HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Алексей Черепанов

Песня зреет

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 20.04.2007
Иллюстрация. Автор: Night Ave. Название: Ни что не вечно...

Некий сублимированный, неутолённый жар заставляет меня вновь и вновь обращаться к листу бумаги, мучая его одной и той же темой. Я сознательно не преграждаю ему путь. Он сгущается, плотнеет, постепенно концентрируясь в горбатую фигуру так называемого “вдохновения”. Спина чувствует присутствие этого странного силуэта, который, пытаясь реально проявиться, начинает легонько подталкивать под руку: пиши. Но я не спешу взяться за ручку и, пока моя мысль лениво и уютно отдыхает, этот момент промедления сообщает мне догадку, что настоящее – всего лишь мгновение, запнувшееся на секунду, которое тут же становится прошлым. В этом смысле настоящего почти не существует, а будущее приближается к нам максимально.

Я подхожу к окну и пристально вглядываюсь в солнечный холодный день, словно бы по этой лежащей внизу асфальтированной горизонтали кто-то давно ожидаемый пройдёт вскоре под моим радостным взглядом. Улица пуста. Да и прийти как будто никто не должен. Но снова и снова подхожу к окну, жду. На самом деле я, конечно, знаю причину. Она в моём нестерпимом желании увидеть тебя; сейчас – холодный май – значит, в шапочке и курточке, с распущенными, обрамляющими лицо волосами, идущую по направлению ко мне. Я знаю, что для этого должен измениться статус наших взаимоотношений, но всё равно жду – оттого, что чувствую твою зрелость, необходимую для этого шага. Окно настолько прозрачно, что сквозь него смотришь, не замечая поверхности стекла. Вид неплох; если не считать пяти мусорных баков слева, то в целом картинка вполне отвечает своей подписи: “Центр города. Престижный квартал”. Штора падает, но через полминуты я уже в другой комнате и вновь смотрю туда – там уже появились смеющиеся люди, не торопясь бредут юные пары, а я устремляю свой взгляд поверх их голов и всё так же напряжённо жду тебя.

Вспоминаю, как совсем недавно мне казалось, что всё вокруг постепенно рассыпается в прах, как я чувствовал, что с каждым днём меня всё больше охватывает ощущение деструктивности. Я видел, как буквально на глазах распадался мир, разрушались обьекты и образы. Мне всё меньше удавалось чувствовать себя частью этого мира, я уже мало что понимал в людях вокруг и ни в чём не был уверен. В то время мне помогало твоё имя. Да, это избито, да, все так говорят, но оно помогало мне – и что удивительно – не следующим сразу за его произнесением милым и любимым образом, а просто – своими звуками. Так часто бывало – думаешь о чём-то мрачном и тяжело переносимом – и не умышленно даже, а как-то рефлективно, стремясь, видимо, к чему-то лучшему, губы сами произносят пару согласных, разделённую четой гласных, последний из которых, редуцированный, придаёт особую мечтательную нежность предпоследнему, шипящему звуку.

...У меня был сложный для моего внутреннего равновесия период; я понял, как печально вынужденное одиночество, и решил, что уже скоро я приду к тебе и возьму тебя, и что мне плевать на всё, кроме тебя. Я желал этого, а желание – это уже пол-судьбы. Тогда же мне пришло в голову, что существо женщины составляет не любовь, а желание любви. Потому что любовь составляет существо мужчины. Именно мы способны любить по-настоящему.

Какой удивительный, чудный был апрель: летняя теплынь осела , и уже жгли стайки прошлогодних листьев и всякий ненужный сор – всё это тихонько, но весело дышало приторно-сладким дымом. Я знаю, ты ничего не забываешь – стало быть, ты не забыла вокзал и перрон двухлетней давности: вы пришли меня проводить, но ты появилась минуткой позже – и в этом мне почудился особый смысл. А недавняя зима, троллейбус, в котором я читал тебе стихи – помнишь? – ты была весела, а потом начала грустить. В такие моменты во мне зарождается и живёт особая нежность к тебе – и, честное слово, я поцеловал бы тебя тогда, если бы не показавшиеся неподходящими и банальными подъезд, лифт и потом площадка перед твоей дверью...

Я уверен в том, что многие мелочи ты чувствуешь так же тонко, как я сам и герои моих любимых книг, это важно для меня – знать, что в такие моменты наши мысли синхронны.

...Жизнь заострённым вектором, мощно и упруго, питаясь щелканьем секундной стрелки, движется вперёд, сокрушая многое на своём пути; она, жизнь, есть некий постоянный безусловный импульс бешеной энергии, это пучок, нет, это сноп света и светотени, бесконечно пробивающий для себя дорогу в небесно заданном направлении. Изгибы, изломы, перевитые разноцветными или чёрно-белыми нитями; неутолённый жар; слабо очерченные зигзагообразные или волнистые линии без обозначения направлений; путь малоосвещённый, с ухабами; неуверенный вид у редких указателей; мерцанья и сиянья горизонтов; полыхающая взлётная... всё это есть жизнь человека. Жизнь уникальна, время – грандиозно, но вместе с этим – банально. Пронизывая всё существующее, время возводит жизнь в ранг наивысшей ценности. А в самой жизни, в НАШЕЙ жизни – высшая ценность – наша любовь друг к другу. Самое интереснейшее и любопытнейшее в настоящем – то, что из нас – юных, молодых, недавно начавших жить – и зарождается будущее, и обретает постепенно более чёткие материальные формы. Из нас – глуповатых, легкомысленных, флиртующих, кокетничающих, обучающихся, преступающих закон, пьющих, отличников и троечников, дипломантов, музыкантов, целеустремлённых или опустивших руки, удачливых, неудачливых, любящих, ненавидящих – складываются последующие десятилетия. Именно мы, многие из нас будут известными правозащитниками, писателями и поэтами, убийцами, священниками, чиновниками, режиссерами, журналистами, победителями или побеждёнными – потому что кто ещё, если не мы? Из числа именно наших сверстников будут слагаться цифры выживших и погибших, все статистические данные будут составляться из нас. Именно мы будем творить историю, совершать революции и перевороты и станем родителями тех детей, что в НАШЕМ будущем заложат основы БУДУЩЕГО будущего. Нам не понадобятся какие-то особенные усилия, кроме усилия жить. Мы просто будем идти каждый своей дорогой – и постепенно, из-под спуда, всё более укрепляясь, возникнет то самое, мыслящееся сейчас лишь как будущее. Оно будет вырисовываться незаметно; сначала мы увидим фон, потом начнут проступать штрихи, постепенно обретающие чёткость, станут тихонько посверкивать краски – и так, постепенно, исподволь, будущее предстанет воплощённым. Для этого нужно всего лишь жить. Проститься с прошлым, но помнить его уроки, и сделать последующие шаги вперёд.

Мы во многом повторим то, что было до нас, и не станем новаторами в чувствах. Но уже именно МЫ, мы с тобой, вместе, будем любить, плакать от счастья, каменеть сердцем, ощущать неизбывное эхо далёких трагедий, думать, что обладаем истиной, метаться, изменять мир, гибнуть от тщетности и возрождаться от малейшей возможности предстоящего счастья. Это уже потом, на склоне лет, наше сердце почувствует себя ослабевшим от остроты переживаний и будет биться более равнодушно, просыпаясь к прежней радостной жизни лишь в минуты понимания, что жизнь продолжается усилиями и удачами НАШИХ детей. А сейчас – большинству из нас присуща ясность мысли, весна и свежесть воздуха окружают нас, мы ещё не научены размеренности, невзгоды и неудачи пока не угнетают душу, а возвышают её... мы сознаём свою миссию, мы видим, что постаревший мир глядит сейчас в нашу сторону, мы сознаём, что олицетворяем собой его волю к жизни.

   

...Письмо это пишется в одну из ночей раздумий, созерцания и рефлексии. Большинство предметов замерло, и только секундная стрелка небольшого будильника неустанно описывает окружность. Изредка тишину нарушают доносящиеся с улицы звуки разговора проходящих по тротуару людей, а ещё бывает, водопроводный бог, пробудившись от дремоты, решает пошуметь переливающейся в трубах водой. Я люблю побродить ночью, мне нравится её безлюдность и обманчивость её напряженной тишины: все звуки, возникая в темноте, обретают особенную ясность и нередко – загадочность. Окраины моего города не любят фонарей и из-за отсутствия отблесков на асфальте иногда приходится ругнуться, ступив ненароком в чуть остекленевшую лужу. Я следую немного дальше и вот, горящие уже фонари перемигиваются с геометрическими фигурами сырого асфальта; кое-где мелькают огни вывесок, высокие дома поглощают несильное эхо – я тихонько чихнул. Трамвайная остановка абсолютно пуста, я гляжу на табличку с перечислением маршрутов, и отчего-то так хорошо и грустно становится мне на душе, когда в неурочный час, совсем как электричка, постукивая, проезжает пустой трамвайный вагон с одиноким, усталым кондуктором, дремлющим на своём высоком сиденьи.

Ещё я люблю слушать, как припозднившийся человек спешит к себе домой, люблю смотреть на редкие машины – странно, ночью они торопятся больше, чем днём; мне нравится внезапно увидеть в отдалённом перекрещении электрического и лунного света влюблённую пару: они стоят, обнявшись, и смотрят друг другу в лицо. Ещё – сколь это ни банально, люблю изредка глянуть на звезды и луну – помнишь, в одной книжке – двое в разных городах в условную минуту смотрели на луну, справляя свидания взглядов...

А знаешь ли, как чудно увидеть проносящийся над аркой, через мост, скорый поезд? – беспечность и веселье его огней напоминают мне жизнь, так же летящую сквозь ночь вселенной и знающую наверняка, что завтра обязательно будет новый день.

Иногда я захожу в тихое ночное кафе – там можно уютно посидеть за столиком и, глядя через окно на освещённый тротуар, поразмышлять о небольших приятных мелочах, которые накопила душа за этот вечер. Я могу пробыть здесь столько, сколько мне хочется – ко мне тут благосклонны и не попросят уйти лишь из-за того, что кроме маленькой чашки кофе, ничего не заказываю. Но при этом я знаю точно, что за дверью – всё та же, моя верная, влажная, одинокая ночь, которая примет меня в любой из своих бесчисленных мигов. Она принимает меня таким, какой я есть, и, обволакивая моросящим дождём, открывает всё новые и новые подробности своего бытия.

Медлительный ночной патруль лениво остановит меня, спросит документы и, посоветовав – уже поздно – отправиться домой, проследует дальше. Я тоже пойду своей дорогой – сегодня мне чувствуется нечто особенное в этих влажных проблесках, порывах ветра и редком шуме пролетающих автомашин.

Идя вот так, не торопясь, я думаю о многом. О тебе, о своей литературной деятельности, о старом отце. Иногда я пытаюсь думать даже о будущем, но всё время скатываюсь в область мечты.

      Знаешь, я до сих пор полагаю, что смысл существования чудес – в их исполнении. Но эта моя наивная вера настолько сильна, что в складывающемся узоре твоей и моей жизни я начинаю отчётливо различать счастливые знаки и контуры тех самых чудес, которые – совсем не странным образом – силой моего желания превращаются в милую сердцу картину удачи.

           

ТЫ СНИШЬСЯ МНЕ. В МОИХ КОЛОНКАХ – TOM WAITS – С САМОГО УТРА, ПРИ ОТКРЫТЫХ ОКНАХ И НА ПОРЯДОЧНОЙ ГРОМКОСТИ.

ВНУТРИ МЕНЯ – СПОКОЙНАЯ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО Я ВОТ-ВОТ ПЕРЕСТУПЛЮ ПОРОГ ДАВНО ОЖИДАЕМОГО ПЕРИОДА. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕПЕРЬ ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕНЯ: БЛЕСТЯЩИЕ КАПЛИ СОЛНЦА СВЕРКАЮТ В ТЕПЛЫХ ПОЛОСАХ ДОЖДЯ И В ТВОИХ ГЛАЗАХ. Я ОЩУЩАЮ ЛАСКОВЫЕ ЛУЧИ И ЧУВСТВУЮ, ЧТО НА ДАННОМ ОТРЕЗКЕ ПУТИ ОБРЕТАЮ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ. ЗНАЮ: ТО, О ЧЕМ Я МЕЧТАЛ, ПОДСТУПАЕТ С МУЧИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОЙ, УПРУГОЙ СИЛОЙ. В ТЕБЕ ЗРЕЕТ ДУША, ТЫ ПРИБЛИЖАЕШЬСЯ К ОСОЗНАНИЮ ГЛАВНОГО, И ПОСТЕПЕННО, УЖЕ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, НАЧИНАЕШЬ ЛЮБИТЬ МЕНЯ.

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!