Quidquid autem factum non est et tamen est, non est in eo quicquam quod ante non erat: quod est mutari atque variari
То, что не было сотворено и однако существует, не могло существовать в том, чего не было прежде: это бы значило, что оно изменчиво и непостоянно (вселенная, например, которая существует вечно, не могла заключаться в том, чего сейчас нет)
Vocas itaque nos ad intellegendum verbum, deum apud te deum, quod sempiterne dicitur et eo sempiterne dicuntur omnia. Neque enim finitur quod dicebatur et dicitur aliud, ut possint dici omnia, sed simul ac sempiterne omnia; alioquin iam tempus et mutatio et non vera aeternitas nec vera immortalitas
Призываешь итак, господи, нас к пониманию слова: «господь есть у тебя, господи», что говорится вечно и говорится всеми. Но не говорится так, чтобы сначала сказалось одно, а потом другое, как это бывает обычно, а сказано разом и говорится вечно. Иначе были бы время и изменение, а не подлинная вечность. (Вопрос в том, как и когда сказал господь: «да будет свет» и свет сделался. Если бы это было сказано в какой-то определённый момент, то тогда этом момент можно было бы обозначить на оси времени, а тогда ни о какой вечности и разговора быть не может. Таким образом, это могло быть сказано раз и навсегда однажды и, что самое парадоксальное, говорится теперь и вечно будет говориться: см первую антиномию Канта о времени)
in quantum quidque non est quod erat et est quod non erat, in tantum moritur et oritur
поскольку, есть нечто, чего не было ранее, и поскольку не было ранее, что есть сейчас, постольку рождаются и умирают
Non quicquam verbi tui cedit atque succedit, quoniam vere immortale atque aeternum est. Et ideo verbo tibi coaeterno simul et sempiterne dicis omnia quae dicis, et fit quidquid dicis ut fiat
Ничто не может следовать за твоими словами или предшествовать им, ибо они, эти самые слова, вечны и бессмертны. Таким образом, ты говоришь словами, которые так же вечны, как и ты. Таким образом, ты разом сказал, и говоришь всё время ut fiat
Nec aliter quam dicendo facis, nec tamen simul et sempiterna fiunt omnia quae dicendo facis
И ты творишь не иначе, как говоря, но вовсе не вечно и в один миг возникает всё, что ты вытворяешь своим говорением
omne quod esse incipit et esse desinit tunc esse incipit et tunc desinit, quando debuisse incipere vel desinere in aeterna ratione cognoscitur, ubi nec incipit aliquid nec desinit
всё, что начинает быть и прекращает быть, здесь в нашем мире начинает быть и прекращает быть. Но когда ему начинаться и когда ему прекращаться, декретируется высшим разумом, где ничто не начинается и ничто не прекращается
Si ullus motus in deo novus extitit et voluntas nova, ut creaturam conderet quam numquam ante condiderat, quomodo iam vera aeternitas, ubi oritur voluntas quae non erat?
Если какое новое движение возникнет в боге, и новое хотение, чтобы создать кого-то там, кого до того ещё не создал, какая же она тогда настоящая вечность, если там рождается хотение, которого раньше не было?
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт
24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов
16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко