Николай Божиков
РассказКупить в журнале за март 2017 (doc, pdf):
Лицо у неё бледно-серое, сплошь в продольных и поперечных морщинах. Перекрещиваясь, они делают кожу похожей на спёкшуюся потрескавшуюся землю. Волос на голове почти не осталось. Под ними проглядывает маленький череп в коричневых пятнах. Кожа на тонкой шее обвисла, а вены под ней – словно виноградные плети. Черты её внешности составлены из острых углов: выпирающие скулы, нос, подбородок. Лишь глаза живут особняком на лице. Кому довелось заглянуть в них, будет помнить их долго. Если есть на свете прибежище доброты, оно в этих слезящихся девяностолетних глазах. Ираида Евстафьевна – пациентка хосписа. Она пережила и мужа, и сына, достигла почтенных лет. Внуков ей сын не оставил, она одинока. И вот теперь смерть спохватилась, вспомнив о ней. Загнала её сюда, дала небольшую отсрочку. Ираида Евстафьевна ждёт прихода Веры, медсестры, которая ухаживает за ней и выполняет назначения, расписанные врачом Кириллом Андреичем в скорбном листе, как некогда называли медицинскую карту. Её врач, статный мужчина лет сорока с голубыми глазами и глубокими залысинами, заходит к ней нечасто. Ираида Евстафьевна благодарна залысинам на докторской голове. Они позволили ей на несколько минут перенестись в её приморское детство. Напомнили два края берега, почти одинаково глубоко вдающиеся в море, на которые девчонкой глядела она из-под ладони, стоя на высоком холме. Белое сияние паруса над синевой бухты. Может ли быть что-то прекраснее этого!
Появляется Вера. Она приветливо улыбается Ираиде Евстафьевне. Справляется, как сегодня дела. «Спасибо, Верочка, старуха держится». Вера открывает окно, надо проветрить помещение. Пронизанный птичьими голосами воздух врывается в палату, доносит из больничного сада запах цветущей сирени. «Вот и весна, дождалась!» Ираида Евстафьевна щурит блаженно глаза. Потом идут привычные дела: опорожнение и чистка судна, перестилание постели, обработка кожи в местах начинающихся пролежней, перемена нательного белья, умывание. На сегодня намечена ещё и стрижка ногтей. А после завтрака она поедет на кресле-коляске в сад «погулять». Руки у Веры хоть и маленькие, но сильные. Всё получается у неё умело, без лишней натуги: поддержать, пересадить, в постели перевернуть. Вера старается уделить Ираиде Евстафьевне немного больше времени, чем другим пациентам. Она живёт неподалёку, бывает, заглянет к старушке и вне рабочих часов, просто так – поговорить. Ираида Евстафьевна нравится Вере. Она не жалуется, не капризничает, не замыкается в себе. Kогда подступает боль, она поджимает губы, прикрывает веки, и лицо её съёживается в гримасе страдания. «Верочка, поставь мне укол, дочка, так нутро сверлит – мочи нет». Вера вводит ей под кожу морфин. Иной раз удаётся обойтись таблетками того же морфина, но они почти всегда в дефиците в аптеке, приходится глотать трамал вместе с но-шпой, а это едва помогает. Старость, помноженная на смертельный недуг, с её беспомощностью, неприятным запахом, переменами в характере не в лучшую сторону – всё это не опрокинуло её достоинства.
Ираида Евстафьевна попала в хоспис в виде исключения. Умирающих её возраста не считается целесообразным помещать туда. Но судьба распорядилась иначе. Отсутствие у неё родственников, стечение обстоятельств, да и хлопоты районного онколога решили дело. Она гонит от себя картины случившегося перед самым переездом в последнее пристанище. По недосмотру и рассеянности внимания она учинила пожар в своей маленькой квартирке, которая чуть было не выгорела. Сама она, вцепившись обеими руками в томик стихов, едва спаслась из пламенно-дымного ада. Пожарный вынес оттуда её тщедушное тело на своих руках. «Безумная старуха!» Она могла стать причиной страданий и даже гибели людей, своих же соседей. Когда все дела переделаны, Вера отвозит Ираиду Евстафьевну в сад, ставит кресло-коляску поближе к сирени. Укрывает ей жёлто-коричневым пледом ноги. Они вечно зябнут, эти ноги, старая ленивая кровь плохо доходит до них.
У Веры есть возможность недолго побыть с бабулей. Она поправляет ей плед, достаёт из кармана халата книжку, ту самую, спасённую от пожара, и передаёт её своей подопечной. Ираида Евстафьевна не расстаётся с этой книжкой. Издана она в Петербурге в 1923 году. На жёлтой обложке в неброской рамке с цветочным орнаментом крупно напечатано «КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ», а выше и менее крупно – ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ. Этот томик стихов преподнёс ей покойный муж Сеня, когда ей исполнилось семнадцать. Тогда он ещё ухаживал за ней, а поженились они двумя годами позже. Во время прогулки по горному лугу Сеня собрал для неё возле ручья букет белых примул. Она тогда засушила несколько цветков в толстенной книге, а позже переложила один из них в Сенин подарок, отметив страницу с любимым стихотворением. «…Я люблю на бледнеющей шири В переливах растаявший цвет… Я люблю всё, чему в этом мире Ни созвучья, ни отзвука нет». – Это, Верочка, память о Сене, муже моём, – поясняет Ираида Евстафьевна, поглаживая книжку. – Мы оба без ума были от этих стихов. Сеня мне вслух читал, а я слушала как заворожённая. – Вы, видно, очень любили мужа. – Он у меня один на всю жизнь. Я через него и узнала, какая она, любовь. А когда он калекой без руки с войны воротился, любила его больше прежнего. Ираида Евстафьевна расчувствовалась, шарит в кармане халата рукой, ищет скомканный платок, чтобы утереть мокрый нос. Вера приходит на помощь, управляется салфеткой из марли. «Спасибо, милая, что бы я без тебя делала».
Ираида Евстафьевна слабнет день ото дня. Она чует, дней земных ей осталось меньше, чем пальцев на двух руках. Она смотрит на проплывающие белые облака, не находящие себе места, не сознающие, сколь кратко время их жизни. После паузы Ираида Евстафьевна говорит: – Я хочу, Верочка, попросить тебя об одном одолжении. Вера наклоняется к ней, слегка пожимает ей руку. – Я о том, чтоб книжка моя стала твоей, как умру. Пообещай, что так будет. – Обещаю, Ираида Евстафьевна.
Проходит восемь дней. Ираида Евстафьевна просит Веру больше не делать попыток кормить её. Скоро она погружается в сон. Изредка пробуждаясь, отстранённо вращает глазами, не понимая, где она и что происходит. Вера смачивает ей губы, протирает влажным полотенцем лицо. Агония протекает тихо, без мук, продолжается часа два. Вера ловит последний то ли вздох, то ли хрип Ираиды Евстафьевны. Рука её мягко сомкнута вокруг обтянутых кожей косточек – пальцев бабулиной кисти. Утром Вера бросает прощальный взгляд на пустую кровать, где лежала Ираида Евстафьевна, передаёт дежурство заступающей медсестре. Она кладёт к себе в сумку книжку бабули и покидает здание хосписа. Идёт по больничной территории к служебному выходу, минуя двухэтажное безликое здания морга. Стеклянные двери морга весело поблёскивают на солнце…
Пролетает год. В жизни Веры появляется мужчина, молодой, примерно одних с ней лет. После расставания с прошлой любовью она не чувствовала в себе сил завязать новые отношения. Но теперь что-то стронулось в ней. Его взгляд, его голос одаривают неостывающей радостью. В один из дней мая Олег приходит к Вере домой. На глаза ему попадается книжка со стихами, старая, с жёлтыми страницами, почти не потрёпанная, должно быть, владелец хранил её бережно. Вера рассказывает Олегу об Ираиде Евстафьевне. Открывает страницу, заложенную цветком примулы. Тёплый аромат наполняет комнату.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Турция пересадка волос в анталии - лучших больниц по пересадке волос в анталии. |