Гости «Новой Литературы»
ИнтервьюБеседу ведёт Вера Круглова
На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
С именем патриарха Никона, основавшего в Подмосковье Новоиерусалимский монастырь, связано множество фактов, легенд и домыслов – острых и противоречивых. Церковный и государственный деятель, живший больше трёх столетий назад, до сих пор остаётся одной из самых значимых фигур в истории России. Даже сейчас патриарх Никон непостижимым образом продолжает влиять на события современности. В чём загадка этого незаурядного человека? Своими мыслями с журналом «Новая Литература» делится Сергей Михайлович Завьялов – историк, исследователь, учёный секретарь музея «Новый Иерусалим».
– Новый Иерусалим и патриарх Никон – интереснейшее, загадочное явление. Полной ясности в том, к чему на самом деле стремился этот священнослужитель, до сих пор нет, хотя везде тиражируется, что Новый Иерусалим не что иное, как воплощение концепции «Москва – Третий Рим». У меня же есть совсем другое представление о замысле патриарха Никона. Горделивая концепция «Москва – Третий Рим» была разбита событиями Смутного времени начала XVII века. Россия тогда пережила иностранную интервенцию, страшнейшее разорение, национальную катастрофу. Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году, спустя всего четыре десятилетия после роковых событий, когда в памяти народа всё было ещё живо, раны ещё кровоточили… Если мы до сих пор помним о том, какой болью и страданием была Великая Отечественная война, то в ту пору всё было гораздо ближе и ощутимей. Но, вместе с тем, к середине XVII века наша страна оправилась, встала на ноги, стала сильней, и возникла потребность в новой геополитической ориентации России в мире. Потребовалась иная концепция, и её нашёл патриарх Никон. Не Москва и не Рим, а именно Новый Иерусалим – такой была его идея. Почему именно здесь, под Москвой, а не в другом месте? Я бы не стал утверждать, что патриарх начал своё дело, разглядев здесь копию Палестины.
– На ваш взгляд, это не так?
– Конечно, нет. Я беседовал с одним учёным-географом Московского государственного университета, который выступил против такого представления. Российская, русская равнина и горная ближневосточная страна! Нужно иметь очень сильное воображение, чтобы найти между ними сходство. Ещё более немыслимо, когда говорят, что место возведения монастыря в Новом Иерусалиме предуготовлено Богом – это уже вообще за пределами рационального. Такой точки зрения я не разделяю. Патриарх Никон, на мой взгляд, руководствовался совсем иным – идеей движения от разрушения к созиданию, от Смуты – к империи. В этом патриарх Никон и его Новый Иерусалим сыграли огромную роль.
– Откуда в простом крестьянском сыне Никите Минине, принявшем постриг и ставшем священником Никоном, такие амбиции?
– Никон прошёл тот путь, который в истории русской церкви проходили многие подвижники. Здесь и любознательность, и сильнейшая тяга к знаниям. Судьба Никона при этом не баловала – он рано осиротел, пережил крушение в своей семейной жизни, похоронил детей, а потом отправился учиться на север. Обретя опыт основания монастырей, Никон стал митрополитом самой западной, Новгородской митрополии России – там, где внешнеполитические аспекты проявились сильнее всего. Всё это выковало его убеждения, стремления, характер. В биографии патриарха Никона я нашёл упоминание о том, что прежде чем начать возводить Новый Иерусалим, он затеял перепись Звенигородского уезда. Я уже говорил, что эта территория подверглась страшному опустошению в Смутное время, и он ставит монастырь именно здесь – как точку притяжения и роста.
– То есть монастырь стал средоточием новой жизни?
– Да. Монастырь ведь был не только православной обителью, но и хозяйственной единицей. Патриарху Никону пришлось тяжело – ему нужно было привлечь в Новый Иерусалим не только монахов, но и крестьян, причём среди этого трудового люда было довольного много иноземцев – например, белорусов и даже поляков, которых он свозил, заманивал, перекрещивал, и они становились православными. В 1665 году к патриарху приехал будущий друг Петра I, голландец Николаас Витсен, и Никон его принял – он уважал иностранцев как носителей знания. Он даже сажал со своим гостем голландские розы, спрашивая Витсена: «Так ли в вашей стране красиво, как здесь, у нас?». Это значит, что патриарх Никон был не только стратегом – он оценивал и красоту округи. Река Истра, заливные луга, удобное место для жизни – в Новом Иерусалиме нет ничего не продуманного. Академик Алексей Викторович Щусев, который после Великой Отечественной войны занимался проектом восстановления Новоиерусалимского монастыря и города Истры, назвал это место «нашим северным Сочи». Только там – море, а у нас – красивая долина и монастырь, с его нарядными формами XVII века. Если посмотреть, как в наши дни в Подмосковье растут коттеджные посёлки, то рижское (наше) направление – одно из самых популярных: всё это – благодаря здоровой местности.
– Но только ли в этом – основа выбора патриарха Никона?
– Разумеется, нет. Возрождение разорённой земли, хозяйство, которое надо поднимать и восстанавливать – только один аспект. Давайте припомним: кто нам угрожал в начале XVII века?
– Поляки.
– Да, поляки. Мощнейшее католическое движение. Что у нас было с храмом Гроба Господня – там, в Палестине? Он находился под властью иноверцев. В том-то и скрыта специфика мировоззрения патриарха Никона. С одной стороны (на это обратил внимание А. В. Щусев и его команда), он максимально точно воспроизводит план храма Гроба Господня. А с другой – не берёт за основу тот вид святыни, который сложился к середине XVII века. Патриарх Никон воспроизводит первообраз и убирает латинские наслоения на храме Гроба Господня. В русском монастыре, на каменных досках, появляется надпись «тамо» – «зде». Противопоставление. У них – и у нас. К сожалению, потом всё это трансформировалось в противоположное значение. Изначальное неприятие католичества, желание сберечь здесь центр православия превратилось в «зде» – как «тамо»: подмосковный монастырь стал восприниматься как копия иерусалимского храма.
– Сергей Михайлович, говоря о патриархе Никоне, невозможно не вспомнить о его церковной реформе. Почему он решил приблизить современное ему православие к греческой первооснове?
– Здесь нужно учесть мировоззренческую особенность патриарха Никона. Он не был реформатором в сегодняшнем понимании этого слова. Реформаторы стремятся плохое старое заменить хорошим новым. Никон же это хорошее искал в прошлом. Старался уйти в корни. Стремился вернуться к истокам, свободным от латинского влияния. Он воспроизводил православную суть храма Гроба Господня. Вёл борьбу с католичеством в самых разных проявлениях и одновременно внушал пастве, что нельзя замыкаться только на своих обычаях, какими бы древними они ни были – нужно считаться с обстановкой, которая сложилась в мире. Он понимал, что жить по-старому нельзя, но далеко не все современники были с ним согласны.
– И это несогласие привело к трагедии: во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича с его странным прозвищем Тишайший разгулялась наша русская инквизиция: старообрядцев сжигали в срубах, топили, и они вынуждены были спасаться бегством. Кто всё это устроил?
– Для патриарха Никона обрядовая сторона была важной, но вторичной – куда значимее было уйти от того, что привело к разорению и Смутному времени. Что касается расправ над староверами – увы, средневековье – вообще жестокое время. А когда идёт неподчинение каким-то государственным решениям, это усиливается. Староверы же, которых тогда считали чуть ли не еретиками, готовы были расстаться с жизнью из-за веры, которую считали правильной. Вот и случилось то, что случилось. А потом царь Алексей Михайлович, поначалу почитавший Никона, отправил его в изгнание…
– Вероятно, ему не нужен был конкурент, а он видел в патриархе Никоне своего конкурента. Личность с большим авторитетом.
– В некотором смысле я с вами соглашусь, но на определённом этапе у царя и патриарха были отношения, для которых существует прекрасное, принадлежащее патриарху Никону, определение – соработничество. Я рад, что это слово сегодня присутствует и в лексиконе патриарха Кирилла, и в речах президента России. Соработничество возникло в те дни, когда Алексей Михайлович и Никон были ещё вместе, и оно дало блестящие результаты. Но то, что происходило в те годы, гораздо шире взаимосвязи правителя и священника. Давайте посмотрим, в каком направлении возводил патриарх Никон свои монастыри – ведь Новый Иерусалим был не единственным. Что скажете?
– В западном?
– Подсказка: протопоп Аввакум, который вначале был с патриархом Никоном заодно, считал его реформы злом и называл своего бывшего единомышленника «антихристом с севера». Вот нам и важен этот северный вектор. Здесь надо упомянуть Немецкую слободу в Москве. Мы помним, что этот округ иноземцев появился еще при Василии III, но Новая Немецкая слобода возникла в столице по царском указу в октябре 1652 года, и нет никакого сомнения в том, что идея принадлежала патриарху Никону. В Новой Немецкой слободе не давали права поселиться католикам – по крайней мере, в первое время. А Немецкая слобода – не что иное, как университет для будущего императора Петра I. Получается такая последовательность: Немецкая слобода – Новый Иерусалим и Иверский монастырь. Не хватает только одного звена.
– Какого?
– Санкт-Петербурга.
– Невероятно!
– Но это именно так. О новоиерусалимских корнях Санкт-Петербурга я говорил во время своего выступления на Конгрессе петровских городов. Это очень интересная тема! Чаще всего Петра Первого упрекают в том, что он упразднил патриаршество, в церкви его как бы не любят, но Пётр I и Новоиерусалимский монастырь связаны неразрывно. Царевичем Пётр был на похоронах патриарха Никона, царём дал Новому Иерусалиму исключительные права, «не в пример другим монастырям». Когда Пётр Первый стал строить Санкт-Петербург, он основал Александро-Невский монастырь и приписал к нему Иверский и Новоиерусалимский монастыри со всеми их землями, монахами, крестьянами и мастерами. Более того, Пётр Алексеевич перевёз в Санкт-Петербург колокол из Иверского монастыря – с поясным изображением патриарха Никона. Этот колокол стал аудиальным символом и Санкт-Петербурга, и всей России. На его звон шли все государственные процессии в северной столице. Но это ещё не всё!
– Похоже, открытиям не будет конца.
– Пётр I в основание будущей имперской столицы положил мощи Андрея Первозванного. Он называет он город именем первоверховного апостола Петра – логически завершив апостольскую тему патриарха Никона, начатую им новым иконостасом Успенского собора в Москве и иконостасом Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Более того, по признанию самого Петра Алексеевича, он последовал примеру патриарха Никона, который доставил из Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа: Пётр Первый привозит в Санкт-Петербург мощи Александра Невского. Но на этом история не заканчивается, связь Петербурга и Нового Иерусалима сохраняется. Императрица Елизавета Петровна восстанавливает монастырь вместе с блестящими кавалерами ордена Андрея Первозванного, учреждённого её царственным отцом, а после неё должное Новоиерусалимскому монастырю отдавали почти все российские цари, вплоть до Николая II. Новый Иерусалим – это Санкт-Петербургский императорский анклав в Подмосковье. А кто поддержал и восстановил Новоиерусалимский монастырь в наши дни? Петербуржцы! Путин, Медведев, Зубков, патриарх Алексий, патриарх Кирилл. Связь не обрывается.
– Сергей Михайлович, мне хотелось бы спросить вас о посмертной судьбе основателя Новоиерусалимского монастыря, его таинственном исчезновении. Что случилось с гробницей патриарха Никона?
– Этим вопросом занималась Галина Митрофановна Зеленская, бывший заместитель директора по научной работе в музее «Новый Иерусалим». К сожалению, мощей патриарха Никона в монастыре нет – остался только саркофаг. История его тоже загадочная и интересная. Мы с геологом, профессором МГУ А. С. Алексеевым и реставратором Ириной Леушиной исследовали этот саркофаг вместе. Он оказался... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Лотки железобетонные водоотводные дорожные водоотводные лотки. |