Евгений Даниленко
Новелла
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
Это было недавно, это было давно. Запорожье. Майский вечер. Я только что вернулся из Москвы, где, под видом Ли-Ван-Шена, человека трудной судьбы, воспитанного волками, пытался поступить в Большой театр. Видите ли, мне хотелось провести свою жизнь на сцене. Я обладал неплохим прыжком, нестандартной, но не противной, нет-нет, внешностью, чувством позы. К моему удивлению, никого в Большом это не заинтересовало. И не зная, что ещё сделать, чтобы простить жизнь, купив – тут, недалеко, в туалете ЦУМа – импортные красные носки с зелёной пяткой, я вернулся восвояси. Мне было восемнадцать, впереди меня ждала армия. Да, полтора года я буду находиться в стране, уставленной не слишком высокими, но всё же гораздо выше, чем мне бы хотелось, горами. Одного тамошнего деятеля задушили, по древнему обычаю, подушкой, и – началось. Пиф-паф, пиф-паф! И кто-то, сжимая грудную клетку, падает ничком. Пиф-паф, пиф-паф! И кто-то, выронив из рук базуку, валится навзничь. Спятивший поезд несётся, занавески на разбитых окнах треплются сквозняком... Вот в этом вагоне мы, а в следующем уже они. Ковровые дорожки в проходах намокли от крови. В тамбурах сложены трупы. В спаленке проводников с кого-то снимают кожу. И в мягком купе, в спортивных шароварах с генеральскими лампасами, сидит за откидным столиком, сам с собою играя в шахматы, Господь Бог. Но всё это будет несколько позже. А сейчас, вернувшись домой, я взял топор, прошёл в наш сад и принялся разделывать ветку. Спиленную мной перед отъездом громадную ветку абрикоса. Ветку, отбрасывающую густую тень, которая мешала развитию маленькой груши дюшес. Ах да, когда, забравшись на абрикос, я пилил, ветка, внезапно громко затрещав, рухнула вниз, сломав верхушку дюшеса. Машу топором. Вдруг слышатся шаги, и, подпираясь костылём, ко мне приближается моя бабуся: широкая простонародная улыбка, двуглавая бедра, вырванная снарядным осколком под Бреслау, ну и орден Красной Звезды, завинченный (больше некуда) в сердце. «К тебе там пришли». У крыльца нашего маленького домика, на скамейке под сиренями вижу Марину, свою одноклассницу, одну из тех, что на выпускном, выходя со мной в школьный сад, гладила мои тестикулы, дыша в лицо перегаром. Рядом с нею, недурна собою, голенастая шатенка. Узнаю, что это Наташа, приехавшая из Бердянска поступать на филфак и, во время перекура на концерте баритона Эдема Неповторова, познакомившаяся с Мариной. Ну, посидели, болтая о моде на воротники «заячьи уши». О нашествии медуз на бердянский пляж. В те времена на Запорожчине случались вечера, когда, сидя на скамье под сиренями, вас тянуло поговорить – о чём угодно. От медуз перешли к актёру и кинорежиссёру Полуэктову. Тому, у которого, кого бы он ни играл, всегда получалось одно – великовозрастный усатый барчук, не умеющий заниматься сексом, носить фрак, галстук, халат и военную форму. Барчук, предстающий на экране в сиянии той особенной быдловатости, нагловатости и хамства, что однажды и навсегда заключены в высмеянную и оплёванную, но милую многим рамку из стонущих цыганских хоров, чучел медведей и преданности официантов. Барчук, от которого нельзя оторвать глаз. Видать, актёр не ограничивался одною поверхностью. Заглядывал в глубину себя. Черпал оттуда – и полными пригоршнями. При этом, как бы невзначай используя западные лекала, он успел снять четыре собственных фильма. О, там герои от шёпота внезапно переходили на крик, много бормотали, проглатывая окончания слов, и часто бились в истерике – что было довольно свежо для кино, в котором раньше ничего подобного не дозволялось. Многие считали этого парня выскочкой. Так оно и было. Ну, что поделаешь, если тебя угораздило родиться в знатном и обладающим обширными возможностями литературном семействе. Ах да, довольно рано в нём наметилась тяга к знакомствам – с кем-нибудь вроде Фрэнсиса Форда Копполы, с кем-нибудь вроде Стивена Спилберга или нашего вице-президента. И во время своих вояжей за так называемый бугор или визитов в Кремль режиссёр активно коллекционировал подобные знакомства. Так, однажды ему удалось поддержать под руку вице-президента, который в кремлёвском буфете поскользнулся на бутерброде с повидлом. Затем последовала ещё одна удача. Полуэктову посчастливилось поселиться в испанском отеле, где за пару месяцев до того собирался занять, но так и не занял апартаменты Спилберг. Или, например, во время банкета на вилле Брижит Бардо: беседует Полуэктов в оранжерее с Михой Шемякиным. Вдруг из кустов гибискуса на карачках выползает великий Хэмфри Богарт, надувает щёки и – предоставляет Полуэктову возможность увидеть, как на его, Полуэктова, штиблетах выглядит тонкий французский обед. Либо: сижу я, Полуэктов, в венецианской кафешке с Рудиком Нуриевым, а мимо проходит Марго Фонтейн. Ну, Рудик подзывает эту чику, знакомит меня с ней. Сидим, потягиваем пино 1967 года, атмосфера непринуждённая. Марго держится, как свой парень. Ну, и я не отстаю, что делать, если там ломаться не принято. «Марго, – спрашиваю, – это у всех балерин от ног так воняет?» А она, расхохотавшись, отвечает, что это не от ног, это она поела фондю. И, во время посиделок на кухне у соседа Полуэктова по дому, хриплоголосого барда, подобных историй (не только Полуэктовым, но и другими) рассказывалось немало. Они разлетались по уже подумывающей о самоубийстве стране, в немалой степени способствуя популярности рассказчиков, главным образом, среди тех, кого не угораздило окончить больше десяти классов. Поговаривали, что нередко присутствовавший на этих знаменитых посиделках певец Эдем Неповторов ревновал Полуэктова к его зарубежным успехам. И однажды, не выдержав, да ещё и желая произвести впечатление на одну из тех шоколадниц, что перманентно сидели на коленях у барда, выдал, слегка зардевшись, свою историю. Историю о том, как, случайно встретившись в Гамбурге с покоцанным каким-то хулиганьём Ленноном, ну, в общем, дал, вернее, не дал ему закурить. После ухода гостей хозяин кухни, который был и сам не прочь прилгнуть слегка – просто от полноты натуры, ронял, потягиваясь: «Всё брехня». И вроде бы попадал в точку. Но мы, кажется, о Полуэктове. Он успел снять четыре фильма, в которых не то чтобы проник в бездны. Но весьма разнообразно и увлекательно показал то, как пятьдесят актёров и шестьдесят актрис могут проводить время в декорациях помещичьей усадьбы. Помните? В просторной гостиной кто играет в лото, кто раскладывает пасьянсы. Некоторые пытаются согнуть кочергу. Другие петь. Непременный белокурый малыш, сидя на полу, режет ножницами тапок, посреди жаркой дискуссии о непротивлении злу свалившийся с ноги дедушки, уснувшего в кресле. Главный герой и его антагонист, незаметно для других, по очереди выходя на веранду, молча и бешено тискают там горничную, овдовевшую, но пылкую генеральшу, её мечтающую о сцене дочь, кого-то ещё. Затем вечереет. Начинается дождь. Вокруг господского дома, в соломенном канотье, летнем пиджаке с карманами, полными переспелой малины, слоняется промокший насквозь непременный неоднозначный персонаж в исполнении актёра Стеблова. Киногенично заглядывает в окна. В каретном сарае собирается повеситься кучер. В саду бренчит под струями дождя механическое пианино. И слышно, как, далеко, на старом кладбище, стучат топором по могиле. Четыре стоящих фильма – немало, у большинства мастеров киноэкрана нет и того. И вдруг бессилие. Которое невозможно принять. С которым надо жить. Ну, поступи сторожем в церковь. Топи, задумчиво глядя на огонь, печь в привратницкой. По ночам обходи храм дозором, освещая себе дорогу спичками. Терпи-и. Он успел снять четыре ладненьких фильма и выдохся, когда никто не ожидал, на пятом. А дальше так и пошло. Непрерывность усилий. Она приносит плоды. Например, мы холим и лелеем связи, вместо того, чтоб надраивать свою совесть напильником. Например, мы заводим знакомства непременно с кем-нибудь вроде Фрэнсисов Фордов, Спилбергов, вице-президентов. И вроде бы ничего плохого в подобных знакомствах нет. За исключением того, что они приводят к странному обезвоживанию организма. И в вашем актёрском подвижном лице появляется нечто искательное, подлое, зависимое. Потеют (это вовсе не мешает обезвоживанию) ладошки. Становятся мокрыми и почему-то начинают за версту пахнуть гороховым супом (хотя вы горохового супа в рот не берёте!) ваши знаменитые усы. А что происходит с вашей геттингенской душой! Она, кажется, больше не принимает отечественных похвал. Ей, кажется, хочется зарубежных. Да таких, чтоб не надёванных ни разу, с иголочки. Например, англосаксонских. Или хотя бы итало-французских. Однако судьба – какое нахальство – всё время подсовывает вам подержанные восторги румын. Сказать ли? Всё больше вы начинаете жалеть о том, что родились Полуэктовым, а не Фрэнсисом Фордом, Спилбергом или этим филинюгой-янки, перед вашим носом стибрившим со стола жюри на фестивале в Каннах золотую пальмовую ветвь. Да, ветвь улетит за солёную лужицу, сунутая под мышку автором прикольного фильма, в котором прикольные киноамериканцы, с разглаженными на колене гримёра морщинами, прикольно нарушают правила эксплуатации жизни. Но поздравлять Канны с подобным победителем, наверное, не стоило бы. Кажется, намечался поворот от исследований средствами кинематографа этой, как её, человеческой души, в сторону чего-то более прогрессивного, вроде катаний на карусели. Полуэктов, Полуэктов, вы начинаете подолгу смотреть в зеркало и вместо себя видеть в нём отражение глиняного кота. В самом деле, вы не что иное, как глиняный кот-копилка, откуда давно вытрясли всю наполнявшую вас мелочь. И теперь там, в темноте внутри вас, ничего, кроме доходяги-паучка, раскинувшего свою бесплодную сеть, способную уловить разве лишь эфемерный прямоугольничек света из щели, куда никто никогда больше не бросит пятак с изображениями серпа и молота. Ладно, пусть каннское жюри разглядело в вашей представленной им картинке признаки перелицовки одной из кинолент кого-то вроде Бертолуччи. Причём перелицовки, сделанной, вот чёрт, опять вспотевшими ручками, не то чтобы ладно. Плевать! Связи мои, связи! Запрягай! Поехали! Р-раз, и Полуэктов в стране Жёлтого Дьявола, да, идёт в смокинге между зрительских кресел по проходу, застеленному красным дамастом. Взбегает на сцену. Нет, не надо! Получает свои тридцать… Пардон, пардон, разумеется, золотую статуэтку. Что это? Не видите – Оскар с оттенком сомнительности. Иначе, Полуэктов, нельзя. Святая, знаешь ли, тема, опачканная прикосновениями болвана. Правильное, видишь ли, киноблюдо, вовремя поданное к столу. Итак, переход из амплуа «вечный барчук» в «чего изволите, мистер Смит», как всегда у Полуэктова, не без некоторого блеска, свершился. Впрочем, мы забежали далеко вперёд, вошли в раж, извините. Вернёмся к сиреням. Да, посидели, болтая, Полуэктов, аптека, улица, фонарь… Затем я проводил двух совершенно очаровательных девчонок до остановки и обратно шагал уже при фонарях, и город наполнялся тёплыми смуглыми сумерками, и вечер словно кренился, и я неумолимо соскальзывал с него, и никак не мог, как бы мне этого ни хотелось, в нём задержаться. Задержаться в нём мне было нельзя. О, вечер, в котором мне хотелось задержаться!
опубликованные в журнале «Новая Литература» декабре 2024 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Грузовой эвакуатор Челябинск: грузовои эвакуатор услуги и сервисы в Челябинске. . Аренда автомобилеи бизнес и премиум класса в москве аренда автомобиля москва. . Самая свежая информация бытовая техника миле у нас. |