Евгений Бриммерберг
Философское эссеОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013Оглавление 19. Часть 19 20. Часть 20 21. Часть 21 Часть 20
Зло в соприкосновении со мной превращается в ненависть, а добро – в любовь.
Нет дома мне, а есть прибежище от бед, в котором смерть меня ещё не свергла. (Нёс картину «Концертная симфония Моцарта» по Маросейке. Звучала ария «Царицы ночи»).
Пятое определение идеи Бога. Я не верю в Бога, потому что он есть. Доказательство. Бог есть по определению. Высказывание «Бога нет» происходит из несовершенного понимания его идеи и не заключает в себе ничего, кроме противоречия: отрицание не соответствует определению Бога, который есть Абсолютное Бытие. Не может быть чего-то вне Бога, не будучи в нём, и поэтому отрицание его невозможно. Чего-то может не быть, но только потому, что есть неотрицаемое. Если бы оно отрицалось, невозможно было бы знать, что чего-то нет среди или сверх того, что есть. Не было бы того, чего нет. Отрицание невозможно вне Бога и возможно только в Боге, и поэтому оно истинное отрицание, то есть такое, которое указывает или на отсутствие, или на ложность чего-то. Поэтому такого отрицания как отрицание Бога – нет, а если оно все-таки есть, то это значит, что в Боге отрицается не Бог, а вымысел, а Бог – незнаем. И поэтому невозможно верить в Бога, который есть. Верят в того Бога, которого нет. И говорят при этом, что Бог, которого нет, есть. А это и есть вера. Вера заключается в утверждении, что Бог, которого нет, есть. Но Бог есть по определению как Абсолютное Бытие, и поэтому нет никакой разницы между отрицанием Бога и верой в него: ведь в обоих случаях он является предметом отрицания, только неверие на этом останавливается, а вера утверждает, что он в качестве отрицаемого есть (потустороннее существо, причина, начало и конец творения). И поэтому вера, поскольку внутри Бога она отрицательна, то есть говорит о бытии того, чего нет, с одной стороны – ложна, поскольку противополагает Абсолютное Бытие конечным вещам (а это противоречие, поскольку Абсолютное Бытие их включает), а с другой – истинно, поскольку говорит о необходимости откровения Абсолютного Бытия в мире конечных вещей.
Пояснение к Пятому определению идеи Бога. Непознаваемось Бога – это предубеждение, иррациональное недомыслие. Идея Бога связана с абсолютной, истинной возможностью познания. Без этой идеи познание становится эфемерным вымыслом, легко опровергаемой условностью. Божественные же знания опровергнуть невозможно. В этом смысле Бог является кульминацией знания, абсолютно очевидной достоверностью, не нуждающейся в вере, открытой возможностью творения и познания. Он абсолютно разумен, а иррационального Бога нет. Он вымысел и суеверие.
Широки масштабы человеческих деяний. С одной стороны – Гвардия Камбронна, идущая на пушки Веллингтона; с другой – Пьер Безухов, не желающий, чтобы его бессмертную душу проткнул французский штык.
Ответ на письмо М. Л. В присланных Вами изображениях есть дух подлинной веры. Это очевидно. Проблема в том, что сознание вышло за пределы этой веры и ищет новую, основанную на знании, а не на непостижимом чуде вознесения, преображения, воскрешения. Эти домыслы можно понять как аллегории, символы, отражающие и выражающие существо веры, но не как реальные события, происшедшие с Христом. Метаморфозы духа в символическом выражении необходимы для верующего человека, чтобы наполнить его сознание истинным содержанием. Но такое сознание не свободно, а приобщено к идее, для него непостижимой, дух захватывающей и предопределяющей. И если Вы утверждаете, что христианство кончилось после девятого века и истинно только православие, то уж не имеете ли Вы в виду современную российскую церковь, которая называется православной? Более гнусного явления, с моей точки зрения, трудно представить.
Человек не может быть частью чего-то. В этом случае он не человек. Человек – целое, единственное творение, вечное и бессмертное. Только в таком качестве люди могут установить полноценные отношения.
Надо собой осветить то, что, освещённое тобой, осветит тебя.
Если у человека действительно есть душа, то она принимает только истинное, а всё ложное отторгает. От меня не зависит её состав, потому что я не являюсь её собственником. Напротив, только в душе я появляюсь на свет, а до этого момента нет ничего, кроме рефлексии составляющих мировое бытие вещей.
Оглавление 19. Часть 19 20. Часть 20 21. Часть 21 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|