративший в идеальные кристаллы неровный и нервный поток. Вопрос предложного падежа: «о ком, о чём?» (глупейший для поэзии) – предлагаю заменить на вопрос именительного: «кто?» – живёт, пребывает, таится в стихах. Кто? Птицы, ангелы. Легки, крылаты, в светлые для поэта моменты словоподобны, в тёмные – милосердны, спасительны:
Вспугнутой птицею бьётся отчаянно, Мечется, просится в сердце ко мне Слово забытое – птица печальная, Что не разбилась о глыбы камней... («Слово забытое», 2019)
А там, вверху, на краешке обрыва, Меня спасая, тянет руку мне Пресветлый ангел с веточкой оливы, С глазами мамы, явленный извне. («Себя во сне я часто вижу нищей…», 2015)
Но не всегда ангел облачён в белое. Иногда его цвет другой – тревожный, пульсирующий:
Что ж, встречай меня, Ангел Оранжевый, Ангел огненной боли моей, Принимай, привечай, привораживай У распахнутых настежь дверей! («Экспромт из госпиталя», 2023)
Ангелы добры, по-особому человечны, поэтому так тянутся к особым людям, ободряя и окрыляя их своим присутствием. Поэтому поэты – крылаты:
Мы простимся на излёте лета В сумерках вселенской суеты, Ангелы, а для людей – поэты, И без слов обнимемся на «ты». («Прощание в Париже», 2022)
Поэты, ангелы, птицы образно рифмуются в строках Татьяны Ивлевой. Иногда они кажутся даже взаимозаменяемыми персонажами.
Кто там живёт? А там живёт поэт. Он ходит днём по острой грани бритвы, А по ночам вершит свои молитвы... Пока он жив, в ночи пребудет свет. («Спят этажи…», 2018)
…Хотя, скорее, не персонажами, а символами: в них воплощается свобода, любовь к ней, стремление к ней. Свобода всегда полётна:
О птица-Жизнь! Над ликом мирозданья Паришь самодержавно и вольготно! И не было б в тебе очарованья, Когда б ты не была так мимолётна. («Птица-Жизнь», 2024)
Свобода напрямую не противопоставляется оковам. Она противостоит непониманию («Монолог Синей Птицы»: «Но никто синей магии не замечает»), одиночеству, кочевью. Порой кажется, что свобода там, где «ветка нежная сирени», тёплая печаль и тёплый дом. Поэт – таким творит его Татьяна – не ищет бури. Знаменитый лермонтовский парус, кажется, перестал быть его эмблемой, цеховым знаком:
...А мне теперь покой лазури Милей, чем ветер штормовой... Нет, парус мой не просит бури, Не бьёт крылом над головой. («Парус», 2016)
Это уставший поэт. Он устал от бури-борьбы или уверовал в её бессмысленность. Ветряные мельницы и настоящие великаны остались далеко: в прошлом или на другом конце личной вселенной. Но чем убедительней и спокойней поэт говорит о покое лазури, тем отчётливей звуки его мечты совсем о другом:
А по ночам легко, бесплотно Витают сны над головой: Мне снится не сквозняк залётный, Но вольный ветер штормовой!
Возможно, ещё не залечены раны от прошлых бурь и нет сил на мятеж, но продолжает пульсировать беспокойная жилка. И когда-то её пульсация вернёт голосу поэта прежнюю звучность и силу, оживит творческий темпоритм. Пока в стихотворениях приглушён свет, тона. Детально разработана палитра минорных красок – от скорбных до спокойно-мудрых («в радости бывает доля грусти / а бывает и наоборот»), от элегических («в миноре ноября») до высветленно-лирических, трепетных («ветка нежная сирени / кружевным махнёт платком…»). И как звучит в этой атмосфере печаль – слово-образ, слово-мелодия!.. Тишайший, всегда мягкий «ч» – как призыв к тишине («ччч»): в ней отчётливей тени, старые обиды, тайные страхи («чужие», «кочевья», «ничей», «черным-черны»…). Неожиданно и красиво из этого приглушённого звучания появляется Малевич – не просто яркое имя, а мотив, создающий переход от темноты к свету. От Малевича легко протягиваются интонационные, сонорные нити к античности:
И чем гуще грядущая тьма, Тем светлее античные лики. («Не найти никого…», 2014)
Так, тишайше-незаметно проводит нас поэт сквозь шумовой хаос, горечь чужой речи к светлому родному звучанию (журчанию), к предчувствию чистого, негремящего мажора.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2025 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Мультимедийные шоу билеты на мультимедии ное шоу. . Какие документы необходимы для аккредитации. |