HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Герасин

Живоносный источник

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 2 часа | Аннотация | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 4.09.2013
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

Зима основательно легла только в начале декабря. Недели две давили открытую землю морозы, а то вдруг ночью оттеплело и повалил снег. Он на вершок укрыл землю и остановился. Небо прояснилось. Солнце взошло, и снег засиял нестерпимой для глаза белизной и чистотой.

С атаманом Василием Питирим уговорился заранее: как ляжет снег, так Василий берёт с собой подручных казаков и приезжают они к Питириму. И Василий не замедлил явиться. Благословясь, на трёх подводах выехали в лес. На одной Питирим с Василием, на другой – Иннокентий и вновь прибывший в епархию послушник из Саровского монастыря Нафанаил. Послушник имел опыт в строительстве храмов, потому Питирим призвал его в Тамбов, дабы он руководил как заготовкой материалов, так и самим строительством. На третьей – трое казаков из крепости. Побывав на предварительно освящённом Питиримом, Митрофаном и Иннокентием месте, где намерились ставить храм, помолившись на установленный крест, отправились в лес. В полуверсте въехали в сосновый бор, остановили коней, стали осматривать сосны. Лес был зрелый, высокий, метров по десять над комлем ровный, без сучьев. Питирим разделил людей. Одни пошли вниз по склону, постукивая обушками топоров по стволам сосен, слушая их глуховатые отзывы на удары. Питирим же вёл Василия и Иннокентия вверх по склону, и так же постукивал обушком по стволам, и так же прислушивался. Находившись вволю, вновь сошлись у поджидавших их казаков.

– Как вы определяетесь? – спросил Питирим.

– Сосна дельная, есть из чего отбирать по толщине и длине одинаковые брёвна, – отвечали Нафанаил и Иннокентий. – А почему одни вниз пошли, а сам батюшка вверх поднялся?

– А теперь надо повалить две сосны, одну в самом низу, а другую на гребне склона, и посмотреть, что за материал они из себя представляют, – как бы ответил на вопрос Нафанаила Питирим.

И, разделив всех на две партии, сказал:

– Нафанаил опять идёт вниз, берёт с собой двух казаков. Как свалите сосну вот такого обхвата, – Питирим подал Нафанаилу гибкий ивовый прут, – так отрезайте от комля на аршин и приносите отрезок сюда. А мы пойдём вверх и там свалим сосну и сделаем то же самое. На уровне своих глаз этим прутом опоясываете сосну. Как в самый раз, как концы прута сходятся, то такую и валите.

 

Первым воротился с аршинным отрезом ствола Нафанаил. Вскоре подошли и Питирим с Василием, с таким же отрезком от ствола. Когда собрались все вместе, Питирим сказал:

– Иннокентий, считай кольца на своём отрезке. А ты, Нафанаил, на своём считай.

Считали, сбивались, начинали вновь, отмечая ногтем каждое годовое кольцо.

– И каков результат? – спросил Питирим.

– Сто восемь, – ответил Иннокентий.

– Сто восемь, – сказал Нафанаил.

– А теперь смотрите сюда, – подозвал всех Питирим. – На поровну колец. Но расстояние между кольцами на этом вот шире, чем на другом. А по толщине они разные. Значит, сосна, что растёт в низах, для строительства малопригодна, потому что легковата, рыхлая, плотность низкая. А выше, где мы повалили сосну, древесина плотнее. А всё потому, что внизу сосна росла в затишье от северных ветров, а наверху – на самом холодном ветру. Потому древесина плотнее, более смолянистая. Холода давили её, не пускали в бурный рост. А теперь сами видите, какой лес нам брать сподручней. С верхов будем брать.

– Так-то оно так, – согласился Нафанаил, – только об эту плотную сосну руки отшибёшь, пока обработаешь её…

– Согласен, твоя правда, но и моя правда в том, что срубленный из плотной сосны храм простоит гораздо больше лет, чем срубленный из мягкой сосны.

– И откуда же ты, батюшка, всю премудрость эту знаешь? – спросил Иннокентий.

– Я вырос-то где? В землях более северных. А там плотники опытные. Вот они и учили меня этой премудрости, – ответил Питирим. Он был явно удовлетворён тем, что против его доводов ни кто не стал возражать.

– А теперь, значит, так поступим. Ты, Иннокентий, сделай несколько смерок и дай каждому, чтоб стволы подбирали по толщине одинаковые. И пойдём по взгорку метить сосны. Подряд валить не будем, только выборочно.

– Вывозить будет трудновато, не каждый раз сани между оставшимися соснами пойдут, – возразил Василий.

– Твоя правда, – согласился Питирим. – Но когда мы наберём лес одной толщины, то его легко будет обрабатывать и укладывать в стены. Так, наверное, Нафанаил?

– Именно так, – ответил Нафанаил, взял подготовленный Иннокентием прут для обмера сосен, топор и пошёл в лес подбирать сосны и делать на них затеси. За ним потянулись и другие.

 

В нетронутом доселе рукой человека сосновом бору за людьми наблюдали любопытные белки, скакали с дерева на дерево, цокали. Первые удары топоров насторожили белок, они поднялись и попрятались в кронах сосен, наблюдая за людьми.

Сын атамана Степан, сам Василий, приехали с дюжиной казаков в условленное место. Из Тамбова отец Василий и Иннокентий тоже привезли на санях дюжину казаков. Артель собралась немалая, в три десятка человек да пятнадцать лошадей с ними. Ни сам атаман Василий, ни Питирим не приехали, один и другой, не сговариваясь, приболели. Питирим через отца Василия передал, что всё командование возлагает на Нафанаила. Услышав это распоряжение Питирима, мужики с любопытством стали поглядывать на незнакомца. Молод, тростиночка тростиночкой, голосом тих, по силам ли такому исполнять командные начала?

Нафанаил первым делом заставил расчистить, освободить от деревьев большую поляну.

– Сосны будем валять на ход, так, чтобы комель поднимать на сани, и волоком вытаскивать весь хлыст из леса на поляну. А здесь уже будем разделывать на деловые и дровяные части, обрубать сучья и жечь из них костер. Сварить кашу, отдохнуть, погреться от огня – это всё надо. Лес валить и вывозить – работа тяжкая. Коней надо в полдень хорошо овсом кормить. С собой у вас, я вижу, припасов нет. Поэтому Иннокентий едет в Тамбов, привозит оттуда овса для коней, круп, какие есть, для каш, масло… Холодно. Есть надо плотно. Иначе в лесу не наработаешь.

Шесть пар мужиков с топорами на длинных рукоятях пошли в лес, к помеченным затесями соснам.

– По четыре сосны валите и выходите на поляну, – напутствовал Нафанаил.

 

Вскоре подали голоса топоры, тяжело вздохнули, падая на землю, первые сосны. Казаки на конях хотели уже ехать за хлыстами, но Нафанаил остановил:

– Пока рубят, близко подъезжать нельзя. Не ровён час, пойдёт сосна неуправляемо и зашибёт насмерть. Кончат рубить, отдыхать будут, вот тогда и вывозите хлысты.

Рубщики вышли из леса. Возчики повели коней в лес. И вот сосну за сосной стали вытаскивать на поляну. Сани были широки для вывозки хлыстов между соснами.

– Подсанки нужны бы, а так все сани порвём, домой не на чем ехать будет, – сказал Степан Нафанаилу.

– Вижу, вижу, думаю вот, как и откуда срочно доставить подсанки. Делать вновь – работы приостановим. Пока же снег неглубокий, надо вывозить сосны, по глубокому снегу кони не потянут.

– Отряжай со мной трое саней, поедем в мордовское поселение, – предложил Степан. – Там подсанки есть. Попросим у людей, небось не откажут.

 

Так и сделали, ближе к полдню казаки на трёх санях поехали в мордовское поселение. Степан повёл их короткой дорогой по правому берегу Цны.

Оставшиеся разделали на поляне вывезенные из леса хлысты. Первый отпил делали, отмерив от комля двенадцать аршин. Тут же обрабатывали ствол топорами, срубали наросты прежних сучков, шкурили. Морозный воздух пропитывался смоляным духом сосны. Из обрубленных сучьев сложили два костра. Вокруг огня сидели на сосновых лежаках. Тут же стояли кони, уткнувшись мордами в сено.

Вернулся Иннокентий с овсом для коней. Привёз гречневую крупу, растительное масло, куски замороженной баранины, три казана для варки каши.

Глядя на ошкуренные сосновые брёвна, Иннокентий похвалил:

– Из таких свечек храм добрый получится, всем храмам храм.

 

Видя такую дружную работу, Питирим решил, не откладывая, тут же готовить сосновые брёвна для строительства в Тамбове келий женского монастыря и архиерейского дома. И готовить лес впрок, так как одни храмы пора ремонтировать, добавлять в них новые венцы, другие же и вовсе строить вновь. Нужны были средства: деньги, провиант для строителей. Он встретился с Тамбовскими купцами, попросил у них помощи. Купцы, как всегда, пожались, попереглядывались, но слова не сказали, пока не встал торговец пенькой и зерном Иван Истомин.

Рослый, с зычным голосом, он явно верховодил в купеческой среде.

– Отец Питирим обратился к нам с просьбой помогать ему приводить людей к одной нашей вере, к православию. Без этого нам нельзя. На наши земли идут со всех сторон всё новые и новые поселенцы. Если все мы будем разноверами, то долго не будет единения народного. А без него, без единения, мы будем слабы и уязвимы. Отец Питирим – мы видим это – всего себя кладёт в православную нашу веру, все силы свои. И без нашей помощи ему никак не обойтись. Гордый он, вижу его, но и он превозмог гордость и обратился к нам. О себе скажу так: я на нужды епархии буду жертвовать по мере возможности деньгами и зерном. Призываю и вас, купцы, вносить пожертвования.

После слов Ивана Истомина заговорили другие купцы. И не нашёлся ни один, который возразил бы, не дал слово помогать епархии в креплении православной веры.

 

Вдохновлённый и окрылённый поддержкой купцов, Питирим поехал смотреть, много ли наготовили леса. Заодно дать заготовителям немного денег из своих келейных сбережений.

Лес лежал на поляне, на той самой, где намечено было строительство храма. В каждом скате по сорок бревен: десять в один ряд, затем на подложках второй ряд, третий, четвертый. Брёвна лежали не плотно, воздух гулял между ними, выветривал их. Возле брёвен ходил Нафанаил. Питирим подошёл к нему, благословил.

– Садись-ка, Нафанаил, со мной рядком, поговорим ладком.

Они присели на березовые пни, специально подготовленные для сидения на них. Спрятанные лесом звуки людских голосов, топоров были еле слышны, но указывали на то, что работа в лесу не прекращается. День заметно прибавился. Полдневное солнышко стояло уже высоко, пригревало спины. В воздухе стояла лёгкая синеватость.

– Вижу, потрудились, лесок добрый наготовили, – похлопал Питирим по сосновому ошкуренному бревну.

– Добрый лес, батюшка, ещё плотников бы умелых. Мне известно, что мордвин Матвей достойно срубит храм. Казаки – нет, к топору не привычные, а мордва – ловкие, умеют тонко работать.

– Мне, Нафанаил, давно указали на Матвея. Ты человек опытный в храмовом строительстве, как ты полагаешь ставить храм, расскажи-ка мне.

– Всё, батюшка, зависеть будет от размеров. Как план наработаем, так по плану и ставить будем.

– Загоняться в размеры большие не следует. Это начальный храм обители. Построим его, соберём монашествующих, обживёмся. И о просторном храме подумаем. Не всё враз. Вот как есть на длину бревна, так в четыре стены и погоним. Алтарь приставной поставим. Приделы с северной и южной сторон. Колокольню отдельно поставим.

– Ты, батюшка, уже весь план продумал.

– Я не только план продумал, а как глаза закрою, так вижу храм вживе. Вот он, бери его и ставь на место, двери открывай и служи…

– Углы как будем мастерить? – спросил Нафанаил.

– В лапу, только в лапу. Лес ты подобрал бревно к бревну, правда, как свечки. А приделы врубим в основные стены потайным ласточкиным хвостом. Известен тебе такой способ?

Нафанаил усмехнулся:

– Рубили и такие углы. Всякие. Рязань. Владимир. Я с детства в плотницкой артели. Научили.

– Желал этого – и научили. Кто не тянется, того не научишь. Делай, Нафанаил, смерки и сам своей рукой станешь рисовать углы. Краски я тебе дам. Никому не доверяй, только сам и сам. Сажать будем на мох. И моченцем подобьём стены. На тёплый будем делать. На низ, на два венца, надо дуб готовить. Уложим на закладные камни. Договорился, как снег сойдёт и дороги откроются, то камни нам доставят лысогорские казаки.

– Закладывать когда же намечаешь? – спросил Нафанаил.

– Весь пост материал будем готовить. А после Светло-Христова воскресения приступим к храму. Я так полагаю, что за лето вывершим его с Божьей помощью.

 

 

 

А. Мизеров. Вознесенская церковь в городе Романо-Борисоглебске (антикварное издание). Издательство: Типография Губернской земской управы, 1884 г.   А. А. Бронзов. Белозерское духовное училище за сто лет его существования (1809 - 1909 гг.). Том 1 (антикварное издание). Издательство: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909 г.   Н. В. Покровский. Шедевры христианства. Иллюстрированная история христианской культуры (+ CD-ROM). 2009 г.

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!