HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Брит

Ты только чирикни

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 10.07.2012
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Это был закон. Как выпитая чашка крепкого кофе утром, как выкуренная сигарета после сухпайка в Афганистане.

Каждое утро он отжимался 51 раз, делал зарядку и растяжку.

Из 53 лет Глебов следовал этому закону 35, и изменил ему только один раз: 19 лет назад, когда его вместе с трёхлетней дочкой бросила жена. 7 дней ему понадобилось на то, чтобы понять, что жена не вернётся, и перестроить свою жизнь. Затем он опять неуклонно продолжил следовать своему закону.

Жена ушла к другому, и повторять ещё один раз эксперимент под названием «женитьба» он не хотел. Поэтому всё своё время, внимание и заботу Глебов посвятил дочке.

Заменить маму оказалось делом непростым. Друзья в шутку называли его «Мать Тереза», но он возражал: «Нет, я не мать, я отец. Белорусский отец».

Три года Глебов мыкался с маленьким ребёнком по друзьям, съёмным квартирам и общежитиям, на четвёртый год начал строить платное, кооперативное жилье. Глебов работал на двух работах, отводил дочку в садик, убирал в квартире, стирал бельё, покупал продукты, готовил еду и два раза в неделю не более чем на два часа заходил в гости к одной женщине, чтобы остаться мужчиной.

С дочкой при всех своих обязанностях он находил время общаться каждый день, и все её самые детские проблемы и заботы становились его взрослыми проблемами и заботами. Вечерами они разговаривали. Маленькая девочка обнимала его за шею и спрашивала: «А ты, правда, купишь мне плюшевого мишку?» – «Правда. Ты только чирикни». – «А что такое чиликни?» – «Чирикни – это скажи». – «А кто так говорит: чиликни?» – «Мы с тобой». – «А мы с тобой что, воробьи?» Глебов смеялся: «Да, особенно ты».

 

Оле исполнилось 10, когда Глебов продал кооператив, взял кредит и купил хорошую трёхкомнатную квартиру в центре Минска, на площади Победы. В квартире он сделал реконструкцию: между двумя комнатами снёс кирпичную перегородку и объединил их в одну просторную комнату. В этой комнате было много солнца, и он решил поселить в ней дочку, а себе оставить комнату поменьше.

После ремонта и въезда в новую квартиру он взял для дочки репетитора по английскому и перевёл её в 24-й лингвистический лицей. К моменту окончания лицея его девочка «пела» по-английски: бегло говорила, с полуфразы понимала и отвечала. Тем не менее, в большей степени для того чтобы психологически поддержать её перед поступлением в лингвистический университет, Глебов снова на месяц взял ей репетитора и платил ему 18 долларов за академический час пять раз в неделю. Его страхи оказались напрасны, потому что Ольга блестяще сдала экзамены и поступила бесплатно. И вот тут он сбавил своё усердие и немного притушил свою открытую заботу. Дочка его выросла, преобразилась в красивую целеустремлённую девушку, и Глебов не хотел, чтобы его вопросы и излишнее внимание наталкивались на трафаретные ответы: «Ну что ты говоришь глупости, папа». Он очень любил слушать, как смеётся дочь, и не представлял свою жизнь без её смеха, потому что её солнечный смех был его воздухом, его кровью, его смыслом.

 

Больше всего он боялся мальчика, который однажды ворвётся в мир его дочки, заберет её сердце и сделает из неё женщину. Конечно же, Глебов знал, что этот мальчик когда-нибудь придёт, но он не был уверен, что этот мальчик поймёт и оценит то, что значит для него дочь. Глебов не был уверен, сможет ли этот мальчик стать её защитой, опорой и другом в той хотя бы приблизительной мере, в которой 20 последних лет был для неё он сам.

На втором курсе у Ольги появился первый кандидат на её внимание и время, но она отсеяла его сама буквально через две недели. «Я не буду вытирать ему сопли, – резко сказала она своей подруге по телефону. – Пусть сам отвечает за то, что делает».

Со вторым кандидатом было сложнее: он претендовал на серьёзные отношения и предлагал Оле стать её мужем за год до окончания университета. Тут уже выстраивалась перспектива, определялась дальнейшая жизнь, и не в правилах Глебова было занимать позицию стороннего наблюдателя. Он нашёл возможность поделиться со студентом своими взглядами на жизнь. Молодой человек был настолько любезен, что сам пришёл к ним в гости, уселся в кресло в самой большой комнате и демонстрировал свой катастрофически широкий кругозор, в то время как Ольга на кухне мыла посуду. Глебов не перебивал молодого человека максимум секунд пятьдесят, а затем, схватив его цепким взглядом, тихо заговорил:

– Я хочу рассказать, что тебя ждёт, родной, если моя дочь согласится выйти за тебя замуж. Всю жизнь я для неё был и папа, и мама. Для меня нет солнца кроме неё, и день без неё – не день. Поэтому я хотел бы, чтобы свадьба состоялась не раньше, чем через два года. За эти два года ты должен найти хорошую работу, внести первичные взносы на жилье и подготовить всё необходимое для невесты. К моменту женитьбы у тебя должно быть, как минимум, две пары туфель, семь новых рубашек, пять галстуков и три костюма. Про автомобиль я, разумеется, молчу. Ты должен быть первым во всём. И ещё. Если ты когда-нибудь сделаешь моей дочке больно, если ты когда-нибудь её хоть чуть-чуть обидишь, у тебя, родной, будут неприятности. Я тебе обещаю. Подумай об этом. И если решишь, что это тебе не подходит, не звони ей больше никогда.

Второй кандидат оказался не по годам умным, и поэтому прислушался к совету Глебова. Ольга совсем не расстроилась, и Глебов с облегчением понял, что по-настоящему она не любила.

 

Беда случилась с третьим претендентом на сердце его дочери. Во-первых, как оказалось, это была любовь, и не без взаимности. Во-вторых, он был старше Ольги на 18 лет и попадал скорее в категорию мужчин, чем мальчиков. И, в-третьих, он был женат.

Для Глебова это была очень большая проблема, и, честно говоря, он не знал, сможет ли помочь дочери в её решении.

Как опытный мужчина Глебов чуял, что женское сердце не поддаётся никакому рациональному объяснению, не измеряется никакой логикой, и если в него вливается любовь, то она может снести любые плотины, войти в другие русла и образовать иные берега… Глебов долго мучился, потому что не знал, как ему поступить. Он не имел права ничего диктовать своей девочке – она выросла, и, если бы он последовал самым простым путём запретов и диктата, это бы разрушило их отношения. И потом он видел, что любовь преобразила его дочку, сделала её еще более волшебной, лёгкой, изнутри заполнила её глаза и лицо умиротворённым тихим светом, и Глебов боялся затушить этот невидимый очаг, спугнуть бабочку, прилетевшую на весенний цветок…

Отжимаясь по утрам неизменных 51 раз, Глебов обдумывал каждую деталь своего поведения в новых обстоятельствах. Он не придумал ничего другого, кроме как быть рядом со своей дочкой. Быть рядом, для того чтобы в любой момент помочь, обезопасить, подстраховать, дать наиболее подходящий совет. Ему казалось, это была самая верная позиция. Во всяком случае, ничего другого выдумать он не смог.

Выдумала его дочка, и поэтому «быть рядом» не получилось.

– Я хочу уехать, папа, – сказала она, вздохнув.

 

Это было воскресенье, сентябрьское утро, за окном виднелся Купаловский сквер, раннюю желтизну листвы заливало бледное солнце. Его девочка смотрела в окно: на сквер, на Свислочь, а потом медленно повернулась к отцу, и он увидел, какая она красивая. Заколотые прямые волосы, большие оленьи глаза, тонкая рука, плавно поправившая прядь и потянувшаяся за кружкой с кофе.

Глебов знал их разговор до мелочей. Память его, как кинокамера, постоянно разворачивалась по полному периметру и выхватывала все детали того дня, все оттенки их диалога. Он помнил, что, когда она произнесла эту фразу, он в первое мгновение не придал ей значения, потому что не понял её смысла.

– Уехать?

– Да, я хочу уехать. – Она улыбнулась открытой улыбкой, длинные ресницы её вздрогнули, и он с болью в сердце увидел, как сильно она похожа на свою мать. – Я хочу уехать на Кипр, пап. Поработать в гостиничном бизнесе, там требуются специалисты со знанием английского. Я уже заполнила анкету и отослала. Мне вчера оттуда перезвонили, моя кандидатура прошла.

Только после этого до него, наконец, дошёл полный смысл её фразы.

– Ты уверена?

– Да.

– И ты всё равно поступишь по-своему, если я стану возражать?

– Ты же знаешь…

– А твоя работа?

– Я возьму письмо с переводом, чтобы не терять стаж.

Глебов улыбнулся.

– Умничаешь?

– Беру пример с тебя.

– Не удивлюсь, если узнаю, что ты уже купила билет на самолет.

– Нет, но я планирую сделать это послезавтра, а улететь в субботу.

Глебов помнил, как он встал тогда из-за кухонного стола, подошёл к окну, посмотрел на ослепительно яркую сентябрьскую осень. Жалко было расставаться с такой красотой...

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!