HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2023 г.

Гости «Новой Литературы»

Нет любви иной. Певица Ирина Крутова

Обсудить

Интервью

 

Купить в журнале за август 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

 

На чтение потребуется 17 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.08.2017
Ирина Крутова. Фотография из личного архива певицы.

 

 

 

Ей подвластно всё: чарующая сила романса, раздолье русской народной песни, изысканность эстрадной лирики, оперные арии. Имя Ирины Крутовой неразрывно с титулом «Национальное достояние России», но его обладательница скромна, строга и требовательна к себе. Сотни концертов, шесть выпущенных в свет альбомов, победы на международных конкурсах – об этом, кажется, помнят поклонники Ирины, но не она сама. Известность и успех не сказались на характере певицы, выступающей на самых престижных концертных площадках России. Подтверждение тому – видеозаписи выступлений И. Крутовой: она отдаёт слушателям всю щедрость своего таланта и полноту эмоций. Зал и музыканты приветствуют её стоя, и нет никого, кто не откликается на этот волнующий голос всеми струнами собственной души.

С Ириной Крутовой и Иваном Шрамковым, продюсером, музыкантом и супругом певицы, мы встретились в период работы над двумя новыми компакт-дисками: Ирина согласилась рассказать о том, что для неё по-настоящему важно.

 

 

Беседу ведёт Вера Круглова

 

 

 

– Скажите, когда вы впервые ощутили, что музыка, пение – это ваша стихия?

 

– Пела я всегда, с самого раннего детства: просто потому, что не могла не петь. Родные говорят, что этот дар достался мне от прабабушки Софьи Морозовой: она была певуньей, как и вся её семья, хотя музыке у нас никто не учился – я стала первой. Зная о моих способностях, родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано, но пение всё равно оставалось главным: я часто участвовала в фестивалях и конкурсах от обеих школ. Из Волгодонска, где я родилась, мы с семьёй переехали в станицу Краснодарского края, и она оказалась особым миром, в том числе и музыкальным.

 

– Ирина, вы окончили школу по классу фортепиано, а потом поступили в Новороссийское музыкальное училище имени Д. Д. Шостаковича, чтобы получить специальность дирижёра академическим хором. Как вышло, что вы выбрали этот путь?

 

– Девять классов и музыкальную школу я окончила одновременно и прослушивалась на вокальный факультет Краснодарского училища, но мне сказали, что я ещё слишком юная для того, чтобы говорить о постановке голоса, ведь мне было всего 14 лет. Поэтому я поступила на дирижёрский факультет и не жалею: уровень профессиональных знаний очень пригодился. Всё сложилось как нельзя лучше.

 

– Попробовать себя на практике дирижёром вам довелось?

 

– Была и практика, и конкурсы, и даже победы на конкурсах, но сказать, что это меня захватывало, я не могу. Гораздо естественнее я себя ощущала, когда что-либо пела. И когда мне после окончания училища предложили поступать на дирижёрский и вокальный факультеты, сомнений не было – я поступила в Ростовскую государственную консерваторию на вокальный, а потом, спустя несколько лет, переехала в Москву.

 

– Вполне понятный поступок для музыканта, но почему в Москву, а скажем, не в Петербург?

 

– Я была на прослушивании в Петербурге, но за те дни, которые провела в этом городе, не ощутила его своим. А когда приехала в Москву, сразу почувствовала, что я дома, что этот город дорог мне не только тем, что он – столица нашей Родины. Шла по улицам, и мне было хорошо, естественно и просто – примерно так же, как выходить на сцену. Думалось, что и Москва меня принимает, раз не ставит на моём пути никаких преград.

 

 Выступление Ирины Крутовой в Мюзик-холле. Фото из личного архива певицы.

 

– В Москве вы получили окончательное образование – у вас диплом Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова, участвовали в многочисленных фестивалях и конкурсах, в том числе – Всероссийском конкурсе вокалистов им. М. Глинки. Но вашу творческую судьбу полностью изменил конкурс «Романсиада» 2000 года. Как это произошло?

 

– Сложно объяснить в двух словах. Романса как такового в те дни в моём репертуаре не было, и на конкурс я приехала, совершенно к нему не готовясь, выучив что-то впопыхах и почти не понимая, куда я попала. Уже оказавшись в сердцевине конкурса, услышав народные, городские, классические романсы, произведения в исполнении актёров, я была очарована этим многообразием. Для меня всё зазвучало по-новому, увлекло, заворожило. Я стала часами просиживать в библиотеках, просматривать сборники, пропевать про себя мелодии, читать стихи – чтобы понять, есть ли в этих нотах что-то, что отзывается во мне. Моя домашняя коллекция пополнилась кипами ксерокопий, и это было огромным наслаждением. Сейчас я немного скучаю, потому что есть Интернет, откуда можно многое взять, но это – совсем другое. Прикасаться к живым нотам, напечатанным сто с лишним лет назад, ощущать особый аромат былой эпохи – одно из моих самых любимых занятий. Так и вышло, что в мою жизнь вошёл романс, и это уже не изменить.

 

 Выступление Ирины Крутовой. Фото из личного архива певицы.

 

– Скажите, не было ли у вас мысли пойти по пути популяризации романса, обрести большую известность – как, скажем, Николай Басков?

 

– У каждого свой путь. Николай Басков тоже участвовал в «Романсиаде», это было одним из его первых, публичных и ярких заявлений о себе – Галина Сергеевна Преображенская, талантом и силами которой «Романсиада» существует уже двадцать лет, отметила его ещё тогда. А пойти по пути шоу-бизнеса… Нет, никогда не хотела. Я совершенно не гонюсь за популярностью и очень дорожу именно теми зрителями, которые приходят на мои концерты, поскольку они знают, чего хотят. Это люди неравнодушные, умеющие почувствовать и оценить что-то важное, люди, умеющие работать – я имею в виду работу внутреннюю, эмоциональную. И потом, все артисты разные: кому-то нравится быть на виду, проводить время в тусовках, это органично их натуре, а кому-то – наоборот. Я люблю общаться с теми, кто мне близок, моими единомышленниками – это гораздо интереснее, чем то, что происходит под флагом вечеринок.

 

– Ирина, вы чаще всего поёте о любви – в самых разных её проявлениях, хотя у вас самой любовь взаимная и счастливая. Как вам удаётся передавать такие глубокие и контрастные чувства?

 

– Мне многое довелось испытать, и в жизни были разные ситуации – радостные и не очень, огорчающие, ранящие, поэтому я понимаю, о чём пою (улыбается).

 

– Ваши выступления на сцене – ещё и большая актёрская работа. Отточен каждый жест, каждая спетая фраза, и при этом вы абсолютно искренни. Скажите, вы пользуетесь системой Станиславского?

 

– Наверное, можно и так сказать. Но это происходит естественным образом благодаря слову и музыке – в них уже заложены все эмоции, которые усиливаются моим личным восприятием.

 

– Вы каждое произведение подаёте очень по-своему.

 

– Мне кажется, что в искусстве (собственно, как и в жизни) нужно быть собой – все остальные роли уже заняты. Порой меня удивляют комментарии под видеозаписями в Интернете: «Ну, это не Шульженко» или «Это совсем не Юрьева». Как можно смотреть запись конкретного исполнителя и упрекать его в несходстве с другим артистом? Почему я должна быть Клавдией Ивановной, если я – не она? Я же не работаю в пародийном жанре, где нужно в точности повторять все нюансы – у меня совсем другой подход. Да, я пою то, что когда-то исполняли великие певицы прошлого, но не вижу смысла копировать их манеру: у них были свои чувства, своё видение и своё, совершенно другое время – со иными законами восприятия. А я выступаю как другой исполнитель и верю, что найдутся те, кто примет именно моё видение произведений.

 

– Огромное вам спасибо, что вы не даёте им уйти в забвение.

 

– Конечно, потому что мне порой бывает обидно за многие романсы и песни, которые не обрели широкой известности во время их создания, хотя они, на мой взгляд, прекрасны по своей сути и звучанию. Может быть, сейчас, благодаря нашей работе, они обретут свою аудиторию и станут более известными.

 

– Не может быть, а наверняка, Ирина. Скажу вам, как слушатель: вы находите творения, написанные много лет назад, и в вашем исполнении они удивительно современны, гармоничны и естественны – как «Мой Вася» Оскара Фельцмана и Георгия Ходосова и другая лирика. Это так неожиданно!

 

– Я и сама в восторге, когда нахожу такие необычные «характерные» песни – есть мысль сделать особую программу из таких вещей.

 

– Но в вашем репертуаре звучат и произведения наших современников – так называемые эстрадные хиты, баллады, романсы. Что вам в них нравится? Как авторы относятся к тому, что их композиции подаются вами очень непривычно, в другой манере?

 

– Меня привлекает в первую очередь слово и мелодия. Если сердце откликается на песню или романс, то я могу включить её в свой репертуар. Конечно, я исполняю всё в своем стиле и трактовке, и надеюсь, что авторы будут только рады ещё одной интерпретации своих сочинений. Иногда им даже самим интересно новое прочтение своей музыки – так было с романсом Давида Тухманова на стихи Ларисы Рубальской «Напрасные слова». Когда снималась юбилейная передача Давида Тухманова на телеканале «Культура», маэстро высказал пожелание, чтобы этот романс прозвучал от женского имени в программе «Романтика романса» именно в моём исполнении. Мы сделали новую оркестровку, и «Напрасные слова» обрели новое звучание.

 

 Ирина Крутова и Иван Шрамков. Фото из личного архива певицы.

 

Иван Шрамков:

 

Слушатели признательны Ирине, потому что в её исполнении современные песни воспринимаются совершенно иначе – мы получаем об этом много отзывов в Интернете. Более того, некоторые признаются в том, что впервые поняли их смысл – благодаря Ирине песни раскрываются для слушателя полностью. Интерпретация играет большую роль, а Ирина подаёт эстрадные песни в классической, романсовой, балладной манере – своём уникальном исполнительском стиле, и это позволяет донести до публики суть песни и свой взгляд на неё.

 

– Ирина, вы подарили героиням современных песен глубокий внутренний мир, и они стали такими же неповторимыми, как и персонажи других произведений в вашем репертуаре. Признайтесь, пожалуйста, такая работа над образом идёт лично от вас? Вы представляете в разных ситуациях себя или стараетесь создать образ другой женщины?

 

– Одна и та же женщина может проявлять себя абсолютно по-разному: все мы многообразны, поэтому во всех песнях – именно я. Наверное, если бы я играла в театре, меня ограничивали бы условностями мизансцен, декорациями, гримом, но я вольна действовать по-своему. У меня нет никаких рамок, административных напутствий. Я сама себе режиссёр, и эта свобода меня очень радует.

 

 Истра-5. Фото из личного архива Ирины Крутовой.

 

– У вас не возникает ощущения, что ваш свободный выбор по большей части связан с ретро, и что романс, который вы так цените, остался в прошлом?

 

– Вы знаете, бывает, что нас пытаются в этом если не убедить, то кольнуть, и от слова «нафталин» меня передёргивает – хотя бы потому, что это неправда. Да, к сожалению, у некоторых сложилось мнение, нелестное для жанра и тех, кто его искренне любит и ценит, но это мнение ошибочное. Уже пятнадцать лет я бываю в самых разных городах нашей необъятной Родины и вижу, как люди слушают романсы со слезами на глазах и как в финале концерта публика аплодирует стоя. Покажите мне тех, кто так же трепетно слушает популярную музыку, которую нам зачастую навязывают! Жанр романса жив – в наши дни не только исполняются произведения прежних лет, но и пишутся новые. Далеко не все из них шедевры, но романс очень востребован – и авторами, и певцами, и слушателями. Галина Сергеевна Преображенская создала не только вокальный конкурс «Романсиада», которому уже двадцать лет, но и детскую «Романсиаду», где юные артисты исполняют лирические песни, а ещё есть «Романсиада без границ», международное движение, объединившее Россию со странами зарубежья. Существует ещё и авторская «Романсиада» – конкурс новых произведений, лучшие из которых издаются Галиной Преображенской в нотных сборниках, пополняя библиотеки ценителей жанра. Есть воинская «Романсиада» – конкурс офицерского романса... Романс сегодня – это огромный, живой, особенный мир, и убеждать, что он отсутствует, глупо. Я была очень удивлена, когда один человек заявил мне, что не может найти исполнителя песни «Синий платочек», и что романсовых исполнителей сейчас просто нет. Не убедили даже мои слова о том, что я сходу назову, не считая себя, нескольких артистов, которые живут этим жанром: это Юлия Зиганшина, Евгений Южин, Герман Юкавский, Майя Балашова, Владислав Косарев. Говорить, что их не существует, по меньшей мере, нехорошо. Но кому-то не хочется увидеть то, что так реально и близко.

 

 Ирина Крутова и Галина Преображенская. Фото из личного архива Ирины Крутовой.

 

– Вы назвали имена своих коллег. Вам хочется быть первой в мире русского романса, вы честолюбивы?

 

– Нисколько. Для меня, простите за избитую фразу, действительно важна не победа, а участие – творчество, мой личный результат в конкретном выступлении. А то, как оценило это жюри, не моя забота. Главное – то, что ты можешь как исполнитель, что получится без звукорежиссёра, даже без музыкантов – живьём.

 

Иван:

 

– Однажды перед выходом на сцену Ирине поставили условие: петь под минусовую фонограмму. К сожалению, так бывает часто в сборных праздничных концертах. Но фонограмма у Ирины остановилась – прямо во время выступления. Техники сделать ничего не смогли, и в итоге она спела свой романс а капелла, к огромному восторгу публики – люди горячо откликаются на живое.

 

– На такой чарующий голос невозможно не откликнуться. Скажите, как вышло, что Ирина Крутова считается национальным достоянием России, но не имеет звания заслуженной или народной артистки?

 

Иван:

 

– Для оформления звания нужно собрать огромное количество самых разных бумаг. Возможно, я когда-нибудь это сделаю. Пока что мы всё время проводим в гастролях и новых проектах, и на это нет времени. А национальным достоянием России Ирину назвал замечательный актёр Аристарх Ливанов, который был на её первом сольном концерте в зале Чайковского. Спустя два или три года на церемонии в храме Христа Спасителя нам дали бумагу с титулом «Народное достояние», потом это попало в какой-то пресс-релиз, слилось и стало неразрывным с именем Крутовой.

 

Ирина:

 

– Сама о себе я не сказала бы так никогда, но спорить уже отчаялась. Единственное и самое ценное для меня звание – имя, которое мне дали родители и которое я должна нести с достоинством. Это не псевдоним, как некоторые думают, в нём нет ничего фальшивого.

 

– Как и во всём, что с вами связано. Ирина, я представляю, как ваши родные гордятся вами.

 

– Надеюсь, у них есть повод.

 

– А у вас самой есть то, о чём вы думаете если не с гордостью, то с удовлетворением?

 

– Да. Это мой первый сольный концерт в зале имени Чайковского – незабываемый, эталонный для меня. Всё было волшебным – мне аккомпанировали на двух роялях великие Михаил Аптекман и Виктор Фридман, а потом – ансамбль солистов оркестра народных инструментов имени Осипова под управлением Дмитрия Дмитриенко. Кстати, в этом прославленном коллективе некогда работал Иван, мой муж, с которым тогда мы не были знакомы – в том концерте он не участвовал. Может быть, в моём выступлении и было какое-то вокальное несовершенство, но в любимейшем зале всё звучало так искренне! Мне не стыдно ни за одну секунду этого концерта, ни за одну ноту, и все последующие выступления я мысленно возвращаюсь к нему, чтобы быть на той же высоте. Всякий раз, снова оказываясь в зале имени Чайковского, я благодарю судьбу за это счастье.

 

 В Большом зале Московской консерватории. Фото из личного архива Ирины Крутовой.

 

– Глядя на вас сейчас, трудно поверить, что когда-то вы не были знакомы. Иван, а какая ваша жена вне сцены?

 

– Совсем другая. Многие даже не узнают её, когда она приезжает на гастроли, потому что на сцене она – королева: властная, величественная, нарядная. А в жизни – озорная, весёлая, простая. Вкусно готовит, любит нас с дочкой и котом. И это хорошо – потому, что с людьми, которые «включают звезду» вне работы, очень тяжело: я видел это в сборных командах. Ирина, как мне кажется, правильно разобралась с тем, какой надо быть на сцене, а какой – в жизни. Она большая труженица – создала солидное количество программ и сценических образов, с полной отдачей эмоций и энергии, она мастерски умеет переключаться и работать как с одним концертмейстером, так и с большим коллективом – мы сотрудничаем с народными, джазовыми, симфоническими оркестрами по всей России. Кто-то знает Ирину по «Романсиаде», телеканалу «Культура», кто-то интересуется жанром и высылает приглашение приехать, а с кем-то мы связываемся сами. Музыканты работают с ней с большим удовольствием.

 

– Это заметно на всех видеозаписях: сначала смотришь и слушаешь само выступление, а потом обращаешь внимание на реакцию оркестра, дирижёров – они, как в песне Окуджавы, действительно хотят взлететь. Ирина, скажите, а как вы относитесь к телевизионным шоу «Голос», «Точь-в-точь»? Вам хотелось бы в них участвовать?

 

– Не очень...

 

– А вообще вы смотрите эти шоу?

 

– Иногда, ради интереса – могу пересмотреть какие-то фрагменты уже не в режиме реального времени, просто чтобы быть в курсе событий. Я не считаю участие в шоу каким-то достижением, но у нас в стране люди упорно верят телевидению: им кажется, что если ты мелькаешь в «ящике», значит, чего-то стоишь, а если нет, то не заслуживаешь внимания. Я считаю, это несправедливо – говорю не о себе, а обо всём концертном «цехе». Обидно, что увлечённые телевизором люди не утруждают себя тем, что нужно расширить свой кругозор или хотя бы дойти до пятой кнопки на пульте и включить канал «Культура».

 

– Скажите, люди из шоу-бизнеса входят в ваш круг общения?

 

– Доводилось не раз принимать участие в сборных праздничных концертах, представляя русский романс, где были артисты разных жанров. Я уважаю чужой труд и профессионализм в любых его проявлениях, но особой дружбы с людьми шоу-бизнеса у меня нет.

 

– Ирина, вы без всякой поддержки достигли международной известности – вас приглашают не только в разные регионы России, но и в бывшие республики Советского Союза. Доводилось ли вам выступать в более дальнем зарубежье, скажем, во Франции?

 

– Конечно, но пока в основном на представительских мероприятиях и в отдельных проектах в русских центрах. В этом сезоне я выступала на Мальте и в Германии. Несколько лет назад мы путешествовали на круизном лайнере, объединившем русский мир. Там были эмигранты, покинувшие Россию много лет назад вместе со своими родными – потомки князей Трубецких, представители других аристократических семей. Интересные встречи были каждый день: среди путешественников оказался 90-летний старик, который проделал тот же путь, что и после революции, только в обратном порядке – взошёл на палубу в Канаде, а сошёл в Севастополе. А другой пассажир слушал романс «Караван» со слезами, а потом признался, что его пела любимая мамочка – оказался очень трогательным, душевным человеком. Вообще то, как потомки эмигрантов сохранили русскую культуру, – просто невероятно. Я слышала, как внуки тех, кто уехал во Францию, исполняли под гитару песни Алёши Димитриевича – абсолютно точно, один в один: так, как было принято петь тогда. Причём эти русские французы были моложе нас – культура передалась им по наследству.

 

– Вы тоже многое делаете для того, чтобы сохранить бриллианты музыкальной культуры. Ирина, скажите, пожалуйста, о чём вы мечтаете как певица? Какой вы себя видите лет через десять?

 

– Это нелёгкий вопрос. Мне хотелось бы не растратить искренность, не потерять способность быть открытой на сцене и в жизни. Не замкнуться в себе, несмотря на горестные события, которые происходят вокруг и остаются в сердце как заноза. Меня огорчает и тревожит многое из того, что происходит в нашей стране, особенно – отношение людей друг к другу и к природе. Я очень ценю тех, кто приходит на мои концерты, и радуюсь, когда слушателей становится больше – это для меня самая большая награда, ведь кто-то стал более чутким, отзывчивым, живым. Мы порой за суетой и хлопотами забываем о настоящей сути жизни, её глубине – надеваем маски, ограничиваем своё сознание самыми плоскими вещами. Мне кажется, что люди, умеющие погрузиться в творчество и глубины собственной натуры, – совсем другие, они поднимаются на иной качественный уровень, а я стараюсь помочь им открыть самих себя тем, что мне дано. Очень хочется, чтобы у нас было как можно больше отзывчивых людей, которых прельщают не поверхностные эффекты, а красота человеческой натуры, воспетая в чудесной музыке. Об этом я и мечтаю...

 

 

3 июля 2017 года. Москва.

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению августа 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

57 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.12 на 12.01.2025, 18:15 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

27.12.2024
Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо.
Геннадий Литвинцев

17.12.2024
Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен!
Юрий Генч

03.12.2024
Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа.
Евгений Разумов



Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Лотки пластиковые водоотводные водоотводные лотки прайс. . Виртуальная visa mastercard - топ 10 лучшие виртуальные.
Поддержите «Новую Литературу»!